Печать

Летние каникулы

Вот и наступили долгожданные летние каникулы для учеников и студентов. Родители постарались каким-то образом организовать отдых детей, чтобы они отдохнули, набрались сил и здоровья, но были всё-таки под контролем: одни из них отдыхают в летних оздоровительных лагерях, другие отданы под опеку бабушек и дедушек, кто-то отправился с родителями на море или навестить далеко живущих родственников. По опустевшим дворам уныло бродят те, кто остался летом дома, получая указания от работающих родителей по телефону.

Но когда к ним присоединятся их сверстники, вернувшиеся из лагерей, гостей и поездок, двор снова заживёт своей кипучей, полной неожиданностей жизнью. Дети начнут собираться в группки, соответствующие их интересам и наклонностям. И вот тут-то родителям и нужно быть начеку: группа оказывает большое влияние на ребёнка с его ещё не совсем сформированным мировоззрением, причём это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

При этом очень важна социальная направленность группы: если её действия не наносят вреда окружающему их миру, она может быть в некоторой степени полезна детям. В группе люди общаются, испытывают чувство симпатии к себе; в группе они имею возможность проявить свои способности. Группа обеспечивает её члена защитой от внешнего давления, взаимоподдержкой и взаимопомощью, даёт чувство безопасности.

Но есть и отрицательные моменты влияния группы на своих членов. И родителям следует это знать. Каждый член группы в большей или меньшей степени испытывает её давление, в результате человек в группе склонен поступать иначе, чем вне её. В группе многие склонны приписывать себе мнимые «подвиги» с целью привлечь внимание, заслужить похвалу, обратить на себя внимание, так как личная самооценка в большой степени зависит от мнения членов группы. В группе все события оцениваются с подачи группы, её лидеров, меняя личную оценку происходящего и влияя на шкалу ценностей человека в целом.Наконец именно в группе может возникнуть коллективная идея совершения асоциального поступка или даже преступления, хотя никто из членов группы поодиночке не склонен к этому.

Поэтому, учитывая важность правильного выбора группы, правильной оценки взаимоотношений внутри группы и своего места в ней, сохранения собственной целостности и индивидуальности, родителям необходимо обсуждать с детьми эти вопросы. Известно, что выбор группы является своего рода критерием нравственной зрелости человека, его взрослости. Каждый выбирает себе в друзья тех, кто соответствует его собственному уровню нравственного и интеллектуального развития, способствует его самоутверждению. Социально зрелый человек всегда найдёт способ и возможность расстаться с утратившей дня него интерес группой, из которой он, образно выражаясь, уже «вырос», чтобы найти или создать новую малую группу, соответствующую его интересам, интеллектуальному и нравственному уровню, социальной направленности.

Чтобы родители представляли себе уровень социальной зрелости собственного ребёнка, они могут его протестировать с помощью «теста на зрелость», который представляет собой набор вариантов поведения человека. Зрелая личность - это, прежде всего, социально зрелый человек, который правильно понимает и осознаёт свое место в обществе, соблюдает нормы морали, труда, законы, занимает активную жизненную позицию, добросовестно относится к своим обязанностям, своему труду, заботится о себе и о своём здоровье. Ему чуждо иждивенчество и вымогательство. Чем более зрелым является человек, тем он лучше контролирует свои порывы и тем ответственнее становится.

Предложите детям следующие варианты поведения человека и попросите отметить те из них, которые, на их взгляд, характеризую зрелую личность:

1. Я могу противостоять группе, когда она делает что-то плохое.

2. Я могу пожертвовать сиюминутным удовольствием для будущей пользы.

3. Я думаю о чувствах других и уважаю их.

4. Мои родители могут положиться на мою помощь дома.

5. Я делаю домашние задания самостоятельно, тщательно и вовремя.

6. Я могу справиться с разочарованием, неудачей или поражением, не падая духом.

7. Я сам отвечаю за последствия своих решений и поступков.

8. Я могу сдерживать злость и решать споры, не раздражаясь и не оскорбляя своих собеседников.

9. Я умею признавать ошибки, не пытаясь находить себе оправдание.

10. Прежде чем что-то сделать, я думаю, как это отразится на других.

Получив заполненный вашим ребёнком тест, вы сможете оценить уровень его зрелости, увидеть слабые места в воспитании своего ребёнка и попытаться устранить их. Следует понимать, что зрелость приходит к человеку не сразу. Ребёнок постепенно познаёт мир, накапливая необходимый жизненный опыт, преобразуя его в навыки и умения.

Таким образом, формирование зрелости у каждого человека происходит в разное время. Однако помните, что быть взрослым вовсе не означает быть зрелым. Как, впрочем, и быть юношей вовсе не означает иметь незрелый характер.

Врач-валеолог ГУ «БОЦГЭиОЗ»                                      В.С.Машенская

Герб Брестской области