Печать

Об итогах работы комиссии по противодействию обороту опасной и не соответствующей требованиям законодательства продукции за 9 месяцев 2017 года

Брестской областной инспекцией Госстандарта (далее – инспекция Госстандарта) проведены надзорные мероприятия (проверки и мониторинги) соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) у 328 субъектов хозяйствования и предпринимательской деятельности. 

Нарушения установлены у 276 (84,1 %) субъектов хозяйствования и предпринимательской деятельности.

Всего госнадзору подвергнуто 2311 наименований продукции (пищевая продукция, изделия легкой промышленности, товары для детей, мебель, парфюмерно-косметическая продукция, пиротехнические изделия, отопительное оборудование, электротехнические товары и др.), из них 1743 (75,4 %) наименования – продукция импортного производства.

По результатам госнадзора не соответствовали требованиям ТР ТС 1710 (74 %) наименований, в том числе 1382 (79,3 %) – импортного производства:

-   по безопасности:

пищевая продукция - по микробиологическим показателям (превышение допустимого содержание плесени,  наличие бактерий группы кишечной палочки);

чулочно-носочные изделия детские - по показателю гигроскопичность; наличие недопустимых синтетических волокон в изделиях для новорожденных;

одежда детская - по показателю «гигроскопичность»; по показателю «воздухопроницаемость»; наличие недопустимых синтетических волокон в изделиях для новорожденных; соединительные швы с обметыванием срезов  выполнены на изнаночную сторону в изделиях для новорожденных;

кожгалантерейные изделия детские  - по протяженности плечевого ремня в верхней части шириной не менее (35-40) мм: должна быть на протяжении (400-450) мм, фактически протяженность ремня в верхней части составила 300 мм (ранец ученический); отсутствовали светоотражающие элементы (рюкзак детский);

обувь детская – превышение предельного значения высоты каблука; наличие открытой пяточной части (в обуви для детей до 3 лет); применение подкладки, вкладной стельки из искусственных материалов (в обуви для детей ясельного возраста и малодетской обуви); прочность крепления подошвы менее требуемой;

велосипеды детские - велосипеды оснащены защитным устройством, частично закрывающим наружную поверхность касания цепи с ведущей звездочкой;

мебель - по требованиям химической безопасности (отсутствие защитных и защитно-декоративных покрытий кромок изделий); по требованиям механической безопасности в части исполнения 2-х ярусных кроватей;

охлаждающие жидкости – по температуре начала кристаллизации;

электротехническая продукция – не обеспечивается необходимый уровень изоляционной защиты  (кабельная продукция, универсальный блок питания); термопластичные части, удерживающие элементы, находящиеся под опасным напряжением, неустойчивы к чрезмерному нагреву (сетевое зарядное устройство); расстояние от рабочей площадки до токоведущих частей в электрических разъемах для подключения к сети переменного и размер сечения сквозной проводки менее требуемых (светильник линейный светодиодный); токоведущие части, находящиеся под напряжением изготовлены из материала, не позволяющего обеспечить их достаточную теплостойкость (стабилизатор напряжения); отклонения от номинальной потребляемой мощности более допустимых (фен, тепловентилятор); по электрической прочности и требованиям к тепловым режимам (зарядные устройства), по взаимозаменяемости (цоколь лампы не соответствует калибру) и др.;

• по качеству: срокам годности (пищевая продукция); по создаваемым электромагнитным помехам (электротехническая продукция);

•  по маркировке: отсутствовала информация для потребителя, представлена недостоверная, неоднозначно понимаемая, нечитаемая информация (пищевая продукция, парфюмерно-косметическая продукция, одежда, чулочно-носочные изделия, товары для детей, игрушки, мебель, электротехнические товары и др.);

• отсутствовали документы об оценке соответствия (пищевая продукция, одежда, чулочно-носочные изделия, пиротехнические изделия, парфюмерно-косметическая продукция, электротехнические товары и др.).

По результатам государственного надзора приняты меры:

предписания об организации изъятии из обращения 78 наименований импортной продукции (2 – одежда, 20 – одежда детская, 19 – обувь детская, 1 – ранец ученический, 1 – велосипеды детские, 2 – игрушки, 9 – чулочно-носочные изделия детские, 2 – пищевая продукция, 2 – охлаждающая жидкость, 15 – электротехническая продукция, 5 – мебель);

предписания о запрете  ввоза и обращения на территории Республики Беларусь 51 наименований импортной продукции (1, одежда, 1 – одежда детская, 3 – носки детские, 44 – электротехническая продукция, 1 – охлаждающая жидкость, 1 – мебель);

предписания о прекращении действия сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) на территории Республики Беларусь на 23 наименований импортной продукции (1 – одежда, 2 – обувь детская, 2 – носки детские, 1 – охлаждающая жидкость, 15 – электротехническая продукция, 1 – мебель, 1 – пищевая продукция);

24 предписания о запрете реализации  продукции в полном объеме (в том числе 3 – на  продукцию импортного производства);

предписания о запрете реализации 1156 партий продукции на сумму 447746,59 руб. (в том числе 998 партий продукции импортного производства на сумму 209841,94 руб.);

235 предписаний (рекомендаций) об устранении нарушений;

328 протоколов об административном правонарушении (размер административного взыскания по рассмотренным протоколам составил  32303,34 руб.).

Результаты надзорных мероприятий доводятся до всех заинтересованных. В печатных и электронных СМИ  размещено  12 статей о результатах госнадзора, в том числе сведения о выявленной опасной продукции.

В рамках работы по выявлению не соответствующих требованиям ТНПА импортных аналогах инспекцией Госстандарта проведены надзорные мероприятия по информациям, полученным от промышленных предприятий области (ОАО «Брестский чулочный комбинат»,  ОАО «ПОЛЕСЬЕ», г. Пинск и   ОАО «Брестский электроламповый завод»).

Так, за 9 месяцев 2017 года проведено 26 проверок и 40 мониторингов соблюдения требований ТР ТС при реализации одежды и чулочно-носочных изделий импортного производства в торговой сети и на рынках области (в том числе 8 проверок и 23 мониторинга – при реализации данной продукции по низким ценам, из них 1 проверка и 15 мониторингов совместно с другими контролирующими органами, а именно с КГБ – 1 мониторинг, с Минздравом – 8,  с МАРТ – 3, с прокуратурой – 1 и с ИМНС – 7 мониторингов и 1 проверка).

Нарушения установлены при 25 проверках и 40 мониторингах. 

В ходе проверок 60 наименований вышеуказанной продукции испытано в аккредитованных лабораториях (по показателям «вид и массовая доля сырья»; «устойчивость окраски к воздействию стирки, «пота», сухого трения»; «гигроскопичность»; «воздухопроницаемость» и др.).

Всего проверено (подвергнуто мониторингу) 723 наименования изделий: 490 наименований – одежда, в том числе 275 – одежда детская; 233 наименования – чулочно-носочные изделия, в том числе                    126 –  детские.

По результатам надзора 679 (95 %) наименований продукции не соответствовали требованиям ТР ТС, в том числе:

53 наименования – по безопасности:

12 – по показателю «гигроскопичность» (одежда, в том числе детская, чулочно-ночные изделия детские);

1 – по показателю «воздухопроницаемость» (одежда детская);

1 – по показателям «устойчивость окраски к воздействию стирки», «устойчивость окраски к воздействию пота» (одежда);

20 – соединительные швы с обметыванием срезов выполнены на изнаночную сторону (в бельевых изделиях для новорожденных);

23 – наличие недопустимых синтетических волокон в изделиях для новорожденных (в бельевых изделиях  и  чулочно-носочных изделиях);

654 наименования – по маркировке: информация для потребителя отсутствовала, представлена не в полном объеме или представлена недостоверная информация, в том числе 31 наименование - по результатам испытаний вид и (или) массовая доля сырья, указанные в маркировке, не соответствовали фактическому значению (одежда и чулочно-носочные изделия, в том числе детского ассортимента);

на 583 наименования отсутствовали документы об оценке соответствия (или идентифицировать продукцию с представленным документом об оценке соответствия не представляется возможным в связи с ее неполной маркировкой).        

По результатам надзорных мероприятий приняты меры: 

предписания об изъятии (отзыве из обращения) 31 наименования опасной продукции (9 - чулочно-носочные изделия детские, 2 – одежда, 20 – одежда детская);

предписания о запрете ввоза и обращения на территории Республики Беларусь 5 наименований опасной продукции (3 – чулочно-носочные изделия детские, 1 – одежда, 1 – одежда детская);

предписание о прекращении действия на территории Республики Беларусь декларации о соответствии на 3 наименования опасной продукции (2 – чулочно-носочные изделия детские, 1 – одежда);

предписания о запрещении реализации 524 партий продукции на сумму 27885,89 руб.;

62 протокола об административном правонарушении (33 – на индивидуальных предпринимателей, 14 – на юридических лиц, 15 – на ответственных должностных лиц), размер административного взыскания по рассмотренным протоколам составил 3354,95 руб.;

13 предписаний об устранении нарушений и 40 рекомендаций по устранению нарушений.

В отдел УБЭП УВД Брестского облисполкома для сведения и принятия мер в пределах компетенции направлены информации о выявленных признаках фальсификации при реализации продукции по низким ценам.

Проведено 17 проверок  и 1 мониторинг соблюдения требований ТНПА и ТР ТС при реализации ламп импортного производства. Нарушения установлены при 15 проверках и мониторинге.

В ходе проверок 52 наименования вышеуказанной продукции испытано в аккредитованных лабораториях.

Всего проверено 75 наименований, из них по результатам надзора 56 наименований не соответствовали требованиям ТНПА и ТР ТС:

29 наименований – по  создаваемым электромагнитным помехам  (1 наименование т.м. «ФОТОН», 8 наименований  т.м. «Shefort»,  3 наименования т.м. «ЭРА», 7 наименований т.м. «ULTRA»,   1 наименование т.м. «SMARTBUY», 1 наименование ERGOLUX®,    1 наименование т.м. REV, 3 наименования т.м. «Gauss elementary»,  4 наименования т.м. «Camelion»);

1 наименование – по уровню устойчивости к электромагнитным помехам (помехоустойчивости), обеспечивающему функционирование технического средства в электромагнитной обстановке, для применения в которой оно предназначено (т.м. REV);

4 наименования по – взаимозаменяемости: цоколь лампы не соответствует калибру (т.м. «SMARTBUY», т.м. «ULTRA»,  т.м. «ЭРА», т.м. «Sheford»);

23 наименования – по маркировке: на лампе, ее упаковке и инструкции по монтажу отсутствует информация о номинальном напряжении или диапазоне напряжений в вольтах и номинальной частоте в герцах; представлена недостоверная информация (информация, нанесенная импортером посредством стикера  на упаковке продукции  относительно изготовителя и местонахождения изготовителя, отличается от информации, нанесенной изготовителем на упаковку продукции); на упаковке лампы неправомерно нанесен единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;  

на 47 наименований отсутствовали сертификаты соответствия (или представлен сертификат соответствия, действие которого территории Республики Беларусь отменено);

в реализации находились 2 наименования ламп светодиодных, запрещенные к ввозу и обращению на территории Республики Беларусь.

Принятые меры по результатам надзорных мероприятий: 

предписания о запрете ввоза и обращения на территории   Республики Беларусь 27 наименований ламп светодиодных;

предписания о прекращении действия сертификатов  соответствия на территории Республики Беларусь на 6 наименований ламп светодиодных;

предписания об изъятии (отзыве из обращения) 1 наименования ламп компактных люминесцентных и 1 наименования ламп светодиодных;

предписание о запрете реализации 1 наименования продукции в полном объеме;

предписания о запрете реализации 48 партий продукции на сумму  5984,41 руб.;

28 протоколов об административном правонарушении (12 – на юридических лиц, 15 – на ответственных должностных лиц, 1 – на индивидуального предпринимателя); размер административного взыскания по рассмотренным протоколам составил 813,45 руб.;

7 предписаний об устранении нарушений.

В рамках работы по выявлению импортной продукции, не соответствующей требованиям законодательства, инспекцией  Госстандарта проведено 7 мониторингов во взаимодействии  с Брестской таможней: 3 мониторинга соблюдения требований ТР ТС  при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза импортной продукции; 4 мониторинга - при таможенном хранении импортной продукции (из них 1 – повторно). Нарушения установлены при 4 мониторингах.

По результатам мониторингов запрещена реализация партий трикотажных полотен и ковровых изделий на сумму  32217,58  руб.; выданы рекомендации об устранении нарушений.

Специалистами санитарно-эпидемиологической службы области проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении 2236 субъектов хозяйствования, в том числе 1133 - осуществляющих оборот пищевой продукции, 88 субъектов хозяйствования реализующих средства бытовой химии, 103 - средства личной гигиены, 14 - мебельную продукцию, 15 - напольные покрытия, 64 - изделия легкой промышленности, 137 - парфюмерно-косметическую продукцию, 253- упаковочные материалы, 95 - осуществляющих оборот игрушек, 218 - товары для детей, 42 - другие непродовольственные товары.

Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены у 1242 субъектов хозяйствования на 2502 объектах, что свидетельствует о недостаточной степени ответственности субъектов хозяйствования.

Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при обороте импортной продукции выявлены на 192 объектах, реализующих пищевую продукцию, 1 - средства бытовой химии, 1 - средства личной гигиены, 8 - парфюмерно-косметическую продукцию, 11 - изделия легкой промышленности, 1 - мебельную продукцию, 3 - стеклоомывающую жидкость, 14 - игрушки, 67 - товары для детей, 6 - прочие товары.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий отобрано и исследовано товаров импортного производства: 2659 проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, 92 пробы упаковочных материалов, 93 пробы товаров для детей, 59 проб игрушек, 352 пробы товаров промышленной группы товаров.

По результатам лабораторных испытаний выявлено 40 проб импортного производства, не соответствующих требованиям гигиенических нормативов и законодательства Таможенного союза, в том числе 22 пробы пищевой продукции, 1 проба средств личной гигиены, 5 проб стеклоомывающей жидкости, 5 проб детских товаров, 7 проб игрушек.

По всем фактам несоответствующей продукции приняты меры в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством.

По фактам выявленных нарушений при обороте пищевых продуктов субъектам хозяйствования выдано 922 предписания (рекомендации) об устранении выявленных нарушений, в том числе 78 по продукции импортного производства, 153 предписания о приостановлении (запрете) деятельности объектов, в том числе 12 - при обороте пищевой продукции импортного производства, 47 предписаний о сокращении ассортимента реализуемой продукции, вынесено 545 предписаний об изъятии пищевой продукции из обращения общим весом 5618,1 кг, в том числе 129 предписаний об изъятии пищевой продукции импортного производства общим весом 622,6 кг, привлечено к административной ответственности 1016 должностных и юридических лиц, общая сумма штрафов составила 177625,5 руб., из них 105 штрафов на сумму 20776,5 руб. по фактам нарушений, выявленных при обращении пищевой продукции импортного производства.

По фактам выявленных нарушений при обороте промышленной группы товаров к административной ответственности привлечено 37 должностных и юридических лиц на сумму 3224,0 руб., выдано 66 предписаний (рекомендаций) об устранении выявленных нарушений, вынесено 14 предписаний об изъятии продукции из обращения вколичестве 424 ед.  

По фактам выявленных нарушений при обороте игрушек и товаров для детей к административной ответственности привлечено 7 должностных и юридических лиц, сумма штрафов составила 1265 руб., выдано 69 предписаний (рекомендаций) об устранении выявленных нарушений, вынесено 34 предписания о приостановлении (запрещении) реализации 1996 единиц товаров и игрушек для детей.

Направлено 138 информации в органы власти, в том числе 70 по продукции импортного производства, 38 - в территориальные органы Госстандарта; 5 в территориальные органы Минсельхозпрода, 3 - в территориальные органы внутренних дел, 125 - в иные органы.

Органами регулирования торговлей исполкомов на постоянной основе проводятся контрольные мероприятия и обследования объектов торговли и  общественного питания, в ходе которых рассматриваются вопросы соблюдения правил продажи, в том числе по соблюдению ассортиментных перечней, доведению до потребителя достоверной информации о потребительских свойствах товаров, сроках их реализации, наличию документов, подтверждающих качество продукции, наличию маркировки на товаре.

Так, в январе-сентябре 2017 г. специалистами главного управления торговли и услуг облисполкома проведены контрольные мероприятия   и обследования 219 объектов торговли и общественного питания в 15 регионах области (г.г. Брест, Барановичи, Пинск, Барановичский, Березовский, Брестский, Ганцевичский, Дрогичинский, Жабинковский, Ивацевичский, Каменецкий, Кобринский, Малоритский, Пинский, Столинский районы) по соблюдению законодательства в сфере торговли.

В рамках своих полномочий по вопросам качества продукции специалисты управления проверяют сроки реализации товаров, наличие и  правильность маркировки, наличие документов, подтверждающих качество товара, записи в книгах замечаний и предложений о качестве товара, обследуют внешний вид продукции.

Справочно. Специалистами главного управления и торговли и услуг облисполкома в ходе последних мониторингов в сентябре текущего года, были выявлены нарушения по вопросам качества продукции:

26.09.2017 при мониторинге объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории г.Ивацевичи и Ивацевичского района, по соблюдению требований законодательства в сфере торговли и общественного питания в 6 объектах выявлена продукция с истекшими сроками реализации, овощи с признаками гнили. Данная продукция снята с продажи.

Отметим, что в 2017 году специальные меры, направленные на защиту потребительского рынка, ведутся по контролю за деятельностью субъектов торговли, реализующих товары легкой промышленности иностранного производства по низким ценам, так называемых «узбекских» магазинов.

Вопросы работы торговых объектов, реализующих продукцию легкой промышленности импортного производства, рассматривались в июле текущего года на коллегии управления торговли и услуг Брестского облисполкома, по итогам которой органам регулирования торговли горрайисполкомов поручено взять на особый контроль работу данных торговых объектов с последующим информированием управления о принятых мерах.

В августе дополнительно в горрайисполкомы направлено письмо об оперативном информировании управления и контролирующих органов регионов об открытии торговых объектов по реализации товаров импортного легпрома при включении их в Торговый Реестр Республики Беларусь. Кроме того, исполкомам рекомендовано не согласовывать договора аренды помещений для проведения ярмарок, выставок-ярмарок по продаже импортных товаров легкой промышленности в объектах социально-культурного и иного  назначения.

Справочно. Специалистами главного управления торговли и услуг облисполкома 26.09.2017 в ходе мониторинга в г. Ивацевичи рассмотрена работа трех торговых объектов, реализующих товары легкой промышленности импортного производства по адресу ул.Парковая,2: магазинов «Все по карману» (ИП Ропницкая Т.И.), «Женский каприз»   (ИП Гончаровой Е.И.) и павильона «Мини-Топ»  (ИП Петренко Т.В.).

Во всех объектах выявлено несоблюдение обязательств по выполнению ассортиментных перечней, причем в магазине «Все по карману» и павильоне «Мини-Топ» отечественный товар отсутствовал. Не установлено терминальное оборудование в магазине «Все по карману», павильоне «Мини-Топ». Выявлены нарушения по ведению книги замечаний и предложений, по доступности  обязательной информации для покупателя (магазин «Женский каприз»); выявлена обувь женская         (5 пар) без  контрольных (идентификационных) знаков (павильон    «Мини-Топ»).

В соответствии с действующим законодательством всем субъектам, где 26.09.2017 выявлены нарушения законодательства в сфере торговли, готовятся рекомендации по их устранению с дальнейшим контролем со стороны управления и других контролирующих органов.

По линии надзорной деятельности Брестского областного управления Госпромнадзора проведено 44 проверки субъектов хозяйствования, в том числе, по соблюдению требований ТР ТС 016/2011 «О безопасности оборудования, работающего на газообразном топливе», ТР ТС 011/2011 «О безопасности лифтов», ТР ТС 010/2011                            «О безопасности машин и оборудования», ТР ТС 032/2013                               «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»; 106 мониторингов субъектов хозяйствования Брестской области по вопросам соблюдения требований технических регламентов таможенного союза в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В ходе проведения надзорных мероприятий нарушений требований технических регламентов не выявлено, что свидетельствует о высоком уровне соблюдения требований технических регламентов со стороны производителей потенциально опасных объектов и технических устройств, поднадзорных Госпромнадзору.

Проведено 286 приемок потенциально опасных объектов (объектов системы газораспределения и газопотребления, пассажирских лифтов, автомобильных кранов). Опасная и несоответствующая требованиям технических регламентов продукция, технические устройства не выявлялись.

За этот же период принято под надзор 76 потенциально опасных объектов импортного производства (все подпадают под требования  ТР ТС 010/2011). Таким образом, импортная составляющая в оборудовании, поднадзорном Госпромнадзору, по Брестскому региону является минимальной.

При этом все принимаемое в эксплуатацию оборудование соответствует требованиям технических регламентов, поэтому меры воздействия к работникам субъектов хозяйствования и к самим субъектам хозяйствования в ходе осуществления надзорных мероприятий не применялись.

Факты неоднократной реализации опасной и несоответствующей требованиям законодательства импортной продукции по субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную (оптовую) торговлю, не выявлялись.

Органами государственного пожарного надзора области проведена 221 плановая (внеплановая) проверка и 2513 мониторингов соблюдения законодательства о пожарной безопасности. В рамках осуществления надзорной деятельности фактов реализации пиротехнических изделий, не соответствующих требованиям ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий, не установлено.

Налоговыми органами области во взаимодействии с правоохранительными органами на постоянной основе проводятся мероприятия по пресечению незаконной предпринимательской деятельности, связанной с реализацией субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами товаров, в нарушение действующего законодательства.

При проведении контрольных мероприятий арестовано товарно-материальных ценностей на сумму 1550989,46 руб., в том числе в ходе дежурств на дорогах совместно с сотрудниками управления государственной автомобильной инспекции УВД на сумму 463860,75 руб.

Герб Брестской области