Печать

XVII век

Население - 10780 человек
Домов - 2156
Улиц - 49

В первой половине XVII в. в Бресте Литовском появляются новые жилые, общественные и производственные здания. В 1641 г. на Рыночной площади отстраивается новая каменная ратуша, в которой размещаются торговые лавки, магистрат и суд. Наиболее значительным является мукомольное производство - работают десять водяных мельниц.

Развивается образование. В 1623 г. в центральной части города был построен иезуитский коллегиум с библиотекой и аптекой. В коллегиуме преподавалось 7 свободных наук, богословие, латинский и греческий языки. С 1634 г. здесь преподавали только профессора. Как и в братской школе, в коллегиуме подросток любого сословия мог получить образование бесплатно. В нем учился, а позднее работал помощником ректора и преподавал философию известный мыслитель-атеист и общественно-политический деятель Казимир Лыщинский, который за свой трактат "О несуществовании Бога" был в 1689 г. сожжен в Варшаве. В конце века в коллегиуме был открыт первый в Беларуси школьный театр, в котором учащиеся разыгрывали пьесы светского и церковного содержания, весьма популярные у горожан.

XVII в. для Берестья стал временем военных потрясений, что связано с русско-польско-шведскими войнами. В 1656 г. под Берестьем появились шведы, но захватить город не смогли. Через год шведское войско вновь осаждает город - на этот раз успешно. Слабо укрепленное, с гарнизоном из 400 солдат, Берестье было взято, разграблено, многие здания сожжены. К этому времени относится и первое графическое изображение города на бумаге.

Шведскому королю Карлу Х Густаву понравилось природное положение города и замка на труднодоступных островах. Он велел художнику Е. Дальбергу составить план и зафиксировать вид города.

На гравюре Е. Дальберга "Осада Берестья шведами в 1657 г." показаны земляные бастионы, за которыми на обширном острове хорошо просматривается центр города (нынешний центральный остров крепости). Там же возвышаются высокие, в несколько этажей, дома в готическом стиле, здания монастырей, костелов, церквей со множеством колоколен. Мост соединяет Ратушную площадь центрального острова с замком, расположенным при слиянии левого рукава реки Мухавец и Западного Буга. Замковые башни едва видны из-за городских построек.

В 1659 г. Варшавский сейм принял постановление об открытии в Бресте Литовском монетного двора для чеканки мелкой монеты - солида - с целью выплаты долга войскам и пополнения опустевшей государственной казны. Из-за военных действий и связанных с ними экономических трудностей первый на Беларуси Брестский монетный двор был открыт только в 1665 г. За год его существования было выпущено 240 миллионов медных солидов на сумму более 2,5 миллионов злотых. Монеты, названные "боратинками", по имени арендатора Краковского монетного двора итальянца Боратини, и по сей день находят в наших землях.

Бернардинский комплекс

Расположенные на соседнем с замком острове монастыри бернардинцев и бернардинок, их костелы, бернардинские мост и площадь создавали уникальный целостный градостроительный ансамбль. В Берестье бернардинцы появились, благодаря приглашению луцко-брестского бискупа Мартина Шишковского, отдавшего монахам свой участок с домом в Волынском предместье и построившего для них часовню. В 1605 г. в городе были возведены деревянные костел и монастырь. На щедрые пожертвования Льва Сапеги и Яна Галемского началось строительство каменного костела мужского бернардинского монастыря. Через год рядом с ним выросли деревянные женский монастырь и костел Св. Дороты, которые в XVIII в. были перестроены в каменные.

Во время войны со шведами 1654-1667 гг. костел бернардинцев был разобран для укрепления замка. Гетман Великого княжества Литовского Павел Сапега возместил монахам ущерб, выделив из казны 80 тысяч злотых на восстановление костела. По указу короля Речи Посполитой бернардинские монахи получали от брестских мещан по 500 злотых ежегодно.

В 1680 г. костел был отстроен заново в виде типичного для Беларуси трехнефового храма в стиле барокко со скульптурой Христа в арочной нише над входом. Венчала здание четырехъярусная башня с колокольней. В семи алтарях были установлены скульптуры святых Франциска, Антония, Клары. Орнаментальную работу на амвоне и алтаре костела выполнял резчик Буловский. Многоцветные фрески на стенах и сводах костела расписывали А. Деламарс, И. Мисенгилевич, Б. Мазуркевич. В подземельях костела были похоронены его основатели и покровители: Петр Патей, Ян Галемский, Александр Звеж, Мартиан Тризна, Бернард Арагон.

Здание монастыря бернардинцев, построенное в стиле типичного барокко, постепенно сложилось из трех функциональных зон: культовой, жилой (кельи монахов, трапезная) и производственной (пекарня, кухня, кладовая).

Костел женского бернардинского монастыря был построен в XVIII в. на месте деревянного храма и представлял собой однонефовую базилику с элементами "виленского барокко". Две четырехъярусные башни, основной объем которых скрывался в основном помещении костела, завершали главный фасад здания. В костеле было 6 позолоченных алтарей. Золочением главного из них занимался брестский художник И. Мисенгилевич. Пол в костеле был сделан из кирпича, перед великим алтарем - из дерева.

До наших дней частично сохранились женский монастырь, подземелья и фундамент отдельных частей мужского монастыря.
Герб Брестской области