Печать

Оценка уровня социальной зрелости школьников

(По результатам областной олимпиады по здоровому образу жизни)

 

Если люди не отвечают тебе любовью на любовь, задумайся о своём великодушии; если другие не соблюдают порядка, когда ты пытаешься управлять ими, задумайся о своей мудрости; если другие не отвечают тебе любезностью, задумайся о своём уважении. Иными словами, если не можешь достигнуть цели, задумайся о себе (Менций)

Социально зрелый человек это, прежде всего, зрелая личность, которая правильно понимает и осознаёт свое место в обществе, соблюдает нормы морали, труда, закона, занимает активную жизненную позицию, добросовестно относится к своим обязанностям, своему труду, заботится о себе и о своём здоровье. Чем более зрелым является человек, тем он более организован, более адаптирован к условиям современного мира, лучше контролирует свои порывы.

Человек не сразу становится взрослым и зрелым. Каждый из нас начинает жизнь младенцем, полностью зависимым от окружающих. Нами руководят, нас воспитывают, о нас заботятся. Без этой заботы младенец может прожить всего несколько часов, от силы несколько дней. Проходят годы, человек становится более взрослым в физическом (готовность к повседневной физической деятельности, отсутствие физических недостатков), эмоциональном (чувство собственного достоинства, уверенность в себе) и интеллектуальном (умение думать и находить решение проблем) плане. Он начинает сам заботиться о себе, управлять своими поступками, полагаться на себя. Становясь старше и набираясь зрелости, человек начинает отчётливо понимать, что для достижения намеченной цели, повышения эффективности своей деятельности, для постоянного движения вперёд, необходимо взаимодействовать с окружающими людьми.

Таким образом, продвигаясь по оси зрелости от младенчества к взрослой жизни, постоянно совершенствуясь, человек проходит через три вида взаимодействия с окружающим миром: зависимость, независимость и взаимозависимость.

Умение различать и осознавать эти основные понятия является важной частью социального развития человека, так как проблема зависимости - это вопрос личной зрелости каждого из нас.

Зависимые люди являются незрелыми, они зависимы от окружающих людей и постоянно нуждаются в их помощи, чтобы получить то, что им нужно.

Независимые люди являются более зрелыми, они не ждут, что кто-то что-то сделает за них - они могут получить все благодаря собственным усилиям и не зависят от обстоятельств и других людей.

Независимость, безусловно, является достойной целью, но не конечной, так как независимые люди являются всё-таки недостаточно зрелыми для того, чтобы думать и действовать взаимозависимо. Они могут хорошо работать индивидуально, но никогда не станут хорошими лидерами или членами команды, хорошими руководителями, успешными создателями семьи. Попытка все время оставаться независимым, это все равно, что все время одному играть в парные игры. Взаимозависимые же люди объединяют свои усилия с усилиями других людей, чтобы достичь наибольшего результата. Таким образом, взаимозависимость – проявление гораздо большей зрелости, чем независимость.

Каждое из этих понятий (зависимость, независимость и взаимозависимость) имеет свои характеристики, которые выражаются определёнными парадигмами: ты-парадигмой (ты обо мне заботишься, ты добиваешься чего-то ради меня и для меня, ты не справился, в неудаче я обвиняю тебя), я-парадигмой (я могу это сделать, я несу ответственность, я полагаюсь на себя самого, я могу выбирать, я сам всё знаю, я сам принимаю решения) и мы-парадигмой (мы можем это сделать, мы можем, объединив наши возможности и способности, наши усилия создать вместе что-то значительное).

С целью оценки уровня социальной зрелости школьников в областную олимпиаду по здоровому образу жизни в 2013 году для учащихся 8 классов общеобразовательных школ области в блоке заданий «Валеология» специалисты отдела общественного здоровья ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» включили вопрос о видах взаимодействия с окружающим миром. Детям нужно было определить, какому виду взаимодействия с социумом соответствует каждая парадигма.

В общей сложности 82% участников олимпиады справились с заданием. Они правильно указали, что «ты-парадигма» характеризует зависимость, «я-парадигма» – независимость, и «мы-парадигма» – характеризует взаимозависимость. В целом результат нас порадовал, хотя мы понимаем, что не каждый из тех участников олимпиады, кто ответил правильно, является зрелой личностью или станет ею со временем.

К сожалению, в настоящее время «фишкой» молодёжи является независимость, она сейчас торжествует, являясь, по сути, реакцией на зависимость, на то состояние, когда другие управляли и манипулировали ими. В результате молодые люди начинают понемногу отдаляться от своей семьи, придавать большое значение отношениям с друзьями и осознавать себя как полунезависимую личность. Именно эта растущая независимость может представлять проблему для родителей и общества в целом, так как люди, которые «сбрасывают с себя оковы», становятся «свободными», «самоутверждаются» и занимаются «каждый своим делом», часто еще более зависимы. Это не внешняя, а внутренняя зависимость. Встав взрослыми, они зачастую по эгоистичным мотивам, разводятся, бросают детей, тем самым снимая с себя социальную ответственность. И все это во имя независимости.

Таким образом, взаимозависимость является самой эффективной формой взаимодействия, это выбор, доступный только зрелым людям, которые способны взять на себя взаимную ответственность друг за друга и друг перед другом, сохраняя свою индивидуальность, поддерживая целостность своей личности и независимость своих взглядов, установок и оценок.

Где и как можно научить людей элементам взаимозависимости? Основной школой для каждого человека является семья. Собственно, социальная зрелость или незрелость человека – это не что иное, как отражение семейных отношений, тех ценностей, на которых строится воспитание в семье. Именно в семье люди учатся общаться и взаимодействовать друг с другом. Именно в семье формируются наш характер и личность, а также «мы - модель» поведения, то есть взаимозависимость, которая включает в себя следующие моменты:

- если я физически взаимозависим, я полагаюсь на себя и вполне дееспособен, но я также понимаю, что, работая вместе с кем-то, могу добиться гораздо большего, чем я сделаю один;

- если я эмоционально взаимозависим, я удовлетворен своим внутренним миром, но также признаю, как много вы можете в него привнести; как важно любить, делиться любовью и быть любимым другими;

- если я интеллектуально взаимозависим, я понимаю, как важно соединять свои идеи с идеями других людей; сотрудничая, объединив наши таланты и способности, мы можем создать нечто большее и значительное.

Необходимым условием формирования в семье «мы-модели» поведения, то есть взаимозависимости, являются отношения, построенные на любви и уважении друг к другу, так как семья в первую очередь - это школа любви, благодаря которой поддерживаются связи между родственниками в течение всей жизни. Семья всегда служила и служит источником нравственных и этических принципов, в семье передаются от поколения к поколению основы веры, пути постижения мира, обычаи, традиции – всё то, что составляет жизнь человека. Именно в семье люди постигают ценность верности, преданности и бескорыстия. Семья определяет взаимоотношения, в семье каждый человек является частью целого.

Существуют четыре измерения (вида или формы) любви в семье:

- любовь детей к родителям,

- любовь братьев и сестёр друг к другу,

- любовь мужа и жены,

- любовь родителей к своим детям.

Чтобы стать социально зрелым человек, каждый из нас в своей жизни должен пройти через эти отношения. Будучи детьми, мы развиваем в себе чувство сыновнего и дочернего преклонения перед родителями и уважение к старшим. Как братья и сёстры мы постигаем значение дружбы, сотрудничества и взаимопомощи. Став супругами, люди учатся быть верными и заботливыми. Когда появляются дети, родители учатся жертвенности и бескорыстной любви. Социально зрелый человек должен различать эти отношения и уметь проявлять их.

Чтобы оценить, насколько наше молодое поколение готово к зрелому восприятию и оценке взаимоотношений в семье, к построению в своих будущих собственных семьях отношений, основанных на «мы - модели» поведения, ещё одним заданием по олимпиаде было обозначить, каким членам семьи соответствует каждый из видов любви. Задание на первый взгляд простое, но вместе с тем не все дети справились с ним.

Только 18 детей из 23 правильно отметили, что любовь людей примерно одного возраста и одинакового положения в семье, которых связывают между собой дружба и отношения доверия, привязанность и совместные переживания – это любовь братьев и сестёр друг к другу. Такими, во всяком случае, и должны быть их отношения.

Ещё 19 детей правильно обозначили, что любовь воспринимающая и отвечающая, любовь отклика к тем, к кому направлена вся способность любить и потребность чувствовать себя любимыми, каждое слово и поступок которых воспринимаются как истина, постепенно дополняясь чувством веры и доверия, послушания и благодарности – это, конечно, любовь детей к своим родителям.

Любовь мужа и жены, основанную на доверии и уважении друг к другу, предполагающую полную ответственность друг за друга, друг перед другом и за будущих детей, которая создаёт благоприятную почву для счастливой жизни детей и их успешного развития, для формирования у них правильных представлений о социальных предназначениях мужчин и женщин, правильно отметили 20 детей.

Любовь бескорыстную, преданную и безусловную, то есть любовь без всяких условий, предполагающую определённую жертвенность и готовность удовлетворить их насущные потребности (в любви, образовании, дисциплине и др.) правильно обозначили как любовь родителей к своим детям 22 человека из 23.

Как видно, не все дети, даже из числа самых лучших, смогли правильно справиться с заданием. Потому что, очевидно, не во всех семьях сформированы такие отношения, построенные на любви и доверия, уважении и взаимопомощи. В этой связи все усилия общества, школы, социальных служб, средств массовой информации должны быть направлены, прежде всего, на пропаганду здоровых семейных отношений, на повышение уровня грамотности населения в этих вопросах, на формирование в семье «мы - модели» поведения и воспитания социально зрелой личности из каждого ребёнка.

Нет никакого другого счастья, кроме как в вашей семье. Даже если весь мир пребывает в согласии, но есть проблемы в семье, то в вашей душе не будет покоя. Всё обусловлено семьёй. Это небесная сфера (Сан-Мён Мун).

 

Врач-валеолог отдела общественного здоровья ГУ «БОЦГЭиОЗ»                                 В.С.Машенская 

Герб Брестской области