Печать

Итоги проверок финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год

Главным управлением ведомственного контроля Брестского облисполкома (далее – главное управление) за 2013 год проведено 139 проверок юридических лиц и обособленных подразделений, из них в соответствии с координационным планом контрольной (надзорной) деятельности – 101, по поручениям органов уголовного преследования, судов – 35, для подтверждения достоверности баланса в связи с акционированием–3.

Проверками выявлены нарушения в 118 организациях области на 5524,6 млн. руб., из них нарушений бюджетного законодательства в 73 на 761,7 млн. руб., вреда государственному имуществу в 24 на 22,0 млн. руб., установлено излишков денежных средств и материальных ценностей в 43 организациях на 862,4 млн. руб., предотвращено незаконных расходов денежных средств в 12 на 49,4 млн. руб., выявлено неэффективного использования денежных средств и материальных ценностей в 8 на 3468,4 млн. руб.

Значительные суммы вреда устанавливаются в ходе проверок предприятий и учреждений АПК. Так, за 2013 год проведенными проверками в 36 сельскохозяйственных организациях выявлено нарушений на 4390,0 млн. руб. (79,5 % от общей суммы нарушений).

В 7 райагросервисах области выявлена реализация калийных удобрений (в счет выделенной субъектам хозяйствования Брестской области квоты) предприятиям, не являющимся производителями сельскохозяйственной продукции, а также субъектам из других регионов республики, в количестве 8891,5 тонн на 3287,4 млн. руб. Материалы проверок переданы в правоохранительные органы, ведется расследование.

В сельскохозяйственном предприятии Лунинецкого района выявлено нарушений на 204,7 млн. руб. Так, при наличии просроченной задолженности по бюджетным ссудам руководителю и главным специалистам (их заместителям) за январь 2012 г. - январь 2013 г. необоснованно выплачено премий на 9,7 млн. руб. Подрядчиком в ходе  реконструкции молочно-товарного комплекса завышены физические объемы и стоимость строительно-монтажных работ, выполненных в мае – ноябре 2011 г. на 37,8 млн. руб. и оплаченных предприятием за счет льготных кредитов банка. С января 2012 г. по январь 2013 г. выявлены факты приобретения продуктов питания на 72,9 млн. руб. с последующим списанием их на убытки предприятия, использование которых документально не подтверждается. За этот же период не начислялась и не предъявлялась к оплате жильцам, проживающим в жилищном фонде, сумма отчислений на капитальный ремонт, в результате предприятием недополучено 23,6 млн. руб.

Кроме того на предприятии установлено неэффективное использование денежных средств на 104,5 млн. руб. Так, за 2012 год работникам предприятия за счет кредитных средств, полученных на выплату заработной платы, выданы без заключения договоров займа и не предусмотренные коллективным договором беспроцентные ссуды со сроком возврата  в течение 6 месяцев - 1 года, на 79,0 млн. руб., задолженность по которым на момент проверки составляла 36,5 млн. руб. На складе предприятия находилась машина предварительной очистки МПО-50 стоимостью 11,4 млн. руб., которая  приобретена по лизингу в декабре 2007 г. и не эксплуатировалась. Кроме этого, на 01.02.2013 допущена просроченная дебиторская задолженность свыше трех лет на 14,0 млн. руб., претензионная работа на предприятии не велась.

В сельскохозяйственном предприятии Ивановского района выявлено нарушений на 251,5 млн. руб. Так, подрядчиком завышена стоимость строительных работ, выполненных за август 2010 г. - июнь 2012 г. по расширению молочно-товарной фермы на 600 голов, на 208,2 млн. руб.; за январь 2012 г. – апрель 2013 г . с квартиросъемщиков не взыскано отчислений на капремонт жилфонда на 28,1 млн. руб.; за январь – сентябрь 2012 г . на легковой автотранспорт предприятия по причине несоблюдения линейных норм расхода топлива излишне списано 854 л бензина Н-80 на 6,2 млн. руб.

В сельскохозяйственном предприятии Брестского района выявлено нарушений на 57,0 млн. руб. Так, в перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, необоснованно включались единовременные премии, выплаченные к праздникам, материальные помощи к отпускам и компенсации, в связи с чем за 2012 год излишне выплачено отпускных (с начислениями) 35 работникам на 24,9 млн. руб. Кроме этого, предприятием оплачена стоимость завышенных строительно-монтажных работ по 3 объектам на общую сумму 23,8 млн. руб. Завышение стоимости строительно-монтажных работ образовалось в результате завышения физических объемов работ, командировочных расходов и стоимости работ по перевозке рабочих.

В ходе проверок, проводимых главным управлением в истекшем году, выявлялись факты нарушения трудовой дисциплины, что  выражалось  в нахождении работников учреждений в их рабочее время за границей с частными визитами; отсутствия на рабочих местах без наличия документов, подтверждающих их освобождение от исполнения должностных обязанностей.

Так, в учреждении здравоохранения г. Бреста за январь 2009 г. – май 2013 г. установлены факты неоднократных выездов за пределы Республики Беларусь в рабочее время или в период временной нетрудоспособности с частными визитами 11 врачей учреждения, что подтверждается сведениями базы данных «Пассажиропоток». В результате необоснованно выплачено заработной платы, пособий и командировочных расходов на 10,7 млн. руб.

Аналогично работник спортивного учреждения г. Береза за период с января 2012 г. по май 2013 г. отсутствовал на рабочем месте в качестве заместителя директора 491 час, в качестве инструктора-методиста 102,5 часов (согласно сведениям о телефонных соединениях абонентского номера). Переплата заработной платы (с начислениями) составила 6,8 млн. руб. Кроме этого, этот же работник в период с октября 2012 г. по май 2013 г. отсутствовал на рабочем месте 55,5 часа в качестве педагога дополнительного образования в учреждении образования г. Береза. Переплата заработной платы (с начислениями) составила 1,7 млн. руб.

Многочисленные нарушения устанавливаются при расходовании средств на оплату труда. Основными причинами нарушений являются: несоблюдение типовых штатов, неверное исчисление стажа работы по специальности и в отрасли, неправильные расчеты должностных и тарифных окладов, излишнее предоставление количества дней очередных, дополнительных и социальных отпусков, завышение фондов надбавок, премий и материальной помощи, оплата дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день за счет бюджетных средств при наличии средств от приносящей доходы деятельности и т.д.

Бюджетными организациями не в полном объеме восстанавливаются коммунальные, транспортные и другие расходы, затраченные на организацию внебюджетной деятельности. Так, за 2012 год центром повышения квалификации при оказании платных услуг не возмещено расходов за счет внебюджетной деятельности по оплате коммунальных услуг на 84,6 млн. руб.; учреждением культуры в 2011-2012 гг. в расходной части сметы доходов и расходов внебюджетных средств не планировалась и не производилась оплата за услуги по охране объектов, незаконные расходы бюджетных средств за указанный период составили 13,2 млн. руб. и т.д.

В 2013 году главным управлением для рассмотрения и принятия соответствующих мер направлены в правоохранительные органы материалы 40 проверок (в том числе по собственной инициативе – 5) на сумму выявленных нарушений 4138,8 млн. руб., из их вреда государственному имуществу – 15,3 млн. руб. Взыскано по переданным материалам от суммы выявленных нарушений 588,5 млн. руб. (14,2 %), из их вреда государственному имуществу – 15,3 млн. руб. (100 %), по материалам проверок прошлых лет – 66,1 млн. руб.

Так, в ходе проверки дома-интерната для престарелых и инвалидов установлено, что инструктором по труду со счетов восьми недееспособных граждан за январь 2012 г. – февраль 2013 г. необоснованно снято 11,1 млн. руб. (отсутствуют первичные документы, подтверждающие расходование снятых денежных средств на их нужды). Приговором суда она признана виновной в совершении завладения имуществом, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, ей назначено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с учетом, хранением и распоряжением товарно-материальными ценностями сроком на два года со штрафом в размере 50 базовых величин в доход государства.

В территориальном центре социального обслуживания населения поступившие пожертвования от физического лица в марте 2010 г. в размере 16,1 млн. белорусских руб. и 4500 евро оприходованы не были и частично потрачены на приобретение гречневой крупы для малообеспеченных семей. По состоянию на 30.04.2013 недостача пожертвований составила 19,9 млн. руб.

Принятыми мерами по результатам проверок по состоянию на 01.01.2014 восстановлено (возмещено) средств от суммы выявленных нарушений 1864,3 млн. руб. или 33,7 % (материалы проверок на 3616,4 млн. руб. находятся на рассмотрении в правоохранительных органах), из них вреда государственному имуществу – 22,0 млн. руб. (100 %), бюджетных средств – 761,7 млн. руб. (100 %), по материалам проверок прошлых лет – 307,6 млн. руб.; поступило доначисленных платежей в бюджет на 80,1 млн. руб., из них по материалам проверок прошлых лет – 17,0 млн. руб. Работа по возмещению сумм выявленных нарушений продолжается. Всего по материалам проверок привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 225 человек; органами, ведущими административный процесс, на 6 юридических лиц и 24 физических лица наложено административных штрафов соответственно на 26,7 и 30,4 млн. руб. 

Герб Брестской области