Печать

Игры играм рознь

В шестидесятые годы символом благосостояния нашего народа был телевизор, в семидесятые – магнитофон, в восьмидесятые – видео. Ну а в начале девяностых – персональный компьютер, верх цивилизации и голубая мечта. Теперь компьютером никого не удивишь. Но голубая мечта, сбывшись, постепенно посерела. Выяснилось – смысл жизни не сводится к компьютеру, хотя и облегчает ее, а у кого сводится, психика того вызывает серьезные опасения. Погружаясь в виртуальный мир, человек отчуждается от реальности, перестает интересоваться окружающим миром, аутизируется.

Особенно уязвимы в этом отношении дети и молодежь. Так заманчив мир компьютерных игр. Дети пренебрегают уроками, чтением книг, посещением кружков, общением с друзьями. Общение сводится к коротким фразам: «Ах, ты так? Ты куда, ну давай, получай. У блин, промазал». Если к этим словам добавить: пить, есть, спать, ходить, то, практически, этой лексики вполне достаточно, чтобы справлять свои самые необходимые жизненные нужды, как это делала Эллочка Людоедка Ильфа и Петрова. Вот вам и ограниченность ума.

Компьютерные игры буквально нашпигованы всякой нечистью: монстры, скелеты, привидения, людоеды. Нажатием кнопки дети мучают толстых волосатых монстров, загребают у них кучу денег. По пути могут прирезать какого-нибудь несчастного толстяка, заберут его скромные сбережения, следуя дальше можно перебить десяток бледно-желтых гоблинов. И вот вам под предлогом борьбы со злом растет юный садист. Потом родители жалуются, что у детей проблемы с психикой. Жуткие сцены мордобоя преследуют детей по ночам: детям снятся кошмары, они заикаются, мочатся в постель, навязчивый страх темноты, смерти. Да, им страшно, но, в то же время, их не оторвать от компьютера, страшное не только пугает, но и завораживает.  

Воспитательный эффект от подавляющего большинства компьютерных игр сомнителен, ибо их смысл почти всегда сводится к убийству, так что здесь можно заодно приобщиться к реалиям уголовного мира. Если раньше дети играли в войну, там были пластмассовые или воображаемые пистолеты. В компьютерных играх все натурально: лужи крови, оторванные головы, сцены насилия, жуткие вопли. И это изо дня в день. Детских психиатров волнует и то, что любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном возбуждении». Когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур, заведующих этой эмоцией, это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу, действует как наркотик. Недаром такие дети ничем другим не интересуются, становясь как бы придатком к компьютеру.

Компьютерными играми в основном увлекаются мальчики, а пропаганда безнравственности в подростково-молодежной среде так актуальна! И что это будут за мужчины в будущем, нынешние мальчишки? Если исковерканность характера не приведет к нарушению половой ориентации (гомосексуализмом и прочими извращениями сейчас уже никого не удивишь), то садомазохизм еще никому не шел на пользу.

Конечно, уход в мир фантазий, грез, бесконечных игр с навязчивой мечтой о богатом выигрыше во все времена был присущ людям с хрупкой психикой. Они проигрывали состояния, имения, дома, семью, любимых, оказывались в нищете, но надежда, что мечта когда-нибудь сбудется и на них неожиданно посыплется золотой дождь,  жила с ними всегда.

Вот и сегодня чтение книг и тем более творчество требуют усилий, а тут все просто: обычным нажатием кнопки можно уничтожить десяток врагов, и ты супермен, никаких усилий воли, работы над укреплением физического здоровья. Вот и растут наши дети физически ослабленные, боящиеся реальной жизни.

Притязания завышенные, а волевой потенциал маловат. При малейших трудностях пасуют. В результате - внутренний конфликт и дискомфорт  и как следствие - невротизация личности. Компьютер дает шанс таким личностям уйти от неприятной реальности и почувствовать себя победителем. Так появляются компьютерные наркоманы.

Среди моря компьютерных игр есть и развивающие игры, которые обучают малышей совмещать цвета, воссоздавать по памяти картинки, составлять предметы из геометрических фигур. Компьютер помогает изучать иностранные языки. Есть компьютерные энциклопедии. Широкой популярностью пользуются и так называемые интерактивные книги, напоминающие пластинку с любимыми сказками. Но включающие в себя также игры, тренирующие память и внимание, предлагающие выполнить различные интересные упражнения на развитие навыков чтения. Дошкольникам и младшим школьникам можно предложить «пазлы» - это развивает пространственное воображение и логическое мышление. Дети с удовольствием играют и в филологические игры, типа «Поля чудес». Чисто развлекательные игры также неоднородны, одно дело тупой мордобой (так называемые стрелялки), где все мастерство игрока сводится к умению нажимать на кнопки, и другое квесты (от английского слова «поиски»). В детских квестах никого не надо убивать, там много смешного, а смысл игры сводится к достижению цели путем решения логических задачек, которые развивают не только абстрактное мышление, но и чисто бытовую смекалку. Здесь мир не делится на своих и чужих, и сообщников здесь больше чем противников.

Бывает, что компьютер – это призвание, тогда вообще компьютер ориентирован на творчество, а «умный ящик» - лишь удобный инструмент для решения творческих задач. Например, дети могут делать компьютерные мультики. Специальные программы вводят детей в мир компьютерной графики, позволяют им оживить свой собственный мир. Но здесь, как правило, нужна помощь взрослых, и это очень хорошо, потому что совместная деятельность сближает. Дети могут рисовать и получать не виртуальное, а совершенно реальное произведение.

Дети, которых удалось заинтересовать компьютерным творчеством, теряют интерес к компьютерному смертоубийству. И это неудивительно. Человек, привыкший к качественной одежде, пище, уже не хочет довольствоваться дешевым суррогатом. Но сперва, он должен почувствовать разницу, и здесь нужна помощь взрослых.

Отношение к труду, творчеству, учебе, как правило, прививается родителями. Поэтому, если в вашем доме появился компьютер, акценты должны быть раставленны четко в самом начале.

Не внушайте отношение к компьютеру как к сверхценности. Когда пришел в наш быт калькулятор все перестали устно считать и в школе - в том числе. Калькулятор тоже стал сверхценностью.

И что же? В результате людям стало сложно устно производить самые простейшие вычисления.

 Кроме того, компьютер не должен стоять в детской комнате, иначе, постоянно заглядывая туда, получается, что вы шпионите.

Компьютер – это не игрушка. Ребенок должен заниматься полезными делами, а игра в компьютер – это, чаще всего, ради скуки, от безделья.

Обсудите время, сколько ребенок занимается в компьютере. Дошкольнику вполне достаточно 15 минут, младшему школьнику – 30 минут, подростку – не более 2-2,5 часов  для подготовки рефератов, научных работ. Конечно, ребенок проявит недовольство, но вы же следите за его режимом дня: питанием, чтобы не ел много сладкого, чтобы чистил зубы, чтобы учил уроки.

И, пожалуй, один из главных моментов – общение его должно быть изначально с теми детьми, у которых интересы не сужены. Не все современные дети компьютерные фанатики.

Не расписывайтесь в собственном бессилии перед желаниями своих детей. Но это, конечно, возможно тогда, когда их развитие вам  интересно, когда жизнь малыша с раннего возраста богата, насыщенна, когда малыш приучен к самостоятельности. Если же ребенок, будучи подростком, не умеет организовать свою жизнь и не хочет трудиться, а родители сетуют что с десятиклассником приходится устраивать громкие читки «Преступления и наказания» и «Войны и мира», иначе сам великовозрастный детина не прочтет ни одной строчки, тогда в данном случае ни о каких правилах и акцентах говорить уже не приходится.  Дети вас просто не уважают. Вы пустили воспитание малыша из-за своей лени на самотек, считая, что вырастет, научится - всему свое время, или слишком долго его водили за руку. Как бы то ни было, благоприятный период в воспитании упущен, это сказывается потом на многих сторонах  жизни ребенка, что подчас уже невосполнимо. Протоиерей Дмитрий Смирнов на вопрос матери что делать, если 18-летний сын наркоман, ответил: «Уже ничего, нужно было делать, когда он лежал поперек лавки».

Самусевич Д.С., психолог ГУ «БОЦГЭиОЗ»

Герб Брестской области