Печать

По вопросам экономики

Оставить вопрос по теме:
ИНВЕСТИЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 

1) Правительство Республики Беларусь предусматривает помощь, гранты, налоговые льготы для иностранных компаний-инвесторов? Если да, то в какой форме?

Ответ. Инвесторы при вложении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, вправе использовать льготы и преференции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В настоящее время инвестору предоставляется ряд льгот, закрепленных пунктом 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". Инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием освобождаются от:

  • внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка
  • земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом 
  • ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для использования в рамках реализации инвестиционного проекта.
  • уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, а иностранные граждане и лица без гражданства, привлекаемые инвестором - за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь.
  • налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, обязанность при безвозмездной передачей капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных объектов основных средств, передаваемых в установленном законодательством порядке для реализации инвестиционного проекта в собственность инвестора.

Получение указанных льгот и реализация инвестиционных проектов, под которые эти льготы предоставляются, осуществляется путем заключения инвестиционного договора между инвестором (в том числе и иностранным) и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, определяемых Декретом N 10 и иными актами инвестиционного законодательства.

Налоговые, таможенные льготы и преференции в области валютного регулирования предоставлены резидентам свободных экономических зон на основании Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 N 213-З "О свободных экономических зонах".

 

2)    Какие налоговые льготы или выплаты предусмотрены белорусским законодательством в случае, если иностранная компания решит сделать инвестиции в энергосберегающие системы в целях обеспечения экологической эффективности производства?    

Ответ. В соответствии с Законом Республики Беларусь от  08.01.2015 №  239-3 «Об энергосбережении», при осуществлении инвестиционных проектов в сфере энергосбережения предоставляются налоговые, таможенных (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и иные льготы в отношении ввозимых на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему.

 

3) С какими странами действует льготный таможенный режим?

Ответ. В единое таможенное пространство входят: Беларусь, Россия, Кыргызстан, Казахстан.  НДС исчисляется по стране назначения в зависимости от ставок: Беларусь-20%, Россия-18%, Казахстан-12%, Кыргызстан - 12%. 

 

 4) Какое налогообложение существует в Беларуси ? 

В Республике Беларусь действует общеустановленный и несколько особых режимов налогообложения.

Общеустановленный режим налогообложения предполагает исчисление и уплату организацией следующих налогов:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыль;
  • земельный налог;
  • налог на недвижимость;
  • экологический налог;
  • налог на добычу (изъятие) природных ресурсов.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 93 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. При реализации товаров (работ, услуг) на территории республики  налогообложение производится по основной ставке налога на добавленную стоимость 20 процентов. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов.

Налогом на прибыль облагается валовая прибыль организаций, которой признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

В части оставшейся после исчисления и уплаты данного налога прибыли организации может приниматься любое решение по направлениям ее использования по усмотрению ее собственника (собственников), в том числе о ее перечислении в Италию.

При этом необходимо помнить, что согласно главе 15 НК доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются объектом налогообложения налогом на доходы.

Перечень данных доходов является исчерпывающим и определен пунктом 1 статьи 146 НК. В частности, в состав таких доходов включаются: дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК; доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления.

Ставки налога на доходы определены в процентах в зависимости от вида доходов (от 6 до 15 процентов).

Тем не менее, если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

 

5) Сколько времени требуется для начала работы новой компании зарегистрированной в Беларуси?

Ответ: Организация бизнеса на начальном этапе подразумевает под собой государственную регистрацию юридического лица (унитарное предприятие, хозяйственное общество и т.д.). Порядок государственной регистрации юридических лиц определен Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 (далее – Положение).

Порядок государственной регистрации юридических лиц следующий.

До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

  • согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации (в Брестской области согласование наименования осуществляется только в Брестском облисполкоме; согласовать наименование можно путем личной подачи, подачи документов по почте либо в электронном виде без использования электронной цифровой подписи посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – веб-портал ЕГР);
  • определить предполагаемое местонахождение коммерческой, некоммерческой организации;
  • принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав.

Для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются:

  • заявление о государственной регистрации;
  • устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
  • легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
  • копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
  • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (размер госпошлины – 1 базовая величина);

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем личной подачи необходимых документов в регистрирующий орган по месту нахождения либо в электронном виде посредством веб-портала ЕГР.

 За государственную регистрацию субъектов хозяйствования взимается государственная пошлина. При этом освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию в случае представления в регистрирующий орган документов в электронном виде посредством веб-портала ЕГР.

При этом обращаем внимание, что электронные документы в регистрирующий орган посредством веб-портала ЕГР могут быть представлены только авторизированным пользователем - владельцем личного ключа электронной цифровой подписи (резидентом Республики Беларусь).

Вся необходимая информация, а также бланки заявлений можно найти на официальном сайте главного управления юстиции - www.brestjust.by в разделе государственная регистрация и ликвидация субъектов хозяйствования, политических партий и общественных объединений.

 

6) Какие льготы предусмотрены при создании новых компаний в Беларуси?

Ответ. Законодательством Республики Беларусь налоговые льготы, связанные с созданием новых компаний, предусмотрены только при их размещении на территории свободной экономической зоны или на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

 

 7) Какая государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства для развития бизнеса? Возможно ли оформление льготного кредита?

Ответ: Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», в соответствии с решением Брестского областного Совета депутатов от 12 июня 2009 г. № 212 «О порядке оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства» из средств областного бюджета, размещенных во вклады (депозиты) банков, предоставляются льготные кредиты субъектам малого предпринимательства Брестской области.

Процентная ставка по льготному кредиту составляет 0,5 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день принятия соответствующим банком решения о предоставлении льготного кредита, увеличенной не более, чем на 3 (три) процентных пункта.

Облисполкомом заключены соглашения с филиалом ОАО «Белагропромбанк» - Брестское областное управление, филиалом № 100 ОАО «АСБ «Беларусбанк» - Брестское областное управление, дирекцией ОАО «Белинвестбанк» по Брестской области, Региональной дирекцией № 100 ОАО «БПС-Сбербанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белвнешэкономбанк».

Льготные кредиты предоставляются субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, бизнес-проекты, в целях строительства, приобретения капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и (или) их ремонта и реконструкции, приобретения оборудования, транспортных средств, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и оказания услуг  по следующим направлениям:

  • создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);
  • организация, развитие производства, реализация экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;
  • производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;
  • внедрение новых технологий.

По вопросам кредитования субъекту малого предпринимательства необходимо обращаться непосредственно в структурные подразделения вышеуказанных банков.

Дополнительную информацию можно получить в отделе предпринимательства комитета экономики облисполкома по тел. 20-97-34, 20-97-91.

 

8) Какие появились особенности начислении амортизации основных средств и нематериальных активов?

Ответ:

1. Частью первой пункта 1 постановления № 110 предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели вправе принять решение о неначислении с 1 января по 31 декабря 2016 г. амортизации по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением основных средств, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств.

При принятии решения о неначислении в 2016 году амортизации организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо исходить из периода, равного 12 месяцам. Начисление (неначисление) амортизации в отдельных месяцах данного периода не допускается.

Необходимо обратить внимание, что при применении части первой пункта 1 постановления № 110 продлеваются как нормативные сроки службы, так и сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов на срок, равный 12 месяцам.

2. Частью второй пункта 1 постановления № 110 предусмотрено, что решения о неначислении амортизации по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, принимаемые организациями, имущество которых находится в государственной собственности, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, подлежат согласованию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, другими государственными органами и государственными организациями, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами. При этом согласование, указанное в части второй пункта 1 постановления № 110, осуществляется в письменной форме в пятидневный срок со дня представления организациями экономического обоснования необходимости неначисления амортизации, подписанного их руководителями (пункт 2 постановления № 110).

Обращаем внимание, что данные нормы не содержат конкретных требований и критериев к форме и содержанию письменных согласований государственными органами управления решений организаций о неначислении в 2016 году амортизации, отказа в таком согласовании, а также экономических обоснований необходимости неначисления амортизации, представляемых организациями. В этой связи государственные органы управления вправе самостоятельно определить форму и содержание указанных документов. Согласование решений организаций о неначислении амортизации государственные органы управления осуществляют на основании самостоятельно определенных критериев исходя из финансово-экономической ситуации, сложившейся в конкретной организации.

В случае наличия в уставном фонде организации одновременно республиканской и коммунальной собственности указанное согласование должно быть получено организацией от всех ее участников независимо от доли участия.

Герб Брестской области