Печать

Коммунальники Брестчины ушли от перекрестного финансирования услуг.

Идея перекрестного субсидирования состоит в том, что одни потребители коммунальных услуг за них недоплачивали, а другие переплачивали. Если конкретно, то тарифы для населения в прошлом году позволили покрыть лишь пятую часть затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, в то время как стоимость услуг коммунальников для юридических лиц значительно превышала их себестоимость. Кроме того, разницу между тарифами для населения и реальной стоимостью воды, тепла и других коммунальных благ цивилизации погашал бюджет. Однако, так или иначе, население доплачивало за «коммуналку», ведь завышенные тарифы для предприятий включались в цену их продукции, за которую в итоге граждане ее и покупали.

Что же изменилось в этом году? Кто выиграет от отмены перекрестного финансирования? И не ляжет ли от этого дополнительная нагрузка на плечи населения?

Юрлицам стало легче

В Брестском областном УП «УЖКХ» рассказали, что с целью увеличения конкурентоспособности товаров белорусских производителей Глава государства поставил задачу отказаться от перекрестного финансирования в сфере ЖКХ. Полигоном для эксперимента стала Брестская область – первый регион в республике, где тарифы для юридических лиц на тепло, воду и канализацию были снижены в 1,7 - 2,5 раза.

Другими словами, тариф для юрлиц будет складываться из себестоимости услуги и заложенной рентабельности, не превышающей 20%. В результате предприятия и организации смогут сэкономить порядка Br230 млрд. Предполагается, что эти деньги они направят на модернизацию производства, рост зарплат, а также в связи с уменьшением себестоимости продукции и получением конкурентного преимущества смогут проводить агрессивное проникновение на новые рынки. К тому же экономия для предприятий на коммунальных услугах может обернуться большими прибылями и, соответственно, увеличением налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, возможно, и цены на товары и услуги этих предприятий если и не снизятся, то хотя бы перестанут расти.

Индексация и ни копейки больше

При этом отказ от перекрестного субсидирования не скажется на тарифах для населения. Напомним, они выросли с 1 января 2014 года и больше в этом году расти не будут, а только раз в квартал индексироваться в соответствии с изменением средней зарплаты по стране. Понятно, что даже новые тарифы для населения не покроют большую часть затрат на коммунальные услуги – компенсация придет коммунальникам из бюджета в виде субсидий. К тому же для граждан, которые не укладываются в норматив, например, по воде, предусмотрены планово-расчетные цены, которые в разы больше субсидируемых тарифов.

Есть здесь и еще один немаловажный момент. Если раньше в случае снижения коммунальниками затрат на оказание услуг населению им просто не доплачивали бюджетные субсидии, ЖКХ не удавалось на этом сэкономить, то теперь государство обещает рассчитаться по субсидиям в полном объеме, а сэкономленные средства коммунальники смогут направить на стимулирование своих работников и укрепление материальной базы.

Экономить, экономить и еще раз экономить

И все же, за счет чего коммунальники будут экономить, чтобы компенсировать отказ от перекрестного финансирования? Прежде всего ЖКХ рассчитывают на рост производительности труда, оптимизации численности работающих, снижение расходов на производство услуг, снижение норм расхода топлива на выработку одной гигакалории тепла и другие меры. Причем соответствующий опыт у коммунальников имеется – в прошлом году предприятия ЖКХ Брестчины снизили потребление светлых нефтепродуктов почти на 10%, удельные нормы расхода электроэнергии при подъеме и подаче воды – на 3,3%, при очистке стоков – на 2%, было заменено 127,3 км теплосетей на пи-трубы, капитально отремонтировано с применением тепловой реабилитации свыше 172 тыс. кв. м жилья (при плане 150 тыс. кв. м). Все эти меры позволили сэкономить 29,2 тыс. тонн условного топлива.

Лидеры бережливости

Отрадно, что по итогам Года бережливости Брестчина заняла первое место по теплопотерям, достигнув результата в 13% при среднереспубликанских потерях тепла в 16,3%. При этом вторая в этом списке Гродненская область отстала от Брестской сразу на 1,4 пункта. Все это стало возможным, в частности, благодаря оптимизации схем теплоснабжения с ликвидацией неэффективно действующих котельных и переводу потребителей на индивидуальное отопление, в том числе и в жилом секторе, модернизации теплосетей и котельных. Кроме того, в 2013-м удалось сократить расход топлива на производство тепла на 0,5% (план 0,2%), а расход электроэнергии – на 2,2% (план 2%). В наступившем году также запланировано достаточно эффективных мероприятий по снижению энергозатрат. Среди них перекладка 125 км теплосетей, замена 30 котлов и 200 единиц насосного оборудования на энергоэффективные.

Инвестиции с одиннадцатью нулями

Не нужно забывать и об огромных инвестициях в ЖКХ на модернизацию существующих и строительство новых объектов, без чего невозможно качественное обслуживание потребителей. Только в прошлом году на эти цели пошло более Br211 млрд, две трети из которых выделил областной бюджет. На эти деньги были построены водозаборы в Белоозерске, Могилицах (Ивацевичский район), станция обезжелезивания в Новых Засимовичах (Пружанский район), мини-полигон бытовых отходов в Лунинецком районе, котельная на местных видах топлива мощностью 2,5 МВт в Дрогичине, баня на 30 мест в Белоозерске, реконструированы водозаборы в Ганцевичах и Кобрине, очистные сооружения канализации в Березе. В этом году будут построены станции обезжелезивания в Наче (Ляховичский район) и Мухавце (Брестский район), реконструированы канализация в Клейниках (Брестский район) и очистные сооружения в Ганцевичах. Кроме того, начнутся или продолжатся работы по строительству станции обезжелезивания в Ляховичах и очистных сооружений в Каменце, реконструкции станции очистки сточных вод в Пинске и очистных сооружений в Бресте.

Источник: областная газета "ЗАРЯ"

 

Герб Брестской области