Версия для слабовидящих
Печать

По вопросам землепользования

Если в пользовании находится два земельных участка, возможно ли их объединить в один?

ОТВЕТ: Слияние осуществляются с учетом требований законодательства и возможно в отношении земельных участков, зарегистрированных в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, на которые землепользователями получены документы, удостоверяющие права на них.

При этом, зарегистрированы должны быть все земельные участки, в отношении которых рассматривается вопрос об их слиянии.

Согласно статье 10 Кодекса Республики Беларусь о земле слияние земельных участков может быть произведено, если они являются смежными, имеют одинаковое целевое назначение и при этом не превышаются установленные законодательством предельные размеры земельных участков, а также не нарушаются другие требования законодательства об охране и использовании земель.

Кроме того, слияние земельных участков не должно привести к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных, противопожарных, санитарных и иных требований

Условие о соблюдении установленного законодательством предельного размера относится к вновь образованному в результате слияния земельному участку.

Соблюдение всех вышеизложенных условий является обязательным.

По вопросу слияния земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных в пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, аренду, заинтересованное лицо обращается в местный исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка, который  рассматривает вопрос о возможности слияния земельных участков с учетом вышеизложенных требований законодательства.  При положительном решении вопроса местный исполнительный комитет направляет поручение организации по землеустройству на разработку проекта слияния земельных участков и установления границ, образованного в результате участка.

 

Какие сроки строительства дома на участке, купленном с аукциона?

ОТВЕТ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 г. № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач» предусмотрено, что строительство жилого дома должно быть завершено гражданином в течение трех лет с даты осуществления государственной регистрации права частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды на земельные участки, предоставленные как по результатам аукциона, так и без проведения аукциона.

Обращаем внимание, что строительство на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания дома, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач» (далее - Указ № 87), должно быть завершено в течение трех лет с даты осуществления государственной регистрации права на этот земельный участок. При этом завершением строительства считается возведение фундамента, стен и крыши этого дома, независимо от его ввода в эксплуатацию.

Если гражданин не уложится в отведенный срок, то с учетом материального положения и других уважительных причин (болезнь, отсутствие в Беларуси) срок строительства может быть продлен местным исполнительным и распорядительным органом, но не более чем на два года. Для этого нужно подать заявление - не ранее чем за шесть, но не позднее чем за два месяца до истечения срока. Причем право на продление можно реализовать только один раз. В случае же невозможности завершить строительство в отведенный срок необходимо законсервировать дом и благоустроить земельный участок. Консервацию также можно осуществить только один раз, причем не более чем на три года. В общей сложности максимальный срок строительства получается восемь лет.

В случае если в установленные сроки гражданин не завершит строительство жилого дома и не законсервирует его, по решению суда земельный участок с не завершенным строительством жилым домом будет изъят для продажи с публичных торгов.

По результатам торгов гражданину будет возмещена сумма, полученная от продажи дома, за вычетом расходов на проведение публичных торгов, или сумма оценки не завершенного строительством жилого дома.

 

Получил земельный участок для строительства жилого дома, а в документах написано про ограничения в использовании земельного участка. Скажите, пожалуйста, что это значит?

ОТВЕТ: В соответствии с действующим законодательством ограничения (обременения) могут устанавливаться в отношении прав на предоставленные земельные участки, расположенные в охранных зонах объектов инженерной инфраструктуры или на природных территориях, подлежащих специальной охране.

Например, на Вашем земельном участке установлены ограничения в связи с прохождением по нему охранной зоны линии связи.

Это значит, что в определенном месте (оно указано в материалах землеустроительного дела и в свидетельстве о государственной регистрации на земельный участок) проходит линия связи.

Для предупреждения повреждений данной линии установлена охранная зона линии.

Другими словами - это участок земной поверхности, для которого устанавливаются ограничения на его хозяйственное использование.

В границах охранных зон (в зависимости от того для чего установлена охранная зона), как правило, запрещено осуществлять всякого рода строительные, монтажные, взрывные и земляные работы, связанные с разработкой грунта.

Охранные зоны могут устанавливаться для газопроводов, линий связи, электропередачи, водопроводов, трубопроводов и т.д.

Кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, охранные зоны могут устанавливаться для природных территорий (заповедники, заказники, водные объекты и т.д.). В зависимости от объекта устанавливаются ограничения и строгие требования к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.

Сведения о наличии ограничений на земельный участок и основания, по которым они установлены, содержатся в землеустроительном деле.

 

Необходимо ли устанавливать (восстанавливать) границы земельных участков членам садоводческого товарищества, у которых имеются ранее выданные государственные акты на земельные участки?

ОТВЕТ: В соответствии со статьей  21  Кодекса Республики Беларусь о земле документы, удостоверяющие права на земельные участки, выданные в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в том числе до 1 февраля 2006 года, являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

Таким образом, выданные членам садоводческого товарищества государственные акты на земельные участки имеют юридическую силу, дают право на дальнейшее пользование земельными участками и замены на свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации не требуется.

В случае, если член садоводческого товарищества изъявляет желание восстановить границы своего земельного участка (закрепить границы на местности), необходимо обратиться в организацию по землеустройству для выполнение работ таких работ.

Организация по землеустройству выполняет работы в соответствии с требованиями Технического кодекса установившейся практики «Установление (восстановление) и закрепление границ земельных участков. Порядок проведения».

Выполнение работ по восстановлению границ проводится в зависимости от сложившийся ситуации:

в случае если линейные размеры границы и площадь земельного участка члена садоводческого товарищества, указанные в правоудостоверяющем документе, соответствуют указанным в утвержденном проекте, организация по землеустройству информирует члена садоводческого товарищества, обратившегося за выполнением работ по восстановлению границ его земельного участка, и председателя садоводческого товарищества о необходимости рассмотрения на общем собрании (собрании уполномоченных) садоводческого товарищества вопроса о финансировании работ по оцифровке утвержденного проекта (фрагмента утвержденного проекта) и его перенесению на планово-картографические материалы.

Завершающим этапом работ по восстановлению границы земельного участка члена садоводческого товарищества, является закрепление на местности поворотных точек границы участка  межевыми знаками  и ознакомление на местности с границей участка члена садоводческого товарищества; в случае, если местоположение земельного участка, линейные размеры границы и площадь земельного участка, указанные в правоудостоверяющем документе, не соответствуют указанным в утвержденном проекте, организация по землеустройству информирует члена садоводческого товарищества, обратившегося за выполнением работ по восстановлению границ его земельного участка, и председателя садоводческого товарищества о необходимости рассмотрения на общем собрании (собрании уполномоченных) садоводческого товарищества вопроса проведения в установленном порядке корректировки проекта с учетом фактического использования земель садоводческого товарищества.

После утверждения откорректированного проекта садоводческого товарищества и признания в установленном порядке ранее выданных правоудостоверяющих документов на земельные участки недействительными, организация по землеустройству возобновляет работы по установлению (восстановлению) на местности границы земельного участка либо по ходатайству садоводческого товарищества выполняет работы по установлению на местности границ земель общего пользования, а также земельных участков членов садоводческого товарищества.

Если садоводческое товарищество на общем собрании (собрании уполномоченных) примет решение не осуществлять корректировку ранее разработанного проекта, член садоводческого товарищества обязан привести границы своего участка в соответствии с проектом.

Дополнительно сообщаем, что согласно Указа Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» оформление прав на земельные участки осуществляется членами садоводческого товарищества в соответствии с утвержденными районными исполнительными комитетами проектами организации и застройки территории этого товарищества (далее - проект) и с учетом требований законодательства об охране и использовании земель. 

 

В какой срок земельный спор должен быть рассмотрен?

ОТВЕТ: Земельный спор должен быть рассмотрен не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор, не требующий дополнительного изучения и проверки, - не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов исполнительный комитет, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя.

По результатам рассмотрения земельного спора исполнительный комитет, рассматривающий его, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.

 

У меня есть земельный участок, на котором расположено несколько капитальных строений, одно из которых я хотел бы продать. Нужно ли как-то оформлять документы на землю под то строение, которое я хочу продать?

ОТВЕТ: В Вашем случае есть два варианта разрешения сложившейся ситуации.

1. Вы продаете капитальное строение, не выделяя при этом под него земельный участок. В таком случае к покупателю капитального строения перейдет доля в праве на земельный участок, которая будет пропорциональна площади капитального строения.

Другими словами земельный участок будет предоставлен собственникам капитальных строений на долевом праве аренды. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех его участников.

2. Второй вариант - это раздел земельного участка. Но здесь есть некоторые нюансы.

Согласно Кодексу Республики Беларусь о земле земельные участки могут быть делимыми и неделимыми.

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок, и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В  иных  случаях  земельный  участок  признается  неделимым.

При разработке проекта деления земельного участка обязательным условием является наличие возможности обеспечения для каждого из образованных в результате деления земельных участков подъездов, проходов для организации доступа к соответствующим участкам.

То есть вариант раздела земельного участка технически не всегда возможен.

Независимо от того какой вариант выберите Вы, в первую очередь стоит исходить из рационального и эффективного использования земельного участка, в том числе с позиции удобства всех участников долевой собственности.

 

Разъясните понятие освоение (занятие)  земельного участка ?

ОТВЕТ: Разъясняем, что согласно абзацу 10 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее Кодекса) занятие земельного участка - строительство объекта недвижимого имущества (осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, в том числе в отношении нежилых построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке) в случае, если земельный участок предоставлен для целей, связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений), а также иное освоение земельного участка (осуществление комплекса работ в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления земельного участка) в случае, если земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).

В случае если в установленные сроки гражданин не приступит к занятию земельного участка, земельный участок будет изъят.

Одновременно сообщаем, в соответствии со статьями 70, 89 Кодекса Республики Беларусь о земле землепользователи обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков, а также осуществлять в границах предоставленных им земельных участков мероприятия по охране земель, одним из которых является благоустройство и эффективное использование земель.

Невыполнение землепользователем данных обязанностей также влечет за собой изъятие земельного участка.

 

В каких случаях и порядке допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них незавершенных законсервированных строений, жилых домов до истечения установленного законодательством 8-летнего срока со дня государственной регистрации таких домов?

ОТВЕТ:Согласно статье 511 Кодекса Республики Беларусь о земле не допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них жилых домов, незавершенных законсервированных строений за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.

Этой же нормой при отказе от приобретения указанных объектов местному исполнительному комитету дано право давать согласие на их отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) другим лицам до истечения установленного законодательством 8-летнего срока со дня государственной регистрации возведенных жилых домов.

Таким образом, вопрос о выдаче разрешения на отчуждение другим лицам рассматривается только при наличии отказа местного исполнительного комитета от приобретения земельного участка и возведенного на нем дома.

Необходимо учесть, что разрешение на отчуждение дается при соблюдении гражданином определенных условий:

полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался;

выкупа в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на девяносто девять лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок менее чем девяносто девять лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;

внесения гражданином Республики Беларусь платы в размере стоимости участка, если он предоставлялся в частную собственность по льготной цене;

досрочного внесения платы за земельный участок, если землепользователю предоставлялась рассрочка.

При  этом, разрешение на отчуждение может быть местным исполнительным комитетом дано только в исключительных случаях.

Отдельные из них прямо определены  законодательством: направление на работу (службу) в другую местность, потеря кормильца, получение  I или II группы инвалидности. Этой же нормой законодательства установлено, что исключительными могут быть признаны и  другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества.

В части оценка обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности использования гражданином земельного участка и (или) возведенного на нем жилого дома, необходимо отметить, что действующая норма законодательства о наличии «других объективных обстоятельств» направлена на то, чтобы в каждом конкретном случае местный исполнительный комитет, решения которого принимаются коллегиально, принимал обоснованное решение, основанное на конкретных обстоятельствах и документах (в их совокупности), представленных гражданином в подтверждение своих доводов для получения согласия на отчуждение.

 

Возможно ли произвести отчуждение земельного участка, образованного в результате слияния двух земельных участков, предоставленных для ведения коллективного садоводства в садоводческом товариществе в пригородной зоне г. Бреста, если с момента государственной регистрации права собственности на образованный в результате слияния земельный участок не истек 5-летний срок?

ОТВЕТ: Согласно части восьмой статьи 51 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле) в пригородных зонах г. Минска  и областных центров запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) предоставленных в частную собственность для коллективного садоводства земельных участков, в том числе земельных участков, образованных в результате их раздела, слияния, а также отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства, в том числе на земельных участках, образованных в результате их раздела, слияния, до истечения пяти лет со дня государственной регистрации возникновения прав на такие земельные участки, за исключением отчуждения земельных участков и (или) расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений местным исполнительным комитетам.

Пунктом 6 статьи 53 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ установлено, что при слиянии недвижимого имущества актуальные права и ограничения (обременения) прав в отношении объединяемых объектов недвижимого имущества переносятся на созданный объект недвижимого имущества.

Таким образом, если в отношении земельных участков либо одного из них на момент их слияния не истек установленный частью восьмой статьи 51 Кодекса о земле срок запрета на отчуждение, то в отношении образованного в результате слияния земельного участка в пределах оставшегося срока сохраняется запрет на отчуждение.

В случае истечения указанного срока к моменту государственной регистрации права собственности на образованный в результате слияния земельный участок, этот земельный участок может быть беспрепятственно отчужден в любое время после осуществления государственной регистрации права собственности на него.

Герб Брестской области