Печать

Иностранная безвозмездная помощь с «сюрпризом».

kgkНесмотря на то, что законодательством четко регламентирован порядок получения, использования иностранной безвозмездной помощи (далее – ИБП), Комитетом государственного контроля Брестской области систематически выявляются факты нарушений порядка регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи.

Следует напомнить, что основными законодательными актами, регулирующими порядок получения, использования иностранной безвозмездной помощи, а также применения льгот по налогам получателями иностранной безвозмездной помощи, являются:

- Декрет Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи" (далее – Декрет № 24);

- Инструкция о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденная постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 17.09.2010 № 9.

В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Республики Беларусь безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Декрета № 24 иностранной безвозмездной помощью являются денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями.

Следует обратить внимание, что иностранная безвозмездная помощь подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.

Беспроцентные займы физическим лицам также относятся к ИБП.

Однако, как показывает практика, не всеми получателями соблюдается порядок регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи и как следствие оборачивается «сюрпризом» в виде привлечения к административной ответственности с наложением существенного штрафа.

Например, гражданин Республики Беларусь получив от гражданина Российской Федерации наличные денежные средства по договору беспроцентного займа в сумме 45,0 тыс. долл. США, использовал полученные денежные средства на приобретение недвижимости. При этом, полученная иностранная безвозмездная помощь подлежала внесению на счет в банке Республики Беларусь в течение 5 банковских дней с даты ее получения и регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь до ее использования.

За нарушение вышеназванных требований законодательства, гражданин привлечен к административной ответственности в виде штрафов в возможно минимальных размерах, общий размер которых превысил 7 млн. бел. руб.

В соответствии с частью 1 статьи 23.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин.

В соответствии с пунктом 2 Декрета № 24 иностранная безвозмездная помощь, полученная наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, подлежит внесению получателями на счета в банках Республики Беларусь в течение 5 банковских дней со дня ее получения или ввоза на территорию Республики Беларусь. За несоблюдение данного требования предусмотрена административная ответственность частью 3 статьи 23.23 КоАП в виде штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин.

С учетом изложенного, еще раз напоминаем гражданам о необходимости выполнения установленных законодательством обязанностей возникающих при получении и использовании иностранной безвозмездной помощи, что бы впоследствии не иметь проблем с законом.

Источник: Комитет государственного контроля Брестской области

Герб Брестской области