Печать

Чтобы уроки были не в тягость

Большинство родителей считает, что в основе отказа ребенка готовить уроки лежит обыкновенная лень, иногда это списывают на его гиперактивность. Но ведь эти же дети с удовольствием делают какую-то другую работу и не ленятся.

За так называемой ленью может скрываться панический страх неудачи. Он мешает сосредоточиться. У одних поведение становится хаотичным, другие затормаживаются, вид становится отрешенный или безмятежный. Родители приходят в бешенство. Им кажется, что ребенку на все наплевать, или, что ребенок тупой.

Но это не так. На самом деле он очень глубоко травмирован или школьными неудачами, или предъявляемой чрезмерной требовательностью. Иными словами, трудности обусловлены психологическим фактором. Поэтому родителям нужно запастись терпением и помогать сыну или дочери готовить уроки, пока ребенок не преодолеет психологический барьер.

Еще одна из причин отказа делать уроки – это желание привлечь к себе внимание взрослых. Так ведут себя обычно демонстративные дети. Они повышенно нуждаются во внимании и ласке в силу характера. Эмоции свои прямо не выражают, но зато вредничают, капризничают. Им не хватает родительского тепла, они чувствуют себя одинокими. Поэтому уроки самостоятельно не делают, дожидаются прихода с работы взрослых и потом целый вечер «тянут резину», не давая ни минуты покоя отцу или матери. Таких детей часто наказывают за их жажду любви. Но у разных людей разная потребность в ласке. Этим детям нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение родительских чувств. Придвиньтесь к малышу, погладьте по головке, скажите что-нибудь ласковое, не раздражайтесь. Кто знает, может быть именно эти мгновения запомнятся ему на всю жизнь, как что-то самое важное и драгоценное.

Конечно, бывает, что ребенок просто избалован и садится на шею. Но избалованными дети становятся, потому что они более требовательны, у них больше «хочу», чем у других.

Если сын не согласился сесть за уроки, а вы в ответ не разрешили ему играть в компьютер, он находит другое занятие, то есть он развлекается все равно, наплевав на родительские требования. Складывается мнение, будто он непобедим. Но стоит родителям хоть немного проявить последовательность, как все быстро становится на свои места. Не обязательно превращать свою жизнь в бесконечную позицию войны с появлением в семье первоклассника. Ученики начальных классов еще очень трепетно относятся ко всему, что касается школы. И признаться в том, что ты не выучил уроки им гораздо страшнее, чем восьмиклассникам, которые подчас бравируют своим сачкованием. Поэтому пусть пару раз сходит с несделанным домашним заданием, обсудите этот вопрос с учительницей, пусть получает заслуженные неуды за это. Кроме того, как только ребенок пошел в школу, многие родители зацикливают его жизнь только на школе. А ведь там бывают неудачи, с которыми приходится быть у всех на виду. Взрослые, если у них на работе не ладится и жизнь превращается в ад, или уходят с такой работы, или становятся больными-хрониками. Чем же отличается ребенок?

Не старайтесь «закоротить» своих детей на мыслях только о школе, то есть на негативных переживаниях. В жизни есть много другого, не менее ценного. И многие великие люди учились совсем неважно. Естественно, это не призыв плюнуть вместе с ребенком на школу и на отметки. Но успокоиться, расслабиться необходимо. Нервозностью все равно ничего не добьешься.

Бывает, что родители до такой степени загружают школьника различными интеллектуальными занятиями, что ему уже не до уроков. Взрослые после напряженного трудового дня хотят каким-то образом расслабиться, отдохнуть. Этого же хочет и ребенок.

Чтобы человек научился преодолевать трудности, у него не должно возникать впечатление беспросветности. Многие дети предпочитают вообще отказаться от того, что им кажется трудным, чем бесконечно терпеть неудачу. Поэтому крайне важно создавать у них впечатление, что они продвигаются вперед. Пусть даже иллюзорное. Если родители будут это терпеливо делать, со временем иллюзия непременно станет реальностью. Воздерживаясь же от похвал, дожидаясь реальных успехов, скорее всего, их можно никогда не дождаться. Буксуя на месте, дети часто теряют надежду, застревают надолго на неудачах, если не навсегда.

Чтобы не испортить жизнь ребенку, нужно глубоко, искренне и трепетно любить его, а это значит уметь понять и принять, учить и не навредить.

Герб Брестской области