Печать

«Заслуженный коллектив Республики Беларусь» «Брестский академический театр драмы имени Ленинского комсомола Беларуси» отмечает 70-летний юбилей

Брестский театр ведет свою летопись с 1 октября 1944 года. В 1944 году город Брест был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. И почти сразу же было принято решение об основании в городе театра. Постановлением Совета народных комиссаров Белорусской ССР от 1 октября 1944 года было принято решение об организации Белорусского театра Ленинского комсомола в г. Бресте. Труппу составили выпускники Московского городского театрального училища – воспитанники Владимира Готовцева, Николая Свободина и Николая Титушина.

Тяжело было молодым артистам делать первые шаги в разрушенном войной городе. Временно разместились в небольшом одноэтажном здании, которое находилось во дворе разрушенного  театра. Одну половину его оборудовали под маленькую сцену и зрительный зал с деревянными лавками на 150 мест, а на другой – производственные мастерские и жилые помещения. Только самые стойкие смогли выдержать все трудности послевоенной жизни и непростой период становления коллектива. Сформировался мощный костяк, который продолжил традиции, заложенные ещё в стенах училища. В него вошли такие артисты как Ю.Власов, Г.Волков, З.Курденок и др. Коллектив постепенно пополнялся новыми артистами.

Художественным руководителем нового театра был назначен талантливый белорусский режиссёр Николай Мицкевич. Свой первый сезон в Бресте театр открыл премьерой «Игра любви и случая» П.Мариво.

8 марта 1947 г. спектаклем «Старые друзья» Л.Малюгина  (реж. В.Ефимов) состоялось открытие восстановленного здания театра. Главным режиссёром в этот период был Юрий Решимов. Он пригласил в театр ряд опытных артистов и значительно обогатил его репертуар. Интерес вызвали спектакли «Без вины виноватые» А.Островского, «Обыкновенный человек» Л.Леонова и мн. др. Работа над ними способствовала становлению коллектива, росту его мастерства.

В начале 1949 г. Комитет по делам искусств при Совмине БССР принял решение пополнить Брестский театр актерами расформированного Могилевского областного русского театра. Из Могилёва пришли артисты М.Абрамов, А Кочеткова, А.Ветошкин и др. Из других театров в Брест приехали актеры с большим творческим багажом – А.Асторина, О.Захарова, П.Маркин, А.Самаров, С.Юркевич, Т.Заренок и др.

В это период в театре работают режиссёры Ю.Решимов, А.Миронский, Ю.Орынянский, которые стремились объединить творческие силы и определить направление будущей работы.

Творческое лицо театра в 1940-50-е годы определяли спектакли героико-романтического направления: «Молодая гвордия» А.Фадеева, «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Константин Заслонов» А.Мовзона и др. Постоянно были в репертуаре и классические пьесы – «Бесприданница» А.Островского, «Анна Каренина» по Л.Толстому, «Мещане» М.Горького, «Пигмалион» Б.Шоу, пьесы А.Чехова, Мольера, Бомарше и др.

Настоящим творческим взлетом для труппы стал спектакль «Брестская крепость» по пьесе К.Губаревича. Пережив несколько редакций и актерских составов, эта постановка стала знаковой для театра. Премьера состоялась в 1953 г. ( реж. А.Миронский). Спектакль был показан 935 раз – это своего рода рекорд театра. Его видели зрители Москвы, Минска, Украины, Прибалтики, Польши. В 1960 г. спектакль был показан в Москве на сцене Кремлевского театра, а в 1967 г. был отмечен премией Ленинского комсомола.

В середине 50-60-х годов в труппу пришли талантливые молодые актеры А.Логинов, Н.Гончаренко, К.Перепелица, В.Кулишев, Р.Семичева, С.Евдошенко, Г.Токарев, В.Пестунов, Д.Дойбан, Г.Белоцерковский, Т.Волчецкая, А.Бережной, имена которых сегодня уже хорошо известны белорусскому театру.

В этот период театр продолжает обращаться к военной тематике, белорусской драматургии, русской и зарубежной классике.

В 1965 г. главным режиссером театра становится уже опытный артист Георгий Волков, плодотворно проработавший на этой должности  более 14 лет.

В следующем десятилетии к труппе присоединяется новая волна молодежи, преимущественно выпускников Минского театрально-художественного института: режиссер Т.Беличенко, актеры А.Гоманюк, М.Метлицкий, Т.Левчук, А Козак и др.

В это время ставится много пьес белорусских авторов: «Кто смеется последним» К.Крапивы, «Разоренное гнездо» Я.Купалы, «Последняя инстанция Н.Матуковского. Именно в Бресте впервые была поставлена пьеса А.Макаенка «Верочка».

В 1979г. главным режиссером театра становится Сергей Евдошенко. Далее в период с 1985 по 1993 гг. главными режиссерами работали Владимир Забелло, Семен Терейковский, Владимир Короткевич.

В 1989 г. началась генеральная реконструкция здания Брестского театра драмы, которая длилась почти 7 лет. Несмотря на неустроенность и неприспособленность арендуемых помещений, труппа не оставляла творческую работу. По-прежнему ежегодно ставили 5-6 спектаклей. Наиболее значительные: «Играй, Йоселе, играй…» Г.Горина, «Обман за обманом» А Грибоедова, «Ночная соната» А.Стриндберга.

В 1995 году была завершена реконструкция здания театра. Открытие здания совпало с премьерой спектакля «Женитьба Фигаро» Бомарше (режиссер В.Чхаидзе). Одновременно произошло еще одно событие – к театру на правах автономии присоединился симфонический оркестр. С этого времени театр носит название – Брестский театр драмы и музыки.

Конец 90-ых начало 2000-ых  в жизни театра отмечен дальнейшими творческими поисками. В репертуаре гармонично сочетаются спектакли по пьесам белорусских авторов («Машэка» Н.Ореховского, «І смех і грэх» В.Голубко и Л.Радевича, «Купала» А.Дударева. «Цыганскі кароль» А.Короткевича, «Карнаваль – што за дзіўная назва» С.Ковалева, «Саламея Русецкая» С.Ковалева идр.), сценические интерпретации русских и зарубежных классических произведений («Иванов» А.Чехова, «Месяц в деревне» И.Тургенева, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, «Дамы и гусары» А.Фредро, «Лисистрата» Аристофана, «Спасти хочу земную красоту» А.Пушкина, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Ревизия» по пьесе Н.Гоголя «Ревизор», «Дядя Ваня» А.Чехова, «Клоп» В.Маяковского, «Любовью не шутят» А.Мюссе). Театр разрабатывает моральную тематику, ищет ответы на важнейшие вопросы жизни человека («Вещие сны» Л.Разумовской, «Соло для часов с боем» О.Заградника, «Семья преступника» Г.Джакометти, «Французские страсти на подмосковной даче» Л.Разумовской и др.).

С начала 2000-ых театр постоянно находится в творческом поиске, смело экспериментирует, открывает дорогу молодым драматургам и режиссерам. Труппу театра составляют артисты разных поколений, некоторые из них стояли у самых истоков театра. Большинству под силу создание самых сложных сценических образов. Почти ежегодно труппа пополняется талантливой молодежью.

За последние 10 лет в театре в театре созданы спектакли для разных возрастных категорий зрителей по произведениям белорусских, русских и зарубежных драматургов:

– героико-патриотическая тематика: «Пойти и не вернуться» (реж. В.Яновец), «Мой бедный Марат» (реж. Т.Ильевский),

– нравственное воспитание молодежи: «Черный ангел с белыми крыльями» (реж. Т.Ильевский), «Над пропастью во ржи» (реж. Т.Ильевский), «Вечер» (реж. А.Козак).

– спектакли классического репертуара: «На дне», «Преступление и наказание», «Шинель»  (реж. Т.Ильевский), «Очень простая история» и «Гроза» (реж. Д.Федоров), «Расіданае гняздо” (реж. В.Савицкий), «Барские причуды», «Мечта о Дон Кихоте» и «Игра любви и случая» (реж. А.Козак).

Театр не оставляет без внимания и детей. Репертуар подбирается с учетом возрастных периодов развития молодого зрителя. Для самых маленьких в афише есть сказка «Малыш и Карлсон» (реж. В.Яновец). Для средних школьников – «Бременские музыканты» (реж. Д.Нуянзин), «Вверхтормашками» (реж. Т.Ильевский). Старшеклассникам предлагаются спектакли морально-этической проблематики, устраиваются диспуты и обсуждения, творческие встречи с актерами.

Неизменным успехом у зрителей пользуются комедии и трагикомедии: «Беспорядок класса люкс, или Пляски с мертвецом»  (реж. А.Козак), «Дорогая Памелла»  (реж. Т.Ильевский)      .

С 1996 года Брестский театр является организатором Международного театрального фестиваля «Белая Вежа». Это единственный в республике театральный форум такого широкого творческого диапазона: в программе принимают участие коллективы как ближнего, так и дальнего зарубежья. География фестиваля расширяется с каждым годом. За 19 лет существования фестиваля «Белая Вежа» у белорусских зрителей была возможность познакомиться с интересными и самобытными коллективами из России, Украины,  Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Румынии, Армении, Канады, Македонии, США, Франции, Германии, Бразилии и многих других стран.  Брестский театр получал награды фестиваля – в 1996 году Гран-при «Белая Вежа» за спектакль «Месяц в деревне» И.Тургенева (режиссер Р.Талипов), в 1998 году приз «За лучшую женскую роль» получила арт. Е. Егорова за исполнение роли Аглаи в спектакли «Цыганский король» В.Короткевича (режиссер Ю.Лизингевич) и в 2000 году приз «За лучшую мужскую роль» получил арт. С.Петкевич за исполнение роли Хлестакова в спектакле «Ревизия» по пьесе Н.Гоголя «Ревизор» (режиссер А.Бакиров), в 2008 году – «За лучшую женскую роль» была признана Ольга Жук (спектакль «Три сестры», режиссер Т. Ильевский), в 2013 году «За лучший актерский дебют» – А.Бараннник за роль Хофилда в спектакле «Над пропастью во ржи», реж. Т.Ильевский.

Благодаря фестивалю расширяются творческие контакты театра, возникают новые проекты, появилась возможность работать с интересными зарубежными режиссерами. Среди таких проектом можно отметить спектакль «Дядя Ваня» А.Чехова (режиссер  Альгирдас Латенас, Литва), совместный проект с Берлинским театром «Столичный» - спектакль «Клоп» В.Маяковского (режиссер Томас Макарас), совместный проект с Институтом Польским в г.Минске – спектакль «Портной» С.Мрожека (режиссер Ц.Карпиньски, Польша). В настоящее время осуществляются международные совместные постановки с участием польских режиссеров и хореографов при поддержке Института Адама Мицкевича (Варшава), Института польского в Минске.

Таким образом, формируется новый репертуар, который отличается свежим взглядом на хорошо известные произведения, а также эксперементальностью в области жанров и форм. Благодаря творческим контактам, налаженным на фестивале «Белая Вежа», расширилась фестивальная палитра театра. За последние  годы с творчеством театра познакомились зрители Польши, Украины, Турции, Германии, Литвы, России, Румынии.

Театр – постоянный участник фестивалей как республиканских, так и международных. Коллектив был представлен на Международных форумах в Люблине (Польша), Трабзоне (Турция), Сибиу (Румыния), Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Львове, Ровно и других городах. 

Герб Брестской области