Печать

Итоги проверок финансово-хозяйственной деятельности за 1 полугодие 2015 г.

Главным управлением ведомственного контроля Брестского облисполкома (далее – главное управление) за 1 полугодие 2015 г. проведено 28 проверок юридических лиц и обособленных подразделений, в том числе плановых проверок в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности – 19, проверок по поручениям органов уголовного преследования, судов – 9.

Наиболее многочисленные нарушения допускаются в оплате труда. Так, незаконные расходы на выплату заработной платы (с начислениями) установлены в 21 организации области (75 % от проверенных) на 516,7 млн. руб. (24 % от общей суммы нарушений).  Основными нарушениями являются: содержание сверхштатных единиц, несоблюдение трудовой дисциплины, заключение нанимателями контрактов с руководителями организаций, не соответствующих действующему законодательству; неправильное установление тарифных ставок и  надбавок (за стаж, класс, совмещение профессий и др.); неверное исчисление среднего заработка для определения отпускных и др., необоснованная выплата премий и материальной помощи.

Например, в учреждении культуры за май 2012 г. – декабрь 2014 г. на содержание 1,2 ставки уборщика служебных помещений незаконно израсходовано 99,4 млн. руб. (с начислениями), предотвращены незаконные расходы бюджетных средств на их содержание на 2015 год в размере 33,6 млн. руб. За 2014 год по причине неверного установления тарифных окладов, начисления премий на надбавку за наличие квалификационной категории излишне выплачено заработной платы и премий 10 работникам музея на 8,6 млн. руб. (с начислениями).

В  спортивном клубе переплата надбавок за стаж работы по причине их завышения, премий, начисление которых необоснованно производилось на надбавку за сложность и напряженность, и материальной помощи, не предусмотренной заключенным с руководителем контрактом, за январь 2014 г. – март 2015 г. составила 119 млн. руб.

В другом спортивном клубе в 2014 году на выплату денежных вознаграждений, доплат до контрактных сумм тренерам, спортсменам - инструкторам, стажерам спортсменов - инструкторов и выплату среднего заработка за дни отпуска не по целевому назначению израсходовано 463 млн. руб. спонсорской помощи, в связи с чем, доначислено налога на прибыль на 83 млн. руб.

В районном отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи на содержание сверхштатной 0,25 ставки уборщика служебных помещений в детской школе искусств за январь 2013 г. – февраль 2015 г. незаконно израсходовано (с начислениями) 16 млн. руб., а также предотвращено незаконных расходов на ее содержание за март – декабрь 2015 г. 7 млн. руб. Кроме этого, за 2013 – 2014 гг. излишне выплачено заработной платы с начислениями в общей сумме 47 млн. руб. по следующим причинам: неверное определение тарифного коэффициента и надбавки за классность водителю; оплата дополнительных отпусков за счет бюджетных средств и предоставление дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день лицам, работающим по совместительству.

Завышения строительно-монтажных работ выявлены в 15 организациях на 413,8 млн. руб.  Основными причинами нарушений являются: включение в акты работ, выполнение которых документально не подтверждается; завышение стоимости строительных материалов, фактических затрат по доставке рабочих и др.

Бюджетными организациями не в полном объеме возмещаются коммунальные, транспортные и другие расходы, затраченные на организацию внебюджетной деятельности, что в итоге ведет к незаконным расходам бюджетных средств. Так, в 5 организациях области недовосстановлено бюджетных расходов на 356,9 млн. руб., из них в одном спортивном клубе на 206 млн. руб. по оплате коммунальных услуг. Допущенное нарушение повлекло привлечение к  административной ответственности 3 должностных лиц на общую сумму штрафов 6,3 млн. руб.

Нарушения законодательства, регулирующего государственные закупки и закупки за счет собственных средств, установлены в 9 организациях из 18 проверенных. Зачастую причинами нарушений является незнание ответственными лицами нормативных актов, формальная работа созданных комиссий по проведению закупок, бесконтрольность со стороны руководителей, неверный выбор процедуры закупки, несвоевременное размещение информации о государственных закупках на официальном сайте в сети Интернет и др. Также допускается искажение данных при заполнении государственной статистической отчетности форм 2-торг (конкурс) и 1-торг (конкурс). По результатам проверок на 8 физических лиц наложены административные штрафы в размере 15,3 млн. руб.

Организациями области допускаются нарушения законодательства при сдаче государственного имущества в безвозмездное пользование (аренду). Ссудодателями (арендодателями) зачастую не предъявляются или выставляются не в полном объеме ссудополучателям (арендаторам) подлежащие возмещению расходы по содержанию имущества. Имеются случаи не заключения договоров безвозмездного пользования имуществом (аренды) или в договорах не предусматривается оплата коммунальных и иных расходов ссудополучателями (арендаторами), им не предъявляется пеня за несвоевременную уплату коммунальных, эксплуатационных и других платежей и арендной платы. Указанные факты свидетельствуют о нерациональном и неэффективном использовании государственного имущества, а также приниженном контроле руководителей и соответствующих служб учреждений  и  организаций к данному вопросу. Недобор арендной платы и коммунальных платежей с арендаторов (ссудополучателей) выявлен в 5 организациях на 375 млн. руб.

Так, в районном отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи за 2013-2014 гг. с арендаторов (ссудополучателей) недовзыскано и не возмещено в доход районного бюджета расходов на оплату труда сторожей и кочегаров, а также услуг по теплоснабжению на 202,2 млн. руб. Также отделом для демонстрации кино- и видеофильмов без заключения договоров на условиях почасовой аренды предоставлялись помещения предприятию районной киновидеосети, за сентябрь 2013 г. – декабрь 2014 г. недополучено арендной платы на 6,6 млн. руб., коммунальных и эксплуатационных платежей на 67,9 млн. руб.

Проведенной сверкой числящихся мелиоративных систем в одном из районов области в разрезе их балансодержателей по состоянию на 01.01.2014, выявлено неучтенных мелиоративных систем на 22181,1 млн. руб., излишки восстановлены в учете субъектов хозяйствования, доначислено налогов на 246,2 млн. руб. 

Одной из причин выявляемых главным управлением нарушений является то, что в большинстве случаев руководителями проверенных организаций не определяется потребность руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и не обеспечивается реализация их непрерывного профессионального образования (по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет).

В 1 полугодии 2015 года главным управлением для рассмотрения и дачи правовой оценки в органы уголовного преследования направлены материалы 15 проверок, в том числе по собственной инициативе 6.

Например, в одном районном отделе образования, спорта и туризмаподрядчиком завышены физические объемы, стоимость материалов, транспортных расходов и др. по текущему ремонту гимназии за декабрь 2014 г. на 15,7 млн. руб. Оплата работ осуществлялась за счет средств районного бюджета. Отделом процедура переговоров на выполнение работ на указанном объекте проведена формально, договор подряда заключен с нарушением требований главы 12 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88. Кроме этого установлено, что по 14 договорам на выполнение электромонтажных работ из 15, заключенным отделом в 2012 году с обществом с дополнительной ответственностью не проведены процедуры переговоров, по 1 – подрядные торги. Аналогично в 2013 году по 19 заключенным договорам отделом не проводилась процедура запроса ценовых предложений, в 2014 году – по 11 из 13 заключенным не проведены процедуры переговоров. Главным управлением материал проверки передан инициатору. По результатам проверки 3 физических лица и 2 юридических лица привлечено к административной ответственности в размере 5,4 и 19,5 млн. руб. соответственно.

Всего по материалам проверок, проведенных в 1 полугодии 2015 г.,  привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 149 человек на 63,6 млн. руб., из них к дисциплинарной ответственности –  105 человек, к материальной ответственности, лишено (уменьшен размер) премий – 61 человек, возмещено вреда 39 лицами, привлеченными к материальной ответственности, 63,6 млн. руб.; по материалам проверок, переданным в органы, ведущие административный процесс, наложено административных штрафов на 19 физических лиц на 29,6 млн. руб., на 5 юридических лиц на 28,3 млн. руб.

Герб Брестской области