Печать

Сентябрь, 2013: Демографическая безопасность - одна из основ стабильного развития региона и страны.

Демографическая безопасность  - одна из основ стабильного развития региона и страны.

(в помощь информационным группам)

Главной целью демографической политики Республики Беларусь на современном этапе ее развития являются изменение негативных тенденций рождаемости, смертности, создание в интересах общества благоприятных условий и предпосылок на основе улучшения жизненных условий населения.

В Республике Беларусь с целью улучшения демографической ситуации разработан комплекс мероприятий по следующим направлениям:

- стабилизация рождаемости и ее увеличение в перспективе до уровня, обеспечивающего простой режим воспроизводства;

- повышение уровня здоровья населения, уменьшение смертности и рост средней продолжительности жизни;

- укрепление брачно-семейных отношений и улучшение условий жизнедеятельности семьи;

- совершенствование регулирования миграционных процессов.

Основной формой реализации демографической политики государства на сегодняшний день являются Национальная программа, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357 «Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы» и региональная программа демографической безопасности Брестской области на 2011-2015 годы.

По состоянию на 1 июля 2013 года численность населения в республике составила 9 459,8 тыс. человек, в первом полугодии родилось 56 184 детей, умерло – 64 842 человека. Естественная убыль населения составила 8 658 человек (в 2012 – 9 737).

Анализ демографических показателей в Брестской области за 6 месяцев 2013г. в сравнении с аналогичным периодом 2012 г. свидетельствует о сохранении высокого уровня показателя  рождаемости – 12,7 промилли (количество рождений на 1000 населения) (8720 человек), который превышает среднереспубликанский – 12,0. В абсолютных цифрах родилось на 144 ребенка больше чем за 6 мес. 2012г.

В 12 регионах области отмечено увеличение числа родившихся, в том числе по г. Бресту на 3,2%, Брестскому району на 7,6%, г. Барановичи на 0,6%, по Барановичскому району на 4,7%, Березовскому на 2,8%, Жабинковском на 5,1%, Ивановскому на 12,3%, Каменецкому на 2,5%, Малоритскому  на 5,5%, Пружанскому на 17,6%,  Столинскому на 4,1%.

Вместе с тем, рождаемость снизилась в г. Пинске на 2,6%, Пинском районе – (-3,6%), в Дрогичинском (-10,5%), Ивацевичском (-1,6%), Ляховичском (-3,4%),  Кобринском (-3,7%), в Лунинецком и Ганцевичском районах показатель остался на уровне прошлого года

По численности населения Брестская область занимает четвертое место в республике после г. Минска, Минской и Гомельской областей. На 1 июля 2013 года численность населения региона составила 1389,1 тысяч человек.

Доля городского населения области в 2012 году составляла 67,8% всего населения, третья его часть сосредоточена в г. Бресте.

Основной тенденцией возрастной структуры является его постарение. Так, доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 13,1% на начало 1960 года до 19,9% в 1990 году и до 23,5% к началу 2013 года.

Каждый пятый житель области – в пенсионном возрасте, в сельской местности – каждый третий. Численность лиц этой категории превышает численность детей в возрасте до 16 лет почти на 75 тыс. человек.

Справочно: в 1959 году численность детей в 2,5 раза превышала численность лиц старше трудоспособного возраста.

Главной причиной старения населения является спад рождаемости, в результате чего уменьшилась доля детей во всем населении.

За последние пятьдесят лет тенденции рождаемости изменялись несколько раз.

В начале 40-х годов на каждую 1000 жителей области рождалось в среднем около 30 детей. Если в 1960 году общий коэффициент рождаемости равнялся 25,4 промилле, в 1990 году – 15,0, в 2010 году коэффициент рождаемости составил 12,2 промилле, а в 2012-м – 13,1 (родилось 18 214 человек). Благоприятный же процесс воспроизводства характеризуется уровнем рождаемости 18 и выше.

Мониторинг возрастной структуры женщин детородного возраста показал, что ежегодно с 2004 года их число уменьшается в среднем более чем на 5 тысяч человек. За последние два года их число уменьшилось на 12 тысяч человек, в том числе в городских поселениях – более чем на 4 тыс., в сельской местности – почти на 8 тыс.

Росту числа родившихся может способствовать сокращение числа абортов. За 2012 год по области их было проведено 2535, из них по медицинским показаниям – 168.

Показатель смертности населения за январь – июнь вырос до 13,6% (9381 человек), за 6 мес. 2012 г. – 13,3% (9190), по РБ – 13,8%. Количество смертей в городах возросло на 3,8%, в сельской местности - на 0,4%. Показатель естественной убыли составил – 0,9%, это - 661человек (за 6 мес. 2012г – 0,7%, РБ – 1,8%).

Показатель младенческой смертности по области за 6 месяцев 2013 года вырос на 1%.

В структуре причин смертности населения преобладают заболевания системы кровообращения (52,9%), новообразования (13,7%), внешние причины (8,0%).

При снижении смертности от внешних причин на 10,3%  произошел рост суицидов на 23,6% (с 123 до 152 случаев).

Ежегодно по последней причине уходят из жизни около двух тысяч человек (в 2012 г. – 1464 человека). Порядка 80 процентов умерших от внешних воздействий составляют мужчины в трудоспособном возрасте.

Другие причины смерти, в т.ч. включающие старость, составляют в структуре смертности 21,6% и в сравнении с аналогичным периодом 2012 года выростли на 14,4%.  При этом увеличилось количество умерших от старости на 19,4% (РБ +9,4%).

Число умерших лиц трудоспособного возраста в январе-июне 2013 г. снизилось на 5,1% (с 1791 до 1700 случаев).

В структуре смертности в трудоспособном возрасте 32,9% занимают болезни системы кровообращения (6 мес. 2012 г. - 32,1%, РБ - 32,9%), 27,6% - внешние причины (6 мес. 2012 г. - 27,9, РБ - 27,1), 20,9% - онкологические заболевания (6 мес. 2012 г. - 20,6%, РБ - 18,5).

Неблагополучная ситуация складывается в  Ганцевичском  районе -  рост количества умерших на 15,5%, в том числе за счет роста количества случаев смерти в трудоспособном возрасте на 33,3% с 45 до 60 случаев,

в г. Бресте рост на 2,6%,  при снижении количества случаев смерти в трудоспособном возрасте на 1,3%, в Брестском районе рост на 6,3%,

в г. Барановичи -  рост на 9,9%, в том числе в трудоспособном возрасте на 7,5% (с 201 до 216 случаев), в Барановичском районе -  снижение на 0,2%, также снижение количества случаев смерти в трудоспособном возрасте на 18,1%, ,

в Березовском -  рост на 0,8%, в том числе за счет роста количества случаев смерти в трудоспособном возрасте на 13,9% (с 79 до 90 случаев),

в Дрогичинском -  рост на 0,6%, в том числе за счет роста количества случаев смерти в трудоспособном возрасте на 62,2% (с 37 до 60 случаев),

в Ивановском – рост на 0,8%, при снижении количества случаев смерти в трудоспособном возрасте на 30,6%,

в Кобринском районе - рост на 11,7%, при снижении количества случаев смерти в трудоспособном возрасте на 18,5%,

в Ляховичском -  рост на 8,2%, в том числе в трудоспособном возрасте на 10,9% (с 46 до 51 случаев),

в  Малоритском -  рост на 12,%, в том числе в трудоспособном возрасте на 2,8% (с 36 до 37 случаев),

в  Пружанском -  рост на 3,5%, в том числе в трудоспособном возрасте на 5,0% (с 60 до 63 случаев).

В 2012 году в целом по области продолжительность жизни составила 72,6 лет, у мужчин – 67,1 года, у женщин – 78,1 года. По продолжительности жизни Брестская область занимает второе место в республике после г. Минска.

В первом полугодии т. г. коэффициент брачности в Брестской области составил 6.8 (на 1000 человек населения), коэффициент разводимости – 3.2. Зарегистрировано 4 664 брака (в 2012 году – 3 721) и 2 173 развода (в 2012 году – 2 722). Таким образом, наблюдается тенденция увеличения количества зарегистрированных браков (на 25,3%) при снижении количества разводов (на 20,2%).

С 2001 года малообеспеченным семьям и гражданам предоставляется государственная поддержка в рамках существующей в республике системы государственной адресной социальной помощи. Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (далее - Указ) определены четыре вида социальных пособий: ежемесячное и единовременное социальное пособие, пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников, пособие на оплату технических средств социальной реабилитации и обеспечение бесплатными продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Право граждан и семей на предоставление государственной адресной социальной помощи (далее - ГАСП) в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий определяется расчётным путём и зависит от действующей  величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее - БПМ) и среднедушевого дохода гражданина (семьи) за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения за ГАСП.  Для назначения ежемесячного социального пособия среднедушевой доход гражданина (семьи) не должен превышать            100 процентов БПМ (с 01.08.2013 по 31.10.2013  величина БПМ составляет 1 026 290 рублей), для единовременного пособия - 150 процентов БПМ (1 539 435 рублей).

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение  подгузников (для инвалидов  I группы и детей-инвалидов с 4 степенью утраты здоровья) и  пособие на оплату технических средств социальной реабилитации (для  инвалидов 3 группы  и детей в возрасте до 18 лет)  предоставляются независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина). 

Семьи (граждане), обратившиеся за одним из видов ГАСП, могут реализовать свое право на одновременное предоставление различных видов данной помощи, согласно условиям их предоставления.

Принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) ГАСП является административной процедурой и осуществляется в соответствии с пунктом 2.33 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан и принимается постоянно действующей комиссией по оказанию государственной адресной социальной помощи горрайисполкомов по месту жительства заявителя.

Заявление о предоставлении ГАСП и документы для проведения соответствующих расчетов, связанных с административной процедурой, предоставляются  гражданами по месту их регистрации в  органы по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов.

В 2012 г. ГАСП предоставлена 45 444 гражданам на сумму 65,9 млрд. рублей, за 6 месяцев 2013 г. - 22 093 гражданам на сумму 30,9 млрд. рублей.

С учетом потребности регионов в трудовых ресурсах в области реализуются мероприятия по регулированию внешней миграции.

Миграционный прирост по области в первом полугодии 2013 года составил минус 652 человека.

В текущем году утвержден план мероприятий по расселению иностранных граждан и лиц без гражданства трудоспособного возраста в Брестской области на 2013 год.

За прошедший период 2013 года в соответствии с законодательными актами управлением по гражданству и миграции УВД Брестского облисполкома выдано 1212 (за аналогичный период 2012 года - 689) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Беларусь. При этом временно пребывающие граждане Российской Федерации и Казахстана могут быть трудоустроены наравне с гражданами Республики Беларусь в соответствии с Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010 без оформления специальных разрешений.

По вопросам внешней и вынужденной миграции сотрудниками управления внутренних дел проводятся выступления в учреждениях образования; в средствах массовой информации, а также на интернет ресурсах УВД, облисполкома и райисполкомов размещаются материалы о порядке трудоустройства граждан Республики Беларусь за границей и приема иностранцев на работу в Республике Беларусь.

Брестским облисполкомом по инициативе управления внутренних дел и комитета по труду, занятости и социальной защите утвержден план мероприятий по расселению иностранных граждан  и лиц без гражданства трудоспособного возраста в Брестской области на 2013 год. Для определения эффективности реализации вышеуказанного плана и рациональности его последующего применения, определены 2 района в качестве пилотного варианта: Пружанский и Пинский. За текущий период времени в Пружанском районе гражданину Украины оформлено разрешение на постоянное проживание по ходатайству ОАО «Агро Колядичи». В Пинском районе оформлено 16 разрешений по ходатайствам ОАО «Почапово», СПК «Охово», СПК «Ласицк», Ласицкое лесничество, из которых 3 семьи в количестве 4 граждан Молдовы, 3 - Украины, 3 - Казахстана. 

В целях оздоровления оперативной обстановки, организации должного взаимодействия с заинтересованными субъектами профилактики по вопросам обеспечения безопасной жизнедеятельности граждан, органами внутренних дел на территории области постоянно реализуется комплекс профилактических мероприятий:

инструктаж представителей заинтересованных служб,

обследование субъектов профилактики правонарушений с последующим направлением  информационных писем в соответствующие службы,

выступления в трудовых коллективах, по месту жительства граждан, в средствах массовой информации,

разработка печатной продукции, которая размещается на информационных стендах в общественных местах Брестской области и т.д.

Одним из самых значимых факторов, негативно влияющих на состояние смертности населения, являются пьянство и алкоголизм.

О негативных последствиях употребления населением алкоголя свидетельствуют данные областного управления статистики, согласно которым в области от отравления алкоголем погибло 143 человека. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество таких случаев снизилось на 8,9% (в 2012 г. - 157).

Основной причиной гибели остается передозировка алкогольными напитками в сочетании с длительным их употреблением накануне смерти. Во всех случаях алкогольные напитки погибшими приобретались в объектах розничной торговли.

ОВД Брестской области принимаются определенные меры по профилактике пьянства и алкоголизации населения, гибели людей на производстве и укреплению транспортной дисциплины.

Не теряют своей актуальности целевые проверки субъектов хозяйствования на предмет выявления фактов распития алкогольных напитков либо появления в пьяном виде на рабочих местах, с целью профилактики гибели граждан на производстве.

В отделах внутренних дел области созданы и ежедневно работают группы по выявлению в установленном порядке на рабочих местах в рабочее время работников организаций, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Всего в 2013 году органами внутренних дел области выявлено 693 факта нахождения на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения, в отношении правонарушителей составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст.17.3 КоАП Республики Беларусь.

По инициативе УОПП УВД Брестского облисполкома заместителем председателя Брестского облисполкома 08 января 2013 года дано поручение №56/138-13 по исключению из продажи субъектами хозяйствования вина плодового в объектах общественного питания, а также по ограничению реализации вышеуказанной категории алкогольной продукции в торговых объектах в ночное время (с 23.00 до 8.00). В ряде регионов области данная инициатива нашла свою поддержку. Так, например, на территории Ганцевичского района запрещена реализация после 20.00 часов алкогольной продукции, за исключением дорогой водки в сувенирной таре, коньяка, шампанского.

По инициативе управления внутренних дел председателем Брестского облисполкома 22 июля 2013 года дано поручение председателям горрайисполкомов №497 до 05 августа 2013 года принять меры по ограничению реализации алкогольных напитков (за исключением шампанского) стоимостью ниже 1,5 базовой величины в розничных торговых объектах с 22.00 до 08.00 часов.

В настоящее время в ГО-РОВД области состоит на учете 121 объект разрешительной системы, из которых 99 с оружием - 3033 единиц. Кроме этого, в области зарегистрировано 14586 владельцев огнестрельного и газового оружия, которые в личном пользовании имеют 16343 единицы оружия.

В целях стабилизации оперативной обстановки, усиления контроля за оборотом оружия реализуются мероприятия по добровольной сдаче населением неучтенного оружия и боеприпасов, а также предупреждению преступлений с применением оружия.

Из нелегального оборота изъято 90 единиц неучтенного оружия и 2089 патронов к огнестрельному оружию. За нарушения правил пользования у граждан изъято 207 единиц зарегистрированного оружия. Аннулировано 134 разрешения на ношение и хранение оружия по отрицательным мотивам. В ходе проделанной профилактической работы гражданами добровольно сдано в органы внутренних дел 88 единиц незарегистрированного оружия и 5806 боеприпасов. Добровольно сдано на уничтожение 80  единиц зарегистрированного оружия.

За нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными или пиротехническими изделиями по ст.23.48 КоАП Республики Беларусь привлечено 31 лицо. За нарушение сроков перерегистрации и регистрации огнестрельного оружия по ст.23.49 КоАП Республики Беларусь привлечено 95 лиц. В отношении лиц, совершивших незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, по ст.23.71. КоАП Республики Беларусь  привлечено 42 лица.

Кроме этого, органами внутренних дел выявлено 76 преступлений, по которым Следственным комитетом Республики Беларусь возбуждены уголовные дела и проводятся следственные действия (за аналогичный период 2012 года – 74 преступления). Из них 14 – за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия.

Высокий уровень автомобилизации в Республике Беларусь и в Брестской области, в частности (количество транспортных средств, состоящих на учете в собственности граждан и организаций Брестской области, за последние 5 лет возросло более чем в 1,2 раза), значительно усложняет механизмы организации безопасности дорожного движения и является одной из основных причин увеличения вероятности дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) со смертельным исходом и причинению участникам дорожного движения телесных повреждений различной степени тяжести, что в немалой степени негативным образом отражается на демографическом состоянии общества.

Так, за 8 месяцев 2013 года на территории Брестской области зарегистрировано 350 ДТП, в которых 71 человек погиб и 370 травмированы. 35 дорожно-транспортных происшествий совершены по вине водителей, находившихся в нетрезвом состоянии.

Гибнет и получает травмы в ДТП и юное поколение. С участием детей за вышеуказанный период 2013 года зарегистрировано 40 ДТП, в которых 2 ребят погибли и 40 получили травмы различной степени тяжести.

Основными причинами ДТП, в которых гибнут люди, являются: превышение или неправильный выбор установленных скоростных режимов (50 ДТП), нарушение правил маневрирования (48 ДТП), проезда перекрестков (33 ДТП) и пешеходных переходов (55 ДТП), выезд на полосу встречного движения (30 ДТП), без права управления транспортными средствами (43 ДТП), несоблюдение дистанции (26 ДТП), скрытие с места дорожно-транспортного происшествия (17 ДТП), а также игнорирование элементарных норм безопасного нахождения на проезжей части дорог пешеходами: переход в неустановленном месте (12 ДТП) и нарушение ПДД в состоянии опьянения (16 ДТП).

Госавтоинспекция области нацелена на снижение гибели и травматизма людей в дорожно-транспортных происшествиях на дорогах области.

В целом, в 2012 году выполнены предусмотренные Региональной программой ожидаемые показатели: по росту общего и суммарного коэффициента рождаемости, удельного веса родов без осложнений, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, сальдо внешней миграции, снижению общего коэффициента смертности трудоспособно населения, тяжести первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста.

 

Герб Брестской области