Печать

Чтобы покупка была в радость, или как не попасться на удочку навязчивому продавцу

В последнее время участились случаи обращения граждан в органы регулирования торговли области, а также общественные объединения защиты прав потребителей с просьбой помочь расторгнуть договор купли-продажи на дорогостоящий товар, который им «навязали» во время проведения презентаций «супер-посуды», «чудо-белья» или другого «волшебного товара», и вернуть его продавцу.

Однако сделать это не всегда представляется возможным. И вот почему.

  Как правило, субъекты торговли, осуществляющие торговлю по образцам, к которой относится  реализация товаров во время проведения презентаций, действуют в правовом поле.

 В большинстве случаев на реализующие товары имеются необходимые документы, подтверждающие безопасность и качество.

 Имеющиеся в штате указанных субъектов торговли юристы разрабатывают договоры, которые не противоречат действующему законодательству, а специалисты по продажам, владеющие основами маркетинга и психологии, умеют красиво преподнести любой товар и убедить в его нужности (а для того, чтобы приобрести этот «чудо-товар» в рассрочку, нужно внести минимальный первоначальный платеж (например 10 рублей), остальные платежи разбиваются на год), «заманивают» на презентации подарками, бесплатными обедами, в основном пенсионеров.

  Конечно, все это выглядит очень заманчиво. В то же время не следует

 забывать народную мудрость о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

 Прежде, чем покупать и заключать договор, хорошо подумайте:  нужна ли вам самая «распрекрасная» кастрюля или сковородка с «антипригарным» покрытием за 400-500 рублей, или стельки для обуви за 100 рублей, или постельное белье за 2000 рублей, даже если оно «антиаллергенное» и «препятствует инсультам, инфарктам и развитию остеохондроза»?

Или лучше пойти в магазин и приобрести аналогичный товар по цене меньшей в несколько раз?

 Тем самым вы обезопасите себя от недобросовестных продавцов, у которых только одна цель – ЭТО ПРИБЫЛЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ.

Отметим также следующее.

Презентации и другие подобные мероприятия чаще всего проводят в отдаленных населенных пунктах, подальше от своего юридического адреса, склада или иного места, указанного в договоре купли-продажи для возврата товара. Для того чтобы затруднить покупателям возможность возвратить купленный товар, в договоре купли-продажи местом возврата объявлен не актовый зал, клуб, или другое место, где была организована презентация, а город Брест, Минск, Гродно и т.д.

 В большинстве случаев реализуемый таким образом товар является качественным, и вернуть (обменять) его, в соответствии со статьей 28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», потребитель вправе, но в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Кроме того, граждане должны помнить, что не все качественные товары можно вернуть продавцу. Не подлежат возврату метражные товары, белье, чулочно-носочные изделия, технически сложные товары бытового назначения, мебельные гарнитуры, предметы личной гигиены, посуда и принадлежности столовые и кухонные из полимерных материалов контактирующие с пищевыми продуктами и другие.  Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержден  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей».

Если все-таки вы доверились недобросовестному продавцу, а потом пришли в себя и поняли, что купили вещь, которая вам не нужна, особенно за «большие» деньги, и вы не в состоянии оплачивать кредит или рассрочку, если вам предоставили неполную или недостоверную информацию о товаре, помните, что расторгнуть договор купли-продажи и вернуть товар в установленные законодательством сроки вы можете лично или через доверенное лицо, а не почтовым переводом.

 В противном случае плату за товар с вас взыщут через суд.

В последнее время под видом коммунальных служб к брестчанам и жителям других городов области приходят продавцы фильтров для воды, представители компаний, обслуживающих пластиковые окна, ванны и сантехнику, обещают качественное и дешевое обслуживание.

Имеют место случаи, когда за оказанную услугу предлагают заплатить 10 рублей, но, как оказывается впоследствии, согласно подписанному договору на обслуживание, окончательная сумма гораздо больше, и 10 рублей – это только первоначальный взнос.    

 Внимательно читайте договоры, прежде чем подписать!

 Ставя свою подпись в договоре – тем самым вы соглашаетесь со всеми его условиями и ценами на услуги и товары!

  А лучше не  пускайте мошенников в свои дома и квартиры!

  Работники домоуправлений, ЖКХ и других коммунальных служб придут к вам по вашему вызову.

Обращаем внимание, что за консультацией и помощью по вопросам защиты прав потребителей вы может обратиться:

- в местные исполнительные и распорядительные органы по месту жительства (совершения покупки) – гор(рай)исполкомы области, а в случае несогласия с ответом на обращение – в управление торговли и услуг Брестского облисполкома;

- в общественные объединения потребителей, которые на безвозмездной основе дают консультации по вопросам защиты прав потребителей.

Если конфликтная ситуация не разрешена в досудебном порядке,  за защитой своих прав, возмещении в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда, следует обращаться с исковым заявлением в суд по месту жительства или нахождения истца или ответчика. 

В соответствии с действующим законодательством потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.       

Герб Брестской области