Печать

Итоги проверок финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год

Главным управлением ведомственного контроля Брестского облисполкома (далее – главное управление) за 2015 год проведена 61 проверка юридических лиц и обособленных подразделений, в том числе плановых проверок в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности – 42, проверок по поручениям органов уголовного преследования – 19.

Одним из основных нарушений, выявляемых в ходе осуществления ведомственного контроля в 2015 году, являлось не возмещение в полном объеме учреждениями социальной сферы при оказании платных услуг произведенных ими расходов за счет внебюджетных источников. В 9 бюджетных организациях из 19 незаконно оплачено за счет бюджетных средств коммунальных и других расходов, затраченных на организацию внебюджетной деятельности, на 2055 млн. руб., из них в одной районной спортивной школе на 1544,4 млн. руб., в отношении бывшего директора школы возбуждено уголовное дело.  

Незаконные расходы на выплату заработной платы (с начислениями) установлены  в  47 организациях   области на 1744 млн. руб. Основные нарушения: содержание сверхштатных единиц, неправильное установление тарифных ставок и надбавок (за стаж, класс, совмещение профессий и др.); неверное исчисление среднего заработка для определения отпускных и др., выплата премий и материальной помощи, не предусмотренных локальными нормативными правовыми актами; оплачено дополнительных отпусков при наличии внебюджетных источников несвоевременность выплаты заработной платы и т.д.

Например, работникам филиала одной строительной организации по причине начисления премий и других выплат, не предусмотренных коллективным договором, заработной платы за работу в выходные дни без наличия приказов излишне выплачено заработной платы, премий, единовременной помощи, поощрений (с начислениями) за октябрь 2013 г. – октябрь 2015 г. на 316,9 млн. руб. Также за указанный период работникам филиала недоначислено отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, единовременной помощи, премий, поощрений на сумму 250,1 млн. руб., в результате недоплата в ФСЗН составила 85 млн. руб., БРУСП «Белгосстрах» – 2,3 млн. руб.

Специалистам другой строительной организации необоснованно выплачивались надбавки за характер труда, расширенный объем работ, профессиональное выполнение в размерах от 50 до 130 %, не предусмотренные условиями коллективного договора, что в последующем повлекло излишнюю выплату отпускных, пособий по временной нетрудоспособности. Также установлена переплата надбавок за выслугу лет и  компенсаций при увольнении бывшим руководителям предприятия. Всего за январь 2014 г. – апрель 2015 г. на предприятии излишне выплачено заработной платы с начислениями на 260,8 млн. руб., причем за январь – март 2015 г. она выплачена несвоевременно.  

В районном коммунальном сельскохозяйственном предприятии незаконно использовано на выплату заработной платы и премий 190 млн. руб. Например, в марте – апреле 2015 г. директору предприятия и водителю выдано авансов на 154 млн. руб. (в 5-7 раз превышающих их заработную плату за месяц), из которых 106,4 млн. руб. – за счет кредитных средств, полученных на выплату заработной платы. На момент проверки авансы частично были погашены, вместе с тем, оставшаяся задолженность на сумму 147,3 млн. руб. за ними по учету не числилась.

В 18 дошкольных учреждениях районного отдела образования, спорта и туризма тарифные ставки помощников воспитателей повышались на 25 %, а следовало на 20 %, что повлекло незаконные выплаты заработной платы с начислениями за апрель – декабрь 2014 г. в размере 48 млн. руб.

Завышения строительно-монтажных работ выявлены в 28 организациях на 708 млн. руб. Основные причины нарушений: завышение физических объемов, стоимости строительных материалов, фактических затрат по доставке рабочих, несоблюдение условий, заявленных в конкурсном предложении, и др.  

Одной строительной организацией при выполнении работ по 6 объектам завышена стоимость выполненных работ на 128,4 млн. руб., из них по 4 оплаченным за счет бюджетных средств на 88,7 млн. руб. Кроме этого, на предприятии установлен ряд нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, в результате по 5 объектам излишне списано строительных материалов на 8 млн. руб., в ходе инвентаризаций у 2 материально-ответственных лиц выявлена недостача строительных материалов на 43,7 млн. руб. и излишки на 0,8 млн. руб.

Недобор арендной платы установлен в 5 организациях на 43 млн. руб., при сдаче в аренду и безвозмездное пользование имущества 13 проверяемыми субъектами с арендаторов и ссудополучателей недополучено коммунальных платежей и эксплуатационных расходов на 478 млн. руб.

Так, в двух районных отделах идеологической работы, культуры и по делам молодежи выявлены факты необоснованного предоставления помещений (зрительные залы учреждений клубной системы района) коммунальным кинозрелищным предприятиям для демонстрации кино и видеофильмов без заключения договоров на предоставление помещений на условиях почасовой аренды, что также повлекло недовзыскание расходов по их содержанию, эксплуатации, отоплению, энергоснабжению (коммунальным и другим услугам).

Также возросло количество нарушений, допускаемых проверяемыми субъектами при осуществлении всех видов закупок. Так, в 2015 году нарушения требований законодательства, регулирующих закупки, выявлены в  20 организациях из 40 проверенных, в 2014 году в 12 из 44. Причинами нарушений по-прежнему остаются незнание ответственными лицами нормативных актов, формальная работа созданных комиссий по проведению закупок, бесконтрольность со стороны руководителей, неверный выбор процедуры закупки, несвоевременное размещение информации о закупках на официальном сайте в сети Интернет и др.

Выявленные нарушения, свидетельствуют о том, что руководителями отдельных организаций не в полной мере обеспечивается соблюдение финансовой и исполнительской дисциплины, допускается нерациональное и неэффективное использование государственного имущества, включая денежные средства. В организациях допускается ненадлежащее ведение бухгалтерского учета, на низком уровне находится работа по подбору кадров, по этим причинам повторяются одни и те же ошибки, должные меры по их предотвращению не принимаются.

За 2015 год главным управлением для рассмотрения и дачи правовой оценки в органы уголовного преследования направлены материалы 33 проверок, в том числе по собственной инициативе 12.

Например, в одном районном отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи (далее – Отдел) с нарушением законодательства проведена процедура переговоров по выбору подрядчика для выполнения работ по текущему ремонту фасада здания СДК. Кроме этого начальником отдела после признания комиссией процедуры переговоров не состоявшейся издан приказ о признании подрядчиком конкретного общества с ограниченной ответственностью, которым в последующем завышены объемы строительно-монтажных работ за июнь 2015 г. на 12,8 млн. руб. Также в Отделе выявлены случаи использования специального автомобиля «Культурно-просветительская» не по целевому назначению; факты заправок личного автомобиля начальником Отдела; по 2 автомобилям установлены расхождения в показаниях спидометров с путевыми листами. Всего необоснованно списано топлива на 20,8 млн. руб. За июнь 2013 г. – август 2015 г. недополучено выручки от оказания услуг по музыкальному обслуживанию семейных торжеств на 3,7 млн. руб. и др. Материал проверки направлен для расследования инициатору.

Всего по материалам проверок, проведенных главным управлением в 2015 году, привлечено к дисциплинарной ответственности 176 человек, к материальной ответственности, лишено (уменьшен размер) премий – 154 человека, 120 лицами, привлеченными к материальной ответственности, возмещено вреда на 211 млн. руб.; по материалам проверок, переданным в органы, ведущие административный процесс, наложено административных штрафов на 50 физических лиц на 80 млн. руб., на 9 юридических лиц на
73 млн. руб.

Герб Брестской области