Печать

XIX век

Население - менее 4 тысяч жителей
Ремесленников - 335
Лиц духовного звания - 50
Дворян - 36
Купцов - 9
Домов - 500

В начале XIX в. в городе развивается легкая промышленность. Работают суконная фабрика, винокуренный и маслобойный заводы.

В 1812 г., на десятые сутки после начала войны с французами, Брест становится ареной сражений, затем оказывается в районе действий третьей русской армии генерала А.П. Тормасова. 13 июля 1812 г. русская кавалерия под командованием князя А.Г. Щербатова и отряд генерала К.О. Ломберга врываются в Брест и разбивают два эскадрона врага, взяв в плен 40 саксонцев. Город несколько раз переходит из рук в руки. В декабре 1812 г. французские войска окончательно покидают "негостеприимный" Брест.

После перемещения военных действий в Западную Европу сюда прибывают тыловые воинские части из России. К этому периоду относится пребывание в Брест-Литовске А.С. Грибоедова, известного русского драматурга, поэта, музыканта и дипломата.

В то время большинство горожан добывали средства к существованию, занимаясь обработкой земли. Город жил размеренной провинциальной жизнью, которую время от времени нарушали пожары, уничтожавшие значительную часть деревянных сооружений, по-прежнему преобладающих в городе.

С завершением строительства шоссейной дороги Брест-Варшава в 1828 г. заметно оживились торговые связи города.

После утверждения плана строительства крепости на месте города Брест-Литовска с 1833 г. начались массовые земляные работы. Судьба самого города была предрешена.

По Высочайшему повелению Брест-Литовск переносится с территории при слиянии рек Мухавец и Западный Буг на два километра восточнее, а жителям выдается ссуда на постройку новых домов.

1835 год

Великолепные постройки старого города были уничтожены или приспособлены для военных целей. В августинском монастыре разместили Инженерное управление. Монастырь тринитариев использовался для военно-рабочей роты, монастырь бригиток - для арестантской. Комплекс иезуитского коллегиума в 1836 г. реконструирован в Комендантское управление, базилианский монастырь перестроен в Артиллерийские казармы, Петропавловская униатская церковь стала Офицерским собранием, так называемым "Белым дворцом".

Доминиканский костел сначала был перестроен в Фарный, но в 1848 г. снесен. Монастыри бернардинок и бернардинцев были переоборудованы по проекту архитектора Мордвинова. В них разместился названный в честь цесаревича Александровский кадетский корпус, церковь которого расписывал известный художник В. Баженов. После перевода корпуса в 1854 г. в Москву здание использовалось как военный госпиталь.

Были снесены приходской костел, униатские церкви св. Троицы, св. Михаила, Спасская церковь и другие. Через пять лет после возведения крепости старый город был полностью разрушен и перестал существовать.

Строительство крепости

В конце XVIII в. с целью укрепления западных рубежей России царское правительство принимает решение о сооружении крепости на месте г. Брест-Литовска. Эта крепость должна была стать одной из девяти цитаделей, которые предполагалось построить на западной границе Российской империи.

В 1797 г. инженер-генерал Деволан создал первый проект строительства крепости на месте старого города. Спустя десять лет инженер-
генерал Сухтелен вновь предложил избрать Брест-Литовск местом сооружения крепости, но нашествие Наполеона на Россию в 1812 г. помешало осуществить этот план.

В 1830 г. император Николай I утвердил окончательный вариант строительства Брестской крепости, разработанный инженерами-генералами К.И. Опперманом, Н.М. Малецким и полковником А.И. Фельдманом. Был создан строительный комитет во главе с Н.М. Малецким. Общее руководство строительством осуществлял начальник Западного военного округа инженер, генерал-майор И.И. Ден. Начавшиеся земляные работы были приостановлены в 1831 г. из-за восстания в Польше.

С 1832 г. высшее наблюдение за строительством было возложено на наместника Царства Польского генерала-фельдмаршала, князя Варшавского, графа Эриванского И. Ф. Паскевича. Тогда же были выделены и деньги на строительство. 6 июня 1833 г. в крепости были вновь начаты массовые земляные работы, временно приостановленные в том же году пожаром, уничтожившим большую часть города Брест-Литовска, окрестности которого превратились в огромную строительную площадку.

1 июня 1836 г. в торжественной обстановке была заложена оборонительная казарма в Цитадели - центральном острове крепости. По старинной традиции в фундамент будущей казармы была замурована закладная бронзовая доска во славу императора России Николая Павловича и шкатулка с 21 монетой, среди которых были платиновый трехрублевик, две золотые, тринадцать серебряных и несколько медных монет.

26 апреля 1842 г. над крепостью первого класса взвился трехцветный флаг Российской империи. Это означало, что мощное фортификационное сооружение - Брест-Литовская крепость - вступило в строй действующих крепостей России.

Общая площадь крепости - 4 квадратных километра. Рукава рек Мухавец и Западный Буг, обводные каналы делили ее территорию на 4 острова. Центром и наиболее защищенной частью крепости являлась Цитадель. Ее сомкнутая двухэтажная оборонительная казарма в виде многоугольника длиной 1,8 км с внешними стенами почти двухметровой толщины кольцом опоясывала центральный остров и имела более 500 неуязвимых для артиллерии казематов. Во дворе Цитадели размещались здания Арсенала, Инженерного управления, Белого дворца, Гарнизонная церковь.

Четверо ворот с мостами соединяли Цитадель с Тереспольским, Кобринским и Волынским предмостными укреплениями, окруженными обводными каналами и оборонительным валом десятиметровой высоты. Их внешняя линия превышала 6,4 км. В толще валов находились каменные казематы. 21 мост связывал предместья с крепостью.

Брест-Литовская крепость являлась замечательным военно-инженерным сооружением и интересным архитектурно-художественным комплексом. В 1840 г. по заказу графа И.Ф. Паскевича польский художник - академик живописи М.Залесский запечатлел на своих картинах строительство и первоначальный вид Брест-Литовской крепости.

Из-за отсутствия финансовых средств строительство крепости было приостановлено с 1848 по 1862 гг. К этому времени крепость Брест-Литовск уже не отвечала стандартам крепости первого класса. В связи с совершенствованием вооружения, ростом дальнобойности артиллерии крепость стала уязвимой на всю глубину ее территории. И только в 1864 г. по предложению русского иженера-фортификатора Э.И. Тотлебена в крепости начинаются работы по утолщению главного вала, строятся дополнительные укрепления.

В 1878 г. вокруг крепости сооружается пояс из девяти передовых укреплений-фортов, расположенных в 3-4 км друг от друга и удаленных от ограды крепости на 3-5 км. Приступить к дальнейшему укреплению крепости было решено в 1909 г. Следующий план реконструкции был рассчитан на период до 1921 г. Новый пояс из 14 фортов и 21 опорного пункта предполагалось создать уже в 6-7 км от ядра крепости. Строительные работы по укреплению крепости продолжались вплоть до лета 1914 г., но во время первой мировой войны крепость не получила боевого опыта.

Новый город

С 1835 г., в двух километрах восточнее крепости, стал возводиться новый город. Застройка велась на территории Волынского, Кобринского и Забугского предместий (форштадтов).

Центром нового города становится Кобринское предместье, располагавшееся к северо-востоку от крепости на высоком берегу реки Мухавец. Незатопляемое в паводок, это было наиболее удобное для строительства место.

Планы застройки старого и нового города во многом отличались друг от друга. План разрушенного Брест-Литовска образовывали радиально расположенные улицы, которые начинались от центральной городской площади и пересекались полукольцевыми улицами. План нового города предполагал прямые улицы, делившие его на небольшие прямоугольные и трапециевидные кварталы. Шоссейная улица (ныне проспект Машерова) стала центральной в городе.

Застройка города велась по "образцовым" проектам. Планы и фасады домов в Кобринском предместье с 1846 г. утверждались Главным управлением путей сообщения и публичных заведений.

Из-за близости крепости первоначально в городе возводились преимущественно деревянные здания в 1-2 этажа. Немногочисленные каменные дома были построены "во вкусе новейшей архитектуры, довольно изящные и большие, а некоторые даже громадны по отношению к провинции", - писал в 1853 г. историк П. М. Шпилевский в своей книге "Путешествия по Полесью и белорусскому краю". Каменные и деревянные особняки по улице Дворянской (Мицкевича) имели на главных фасадах мансарды и портики.

В городе по плану было несколько площадей. В центре - Базарная, в северной части - Думская (площадь Свободы), Соборная площадь - на пересечении улиц Дворянской (Мицкевича) и Миллионной (Советская). В 1842 г. на площади был построен Гостиный двор, в котором разместилось 178 лавок. Позднее возведены почтовая контора и станция с пассажирскими комнатами.

Сразу после переноса города на новое место в юго-восточной части Кобринского предместья (ныне территория ТЭЦ) был разбит городской сад, раскинувшийся на берегу реки Мухавец. В нем был деревянный летний театр уникальной конструкции, в котором сцена легко трансформировалась в эстраду, в арену цирка, в театральные подмостки.

На территории нового города на средства, полученные в виде компенсации за церковное имущество, земли и здания, отчужденные во время строительства крепости, возводятся костел Св. Креста в 1856 г., синагога - в 1861 г., пятикупольный Свято-Симеоновский собор - в 18б5 г.

Значительный подъем, оживление строительства город переживает в 70-е годы после сооружения Днепро-Бугского канала и железных дорог. В Брест-Литовске сошлись рельсы трех крупных железных дорог - Московско-Брестской, Варшавско-Тереспольской и Юго-Западной, оказавших огромное влияние на рост численности населения и динамику развития города (1862 г. - 20 тыс. чел., 1885 г. - 35 тыс. чел.).

В 1883-1886 гг. по проекту архитектора В. Лорберга, инженеров И. Николаи и Я. Горбунова в Брест-Литовске был построен из кирпича "замечательный по обширности и красоте новый железнодорожный вокзал", обошедшийся казне почти в 2 миллиона рублей. Вокзал, напоминающий средневековую крепость, был признан одним из лучших в Российской империи по красоте и удобству. От привокзальной площади стали прокладывать новые улицы к центру города и крепости.

В конце века в Бресте было развито ремесленное и кустарное производство, а фабрично-заводская промышленность была представлена небольшими перерабатывающими предприятиями, так как в военных целях в городе было запрещено строить высокие здания и вытяжные трубы.

Брест как торговый центр был гораздо значительнее, чем Минск, Могилев, Гомель, Витебск. Две брестские ежегодные ярмарки на Десятуху (на 10-й неделе после Пасхи) и на Николая (9 мая) считались лучшими на белорусских землях. На них съезжались купцы из разных стран и многих городов России.

Добраться с вокзала в город или крепость можно было на извозчиках, которые выезжали ко всем пассажирским поездам. Стоянкой ломовых извозчиков в городе была Базарная площадь. Первым общественным транспортом Брест-Литовска стали омнибусы - многоместные конные кареты, совершавшие регулярные рейсы по городу, на вокзал, в крепость.

Ночью Брест-Литовск сначала освещался свечами, которые помещались внутри фонарей. В дальнейшем их заменяют масляными фонарями, а затем спиртовыми и керосиновыми. Освещение длилось всего лишь 800 часов в год, в основном в зимний период. На это расходовалось 134 ведра спирта. Освещены были только улицы в центре города. Лучше всех освещалась ул. Шоссейная (совр. пр. П.М. Машерова), по которой часто проезжали почтовые дилижансы, фельдъегери и различный транспорт.

По данным Всеросийской переписи населения, проходившей в 1897 году, в Брест-Литовске проживало 46568 человек (из них: мужчин - 25509, женщин - 21059).
Герб Брестской области