Печать

Итоги проверок финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год

Главным управлением ведомственного контроля Брестского облисполкома (далее – главное управление) за 2014 год проведено 74 проверки юридических лиц и обособленных подразделений, в том числе плановых проверок в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности – 51, проверок по поручениям органов уголовного преследования, судов – 23.

Наиболее повторяющиеся нарушения допускаются в оплате труда. Незаконные расходы на выплату заработной платы (с начислениями) установлены в 49 организациях области (66 % от проверенных) на 1341 млн. руб. (34 % от общей суммы нарушений).  Основными нарушениями являются: содержание сверхштатных единиц, отсутствие контроля за учетом рабочего времени внешних и внутренних совместителей, несоблюдение трудовой дисциплины (допускается отсутствие работников на рабочих местах без наличия документов, подтверждающих их освобождение от исполнения должностных обязанностей), заключение нанимателями контрактов с руководителями организаций, не соответствующих действующему законодательству; неправильное установление тарифных ставок и  надбавок (за стаж, класс, совмещение профессий и др.); неверное исчисление среднего заработка для определения отпускных и др., необоснованная выплата премий и материальной помощи.

Например, в строительной организации в результате неправильного установления тарифных ставок водителям в зависимости от грузоподъемности грузовых автомобилей; повышения класса водителям, не имеющим необходимых категорий, а также за время нахождения их на ремонтных и других работах за январь – август 2014 г. излишне выплачено заработной платы,  надбавок, доплат, отпускных, материальной помощи к отпуску и пособий по временной нетрудоспособности (с начислениями) на 45,4 млн. руб.

В учреждении здравоохранения необоснованно предоставлены дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день работникам, которым в соответствии с п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 № 1695 «О категориях работников, которым не устанавливается ненормируемый рабочий день» такие отпуска не предоставляются. Кроме того, в средний заработок для выплаты отпускных в нарушение п.п. 5.6 п. 5 Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, к Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь 10.04.2000 № 47, включались премии и материальная помощь ко Дню медицинского работника. Незаконная выплата бюджетных средств составила 6,8 млн. руб.

В государственном учреждении образования за декабрь 2012 г. сверх планового фонда заработной платы 160 работникам выплачена материальная помощь на 15,5 млн. руб. Кроме того, за сентябрь 2010 г. – август 2014 г. уборщику служебного помещения, являющемуся совместителем, в нарушение статьи 57 Трудового кодекса Республики Беларусь за неотработанное время необоснованно выплачено заработной платы (с начислениями) на 13,7 млн. руб.

Завышения строительно-монтажных работ (далее – СМР) выявлены в 28 организациях (38 %) на 573 млн. руб. (14 %). Подрядчиками завышаются физические объемы выполненных работ, расстояния по доставке рабочих, стоимость строительных материалов и др., причем в ряде случаев ими оплачиваются услуги технического надзора.  

Например, строительной организацией (генподрядчик) при выполнении работ за сентябрь – декабрь 2012 г. по реконструкции молочно-товарной фермы завышены физические объемы, а также стоимость материалов и расстояния по доставке рабочих на 23 км, общая сумма завышения составила 25,4 млн. руб.

Ненадлежащее ведение бухгалтерского учета выявлено в 2 организациях области, что потребовало в дальнейшем его восстановления  и способствовало хищению денежных средств, недостаче имущества, а также другим незаконным расходам, общая сумма финансовых потерь от выявленных нарушений составила 607 млн. руб. соответственно.

Так, в строительной организации в ходе проведения инвентаризации автотракторной техники и прицепного оборудования выявлена недостача 7 единиц транспортных средств на 30,3 млн. руб., в том числе 6 единиц полностью самортизированных и 1 единица с остаточной стоимостью. Вследствие неверного применения линейных норм расхода топлива за январь 2013 г. – май 2014 г. излишне списано 1192 л бензина АИ-92 и 4547 л дизельного топлива на 54,1 млн. руб. Также при снятии показаний спидометров автомобилей установлено использование 3 автомобилей в личных целях (пробег 150 км) на 1,1 млн. руб. Кроме этого, проверкой выявлены многочисленные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и списания основных средств, материалов, проведения переоценки имущества, начисления амортизации и др.

Нарушения законодательства, регулирующего государственные закупки и закупки за счет собственных средств, установлены в 12 организациях из 44 проверенных (27 %). Зачастую причинами нарушений является незнание ответственными лицами нормативных актов, формальная работа созданных комиссий по проведению закупок, бесконтрольность со стороны руководителей, неверный выбор процедуры закупки, несвоевременное размещение информации о государственных закупках на официальном сайте в сети Интернет и др.

Организациями области также допускаются непроизводительные расходы, неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств, что приводит к финансовым потерям, не поступлению налогов и иных платежей в бюджет. Например, дебиторская задолженность с истекшим сроком давности (свыше 3 лет), претензионная работа, по взысканию которой не проводилась, установлена в 8 организациях на 89 млн. руб.; несвоевременный ввод в эксплуатацию оборудования в 3 на 438 млн. руб.; не предъявление счетов за оказанные сторонним организациям услуги в 12 на 117 млн. руб.; недобор арендной платы и коммунальных платежей с арендаторов (ссудополучателей) в 15 на 645 млн. руб.

Так, в учреждении социальной защиты с декабря 2012 г. не были введены в эксплуатацию лифт балансовой стоимостью 58,3 млн. руб. (не используется, поскольку не проведены пусконаладочные работы) и с мая 2013 г. камера дезинфекционная на 42,5 млн. руб. (находится на складе). Также не использовалось оборудование физиотерапевтического кабинета, приобретенное в мае - декабре 2013 г., на 49,6 млн. руб., (в штатном расписании учреждения единица медицинской сестры по физиотерапии не предусмотрена), универсальная кухонная машина УКМ-09 на 14,6 млн. руб. (с декабря 2012 г.). Всего неэффективно использовалось основных средств, приобретенных за счет средств областного бюджета, на 165,0 млн. руб. 

В 2014 году главным управлением для рассмотрения и дачи правовой оценки в органы уголовного преследования, суды направлены материалы 29 проверок на сумму 2355 млн. руб. или 59 % от общей суммы нарушений, в том числе по собственной инициативе 6 на 1302 млн. руб. (55 % от направленных). Взыскано от суммы выявленных нарушений по переданным в органы уголовного преследования, суды материалам 1474 млн. руб. или 63 %, в том числе по материалам, переданным по собственной инициативе – 783 млн. руб. (60 %).

Например, в коммунальном предприятии работники, направленные приказом нанимателя (руководителя) в служебные командировки, а также на переподготовку, повышение квалификации (в очной (заочной) форме обучения), отсутствовали в пунктах командирования от одного и более дней. В то же время за дни отсутствия в командировках (на курсах) им возмещались командировочные расходы в полном объеме. Всего за январь 2011 г. – сентябрь 2014 г. 10 работникам предприятия необоснованно выплачено командировочных расходов на 9,8 млн. руб., 2 работникам – среднего заработка на 16,7 млн. руб. Кроме этого, директору предприятия за 2013 год выплачен годовой бонус в размере 15 должностных окладов, а следовало не более 12, переплата (с начислениями) составила 19,3 млн. руб. Также 1 работнику за период обучения с апреля 2011 г. по апрель 2012 г. неверно возмещены суточные на 1,5 млн. руб. Материалы проверки для расследования направлены в правоохранительные органы. В отношении работников предприятия районным отделом внутренних дел составлены протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 10.5 КоАП Республики Беларусь  (мелкое хищение).

В сельскохозяйственном предприятии установлено необоснованное списание 994 л бензина за январь 2013 г. – июль 2014 г. на 9,2 млн. руб., из них 473 л в результате приписок пробега по путевым листам. Материалы проверки для расследования направлены в РОВД. Постановлением суда бывшей заведующей складом ГСМ назначено административное взыскание в виде штрафа в доход государства в размере 20 базовых величин на 3000 тыс. руб.  

Всего по материалам проверок привлечено к дисциплинарной ответственности 262 человек, из них 1 освобожден от занимаемой должности, к материальной ответственности – 125 человек, органами, ведущие административный процесс, взыскано административных штрафов с 27 физических лиц на 48 млн. руб., с 4 юридических лиц на 30 млн. руб.

Герб Брестской области