Печать

По вопросам образования

Вопрос: Мой сын учится в профессионально-техническом учреждении г.Барановичи. Имеет ли он право на бесплатный проезд к месту учебы и обратно?
Ответ: Ваш сын вправе обратиться  в администрацию профессионально-технического учреждения с просьбой об оказании ему материальной помощи на проезд к месту учебы и обратно.
В соответствии с п. 1.1. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.2011 № 202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся» (с изменениями и дополнениями) право на бесплатный  проезд на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте от места жительства к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня имеют учащееся общеобразовательных учреждений и учреждений специального образования.

Руководители государственных учреждений могут оказывать нуждающимся учащимся и студентам, получающим профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования, материальную помощь (п.1.3. постановления) для оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте от места жительства до места учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня. Материальная помощь оказывается по заявлению учащегося на основании ходатайства постоянно действующей комиссии по оказанию материальной помощи на проезд, создаваемой в учреждении образования в установленном порядке.

Вопрос: Обязательно ли посещать школу в одежде делового стиля, ведь на учебу это не влияет?
Ответ: В соответствии с письмами Министерства образования Республики Беларусь учреждениям общего среднего образования рекомендовано при организации образовательного процесса введение для учащихся 1-11 классов одежды делового стиля.

Учащиеся, их законные представители, совместно с администрацией учреждения и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля. Обувь должна также соответствовать деловому стилю одежды. Данные требования внесены в устав учреждения и правила внутреннего распорядка. В указанных документах регламентируется и наказание за отсутствие делового стиля одежды.
Деловой стиль одежды дисциплинирует учащихся,  отсутствие отвлекающих и раздражающих факторов дает возможность настроиться на учебный процесс.

Вопрос: Слышала, что в Брестской области открыто Кадетское училище? Какие требования предъявляются к учащимся для поступления в училище?
Ответ: Кадетское училище в Брестской области открыто в сентябре 2011 года в Барановичском районе на базе учреждения образования «Ястрембельская государственная общеобразовательная средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с  правилами приема в  государственное учреждение общего среднего образования «Брестское областное кадетское училище» определяется порядок комплектования училища. В целях подготовки граждан к службе в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям в кадетское училище могут поступать учащиеся (мальчики и девочки), окончившие 7 классов. Кроме того, в 2012 году училище осуществляет дополнительный набор в 9-11 классы.

Комплектование училища кадетами проводится на конкурсной основе по результатам вступительных экзаменов, психологического отбора, проверки уровня физической подготовленности и медицинского освидетельствования.
Более подробную информацию можно узнать по телефону: 8(0163) 43-61-75, или на сайте управления образования Брестского облисполкома по ссылке http://brest-region.edu.by/main.aspx?uid=1536 «Правила приема в государственное учреждение общего среднего образования «Брестское областное кадетское училище» на 2012-2013 учебный год».

Вопрос: Я  заканчиваю учебу в профессиональном лицее в июне 2012 года. Могу ли я в этом же году поступать для продолжения обучения в высшее учебное заведение России или надо сначала отработать по распределению?
Ответ: Продолжить обучение в высшем учебном заведении в Российской Федерации Вы сможете только после отработки по распределению.

1 сентября 2011 вступил в силу Кодекс об образовании Республики Беларусь, в котором в срок обязательной работы по распределению один год устанавливается для лиц, получивших профессионально-техническое образование, за исключением лиц, принятых в год получения профессионально-технического образования в  учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования и полу­чивших соответствующее образование.

В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в  резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и  воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.

В случае, если Вы не явитесь по распределению по неуважительной причине и продолжите обучение на высшей ступени, но по форме, не указанной в данной статье Кодекса об образовании (или в другой стране), Вам, в соответствии с п.7 Положения о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку рабочего, служащего, утвержденного  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 №821, в установленные сроки направят копию приказа руководителя учреждения, в котором Вы обучались, и расчет суммы средств, подлежащих возмещению в бюджет, с извещением о необходимости возмещения затраченных средств в добровольном порядке в шестимесячный срок.

В соответствии с п.8 Положения по истечении шестимесячного срока при отсутствии добровольного возмещения затраченных средств учреждение образования будет осуществлять их взыскание в судебном порядке.

Вопрос: Заместитель директора школы в июне месяце является председателем экзаменационной комиссии на выпускных экзаменах за курс базовой либо средней школы. Оплачивается ли эта работа ему как  учителю, т.к. он принимает участие в итоговой аттестации учащихся? На этот вид работы бухгалтерия РОО  не даёт разрешения писать приказ на оплату.
Ответ: Пунктом 69 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» определено, что экзаменационные комиссии создаются по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования  в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и двух членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен;

по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования – в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и трех членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.

Согласно разъяснению Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2009 г. № 11-02-24/360/ф «Об оплате труда руководителей учреждений образования за преподавательскую работу» в период каникул учащихся оплата за преподавательскую работу руководителям учреждений образования производится лишь в том случае, если эта работа предусмотрена расписанием уроков (учебных занятий). Например, выполнение учебных занятий с отстающими учащимися, по подготовке учащихся к конкурсам, олимпиадам, проведение итоговой аттестации учащихся в выпускных классах по преподаваемому предмету (прием экзаменов, зачетов, проведение консультаций) и т.п. Проведение учебных занятий в период каникул оформляется приказом.

Таким образом, если заместитель директора не преподает предмет по которому проводится экзамен, а является только председателем экзаменационной  комиссии, то оплата за данную работу не производится. Согласование приказа о проведении занятий администрацией школы в период каникул осуществляется в вышестоящей организации, т.е. в управлении (отделе) образования горрайисполкома. Бухгалтерия не вправе давать разрешение на издание приказов по школе либо запрещать его издание, работниками бухгалтерии приказ принимается к исполнению. Право издания приказа согласно законодательству имеет руководитель учреждения.

Вопрос: Переходят ли медицинские работники центров коррекционно-развивающего обучения в штат государственных организаций здравоохранения по месту нахождения учреждения?
Ответ: Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 5 января 2012 года №10 «О совершенствовании порядка оказания медицинской помощи обучающимся» и письма Министерства образования Республики Беларусь от 17.01.2012 № 1017/117  медицинскую помощь обучающимся в учреждениях образования с 01.03.2012 будут оказывать работники, входящие в штат государственных организаций здравоохранения по месту нахождения учреждения образования.

Данные изменения не относятся к медицинским работникам, работающим в центрах коррекционно-развивающего обучения, специальных и вспомогательных школах-интернатах, вспомогательных школах.

Вопрос: Каков возраст поступления ребенка в первый класс?
Ответ:
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Вопрос: Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?
Ответ:
Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

Вопрос: Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?
Ответ:
Продолжительность учебной недели – 5 дней.

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

  • уроки проводятся только в первую смену;
  • для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
  • каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
  • учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
  • наполняемость класса – не более 20 человек;
  • в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
  • продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
  • продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.
  • домашние задания учащимся не задаются.

Вопрос: Как оцениваются результаты обучения первоклассников?
Ответ:
В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Вопрос: Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
Ответ:
Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос: Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
Ответ:
Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Герб Брестской области