Печать

Несоответствие цены на ценнике цене продажи

С.В.ВОЙЦЕХОВСКАЯ,
юрист
Подписано в печать 26.05.2015

Многочисленные сделки купли-продажи, ежедневно совершаемые гражданами, образуя розничный товарооборот, являются одним из инструментов формирования и развития рынка потребительских товаров.

Договор розничной купли-продажи обладает рядом квалифицирующих признаков, присущих только данному виду договоров. Например, на стороне продавца всегда выступает субъект хозяйствования (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий розничную торговлю. Покупателем может быть любой субъект гражданского права.

Специфическим признаком договора розничной купли-продажи является целевое назначение покупки. По данному договору покупатель приобретает товар, который пригоден для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договор розничной купли-продажи является публичным договором. Продавец обязан осуществлять розничную торговлю в отношении каждого (за исключением лиц, в отношении которых законодательством установлены ограничения), кто к нему обратится. Продавец не вправе отказаться от заключения договора при наличии в продаже соответствующего товара либо оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора розничной купли-продажи.

Публичность договора розничной купли-продажи также означает, что цена товара, а также иные условия купли-продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей.

Нарушением прав потребителей являются незаконные деяния продавца, которые направлены на ущемление имущественных интересов покупателя путем обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно стоимости товара, его потребительских свойств и качества.

Рассмотрим ситуацию, когда продавец вводит в заблуждение покупателя относительно стоимости товара. Итак, почему ценники иногда "обманывают" покупателей? Наиболее часто факты завышения цены выявляются в магазинах самообслуживания: в торговом зале выложены товары с указанием стоимости на ценниках или маркировочных ярлыках, но при оплате товара в кассе с потребителя взимается стоимость, превышающая указанную цену товара. Кассир, пробивая сумму больше указанной, объясняет это тем, что ценники старые, а поставка новой партии произведена по более высокой цене. Ценники в торговом зале не были заменены на другие с указанием фактической стоимости на день продажи.

В соответствии с пунктом 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. N 703 (далее - Правила продажи товаров), под ценником понимается бумажный или иной носитель, средство доведения до покупателя информации о товарах, продукции общественного питания и их ценах. В соответствии с требованиями законодательства продавец информирует потребителя о ценах на реализуемые товары.

Потребителя, как правило, изначально интересует товар как таковой, и только после достаточного ознакомления с предложенной продукцией он смотрит цену на него. Готовность приобрести товар возникает при совпадении желания приобрести выбранный товар и цены на данный товар, которую покупатель считает разумной. Ценник на товар как раз и является одним из элементов договора розничной купли-продажи - публичной оферты, предлагая приобрести данный товар по указанной цене. При этом для потребителя при оплате товара важен принцип соответствия: цена на товар, указанная на ценнике, непременно должна соответствовать цене товара, указанной в документе об оплате (в товарном, кассовом чеке). Если цена товара, указанная на ценнике, находящемся в торговом зале, не соответствует сформированной продавцом цене, то существует вероятность, что потребитель откажется от совершения покупки, посчитав сформированную цену достаточно дорогой для себя либо для выбранного им товара. Возникновение таких фактов, как правило, негативно отражается на объемах продаж и способствует формированию негативного имиджа субъекта хозяйствования.

Согласно пункту 1 статьи 465 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), пункту 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 90-З "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями; далее - Закон о защите прав потребителей) продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемом к продаже товаре, соответствующую установленным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации, в том числе и о цене.

СПРАВОЧНО

Цена товаров - это денежное выражение стоимости единицы массы, меры или товара, а также продукции общественного питания (п. 2 Правил продажи товаров).

Информация о цене в соответствии с нормативными предписаниями пункта 9 статьи 7 Закона о защите прав потребителей доводится до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам, на потребительской таре (упаковке), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Как видим, в Законе о защите прав потребителей нет прямого упоминания о ценниках, но есть указание на доведение информации иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Согласно пункту 16 Правил продажи товаров информация о цене товара доводится до сведения покупателя в том числе на ценниках.

Кроме того, частью первой пункта 22 Правил продажи товаров установлена обязанность продавца обеспечить наличие ценников на товары с указанием наименования товаров, их сорта, массы и меры товаров, цены товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страны происхождения товаров, даты оформления ценника.

Цена товара указывается в белорусских рублях. Указание цены в белорусских рублях и иностранной валюте допускается в установленных законодательством Республики Беларусь случаях реализации товаров, продукции общественного питания за иностранную валюту (ч. 2 п. 21 Правил продажи товаров).

СПРАВОЧНО

При осуществлении розничной торговли в нестационарных торговых объектах допускается вместо ценников на отдельные товары выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием их наименования, цены товаров и страны происхождения. При этом работник продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования, цены товаров и страны происхождения товаров, а также наименования и цены предоставляемых покупателю услуг (ч. 3 п. 22 Правил продажи товаров).

При продаже швейных, верхних и бельевых трикотажных, корсетных, чулочно-носочных, меховых изделий, головных уборов, обуви, галантерейных товаров, печатной продукции методом самообслуживания единый ценник может не выставляться (ч. 4 п. 22 Правил продажи товаров).

В объектах общественного питания информацию о реализуемой продукции, товарах, об оказываемых услугах, скидках продавец доводит до сведения покупателя посредством меню, винной карты, ценников и другими способами, принятыми при оказании таких услуг (ч. 5 п. 22 Правил продажи товаров).

Цена изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней указывается на этикетке либо отдельном ценнике, который крепится к этикетке или нити, соединяющей этикетку с данным изделием (п. 124 Правил продажи товаров).

Правильно оформленный ценник систематизирует информацию о товаре для потребителя и способствует более полному ее доведению до сведения потребителя.

Зачастую потребитель попадает в ситуацию (особенно в крупных магазинах), когда при выборе товара, соотнеся степень желания приобрести товар с размером его цены, убедившись, что эти два показателя удовлетворяют его потребность и возможность, идет оплачивать товар. Каково же его недоумение, когда кассир сообщает ему сумму покупки к оплате больше, чем стоимость товара, указанная на ценнике.

Продавцы должны знать, что в любом случае независимо от причин несоответствия цены на ценнике цене продажи ответственность за разницу "витринных" и "кассовых" цен несут продавцы.

В соответствии с пунктом 9 Правил продажи товаров для проверки покупателем правильности цены товаров, приобретенных в торговом зале, на доступном месте должно быть установлено соответствующее оборудование с информацией о возможности его использования покупателями самостоятельно. Следует отметить, что проведение проверки соответствия цены на товар с информацией, указанной на ценнике, - это право покупателя, а не его обязанность.

Следовательно, в случае, если у покупателя при оплате товара возникает разница "витринной" и "кассовой" цены, покупатель вправе поступить следующим образом:

- во-первых, он вправе приобрести товар по цене, предложенной продавцом к оплате, но таким действием согласиться с нарушением своих прав потребителя;

- во-вторых, он вправе вернуть товар и отказаться от его приобретения;

- в-третьих, покупатель вправе потребовать от продавца продажи товара по указанной на ценнике цене, тем самым защитить свои права потребителя.

В соответствии с законодательством о торговле и защите прав потребителей на продавце лежит обязанность своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Выставление товара в месте его продажи (на прилавках, стеллажах, в витрине и т.п.) с указанием на ценнике его стоимости признается публичной офертой (ст. 464 ГК) и влечет возникновение обязанности у продавца продать товар покупателю именно по той цене, которая указана на ценнике, т.е. которая заявлена в публичной оферте. А покупатель при согласии приобрести товар в силу нормативных требований статьи 470 ГК обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законодательством или не вытекает из существа обязательства.

Статьей 16 Закона о защите прав потребителей предусмотрена гражданско-правовая ответственность, в том числе продавца, за ненадлежащую информацию о товаре. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара при заключении договора необходимую и достоверную информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен - в разумный срок потребовать от продавца расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков.

СПРАВОЧНО

В соответствии с частью третьей пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре, в том числе и о его цене, в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОДАВЦА ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

К ОФОРМЛЕНИЮ ЦЕННИКОВ

В целях защиты прав потребителей статьей 16 Закона о защите прав потребителей предусмотрена гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) за предоставление недостоверной информации о товаре.

За нарушение правил торговли и оказания услуг населению частью 1 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере до 10 базовых величин. А за совершение такого же деяния повторно в течение одного года после наложения административного взыскания - наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (ч. 3 ст. 12.17 КоАП).

В соответствии со статьей 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях по частям 1 и 3 статьи 12.17 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь, сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах, а также Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (за правонарушения, связанные с реализацией озерно-речной рыбы, мяса диких животных, дикорастущих растений и их частей, древесины в заготовленном виде).

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2014 г. N 567 "О дополнительных мерах по защите прав потребителей" Министру торговли и его заместителям предоставлено право приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае установления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании. Кроме того, Министру торговли предоставлено право запрещать работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы.

Герб Брестской области