Печать

Ответственность или послушание

Все родители хотели бы видеть своих детей людьми ответственными, но каждый трактует понятие «ответственность» по-своему. И, как правило, родители считают ответственными детей послушных. Но, когда речь идет о послушании, то от ребенка требуют безоговорочного выполнения порученного, согласен он с этим или нет, решение и мотивировка поступает от взрослого. Ответственность же предполагает, что ребенок, соглашаясь выполнять задание, понимает, почему это нужно сделать.

Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.

Обычно человек повинуется потому, что хочет избежать наказания или действовать в соответствии с общепринятыми нормами. Ответственность же люди проявляют тогда, когда сами решают, что делать, и осознают необходимость этих действий.

Послушный ребенок, выполняющий безропотно все, что скажут родители или учителя в школе, не обязательно будет успешен в университете, поскольку ему навязали и университет, и экономический факультет, а вот ребенок, который давно привык быть самостоятельным, повзрослев, твердо решает сам какую профессию ему выбрать, и он ее освоит. В первом же случае часто дети бросают учебу, а родители сходят с ума от напрасных материальных вложений в свое чадо.

Однажды подросток-десятиклассник на мой вопрос, кем он хочет стать, ответил: «Не знаю, родители еще не определились, куда меня…». А в другом случае мама жаловалась: «Дочери 17 лет. Раньше она была послушной, сейчас перестала мне подчиняться, научите, как руководить ею». Я подумала, как здорово, что ее дочь, безропотно подчиняющаяся матери до 17 лет, наконец спохватилась и поняла, что у нее тоже может быть свое мнение, что она тоже может сама принимать решение. Другой вопрос, что упущено столько времени, нет опыта самостоятельности, и жизнь может быть осложнена множеством непоправимых ошибок.

Детей нужно учить и послушанию, и ответственности.

Послушание бывает уместно во многих ситуациях. Для нормального существования общества необходимо, чтобы были какие-то обязательные для всех правила, нравственные критерии, в семье существуют также правила, традиции.

Ребенок с раннего детства должен знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Это образ жизни, сущность всех членов семьи. Но если мать беспечна, неаккуратна, личные вещи лежат, где попало и как попало, на кухне беспорядок, и требует от дочери порядка в личных вещах, то дочь будет, безусловно, непослушной. Если отец периодически в запоях, на работу ходит только в незапойные дни, выкручиваясь как-то из сложных ситуаций, сын, скорее всего, на побуждение выполнять домашнее задание будет отвечать «ай», в школе с уроков, которые ему не нравятся, будет спокойно уходить.

Одна мама меня спросила однажды: «Как научить детей не есть перед телевизором и не разбрасывать крошки?». Я ответила просто: «Не есть перед телевизором самим родителям». Увы, дети часто копируют поведение своих родителей, а опыт вещь упрямая. Кто вырастет из этих девочек и мальчиков? Чему и как они будут учить своих детей в будущем?

Можно выделить три компонента ответственности: понимание поставленной задачи, согласие выполнить эту задачу и самостоятельная мотивировка своих действий. Без этих трех составляющих ребенок не будет знать, что делать, или же будет послушно выполнять требования родителей до какой-то критической точки. Именно поэтому, когда дети «почемучки», - это хорошо, они думают.

Для ясного понимания поставленной задачи, нужно, чтобы родители и дети четко все обсудили между собой. Согласие же с поставленной задачей будет не просто послушанием, а ответственностью. Но прежде, чем попросить ребенка сделать что-нибудь, нужно помнить, что у него есть выбор. Если ребенок занят, а родители хотят, чтобы он немедленно выполнил их приказ, и он это сделает, тогда это будет послушание, но ребенок испытает давление со стороны взрослых.

Конечно, в каждой семье есть свои виды обязательной и необязательной работы. И, если детям, по вашему мнению, нужно научиться думать самостоятельно, они должны иногда говорить «нет».

Очень часто родители жалуются, почему дети не выносят мусор, почему вовремя не убирают свою комнату? Ответ простой. А почему, когда малыши просят родителей почитать или погулять с ними в парке, родители часто отвечают: «потом», «некогда», «на следующей неделе». И эти «потом», «на следующей неделе» или «после зарплаты» растягиваются на годы и не наступают никогда.

Дети не учатся быть ответственными в одночасье, в день шестнадцатилетия. Человек учится быть ответственным на протяжении многих лет жизни.

Я желаю всем родителям строить свои отношения с детьми так, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о времени упущенных возможностей.

Не отчаивайтесь, если у вас появились трудности во взаимоотношениях с детьми, если вы столкнулись с тупиковыми ситуациями в семье. Вы всегда можете позвонить по телефону и записаться на прием к психологу. Мы поможем вам изменить жизнь к лучшему. Наш номер телефона 26-10-79.

Герб Брестской области