Печать

Март, 2014: Местные Советы депутатов – важное звено в работе с населением

Местные Советы депутатов – важное звено в работе с населением
(в дополнение к февральскому информационному материалу )

И отечественный, и мировой опыт свидетельствуют: именно местные органы самоуправления (далее - МС) способны решать наиболее насущные для населения данной территории вопросы жизни и обустройства. Поэтому формирование их эффективной модели представляет собой одну из ключевых задач развития нашего государства и государственности, является неотъемлемым критерием демократии, действенным способом привлечения граждан к участию в решении многих дел.

В Беларуси местное самоуправление включает ряд локальных институтов, которые в совокупности, тесно взаимодействуя, призваны обеспечивать наиболее полное выражение интересов населения, его волеизъявление, удовлетворение насущных потребностей. Принципы, положенные в основу МС в нашей стране, в значительной степени приближены к тем, на которых в свете Европейской хартии базируется местное самоуправление в странах Европейского союза.

Основное звено системы МС Республики Беларусь — Советы депутатов. Они избираются гражданами и представляют государственные органы на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

В Беларуси сегодня более 1600 местных Советов. Советы осуществляют свои функции через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством.

К основным задачам местного управления и самоуправления в Республике Беларусь следует отнести:

• обеспечение социально ориентированного устойчивого инновационного развития территории на основе эффективного использования местных природных, материальных, финансовых ресурсов, производственного, научного, образовательного и кадрового потенциала;

• создание благоприятных производственных, жилищно-бытовых и социокультурных условий жизнедеятельности различных половозрастных групп населения данной территории, внедрение социальных стандартов;

• обеспечение эффективной работы предприятий, учреждений образования и здравоохранения, организаций торговли, бытового и социального обслуживания, транспорта и связи, энерго-, водо-, тепло- и газоснабжения;

• распределение социальных благ и адресная поддержка наименее социально защищенных групп населения (инвалидов, ветеранов, пенсионеров, многодетных семей и других категорий);

• обеспечение высокой культуры обслуживания, общественного порядка, охраны окружающей среды, экологической и пожарной безопасности.

В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» к основным принципам местного управления и самоуправления относятся следующие:

• народовластие, участие граждан в местном управлении и самоуправлении;

• законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;

• взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

• разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;

• единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

• самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов жизни населения на конкретной территории;

• выборность Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетность населению;

• гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставление каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

• сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

• ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений органами местной власти.

В настоящее время фактором, снижающим эффективность деятельности Советов, является не отсутствие полномочий, а некоторый дисбаланс между собственными финансовыми ресурсами и теми обязанностями, которые возложены на органы местного самоуправления. Эта проблема может быть решена путем укрепления их бюджетов и повышения экономической самостоятельности.

В соответствии со статьей 5 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. Советы депутатов осуществляют следующие функции:

1. Проводят мероприятия по совершенствованию организации работы с гражданами и юридическими лицами, в том числе по внедрению в деятельность государственных органов и иных государственных организаций заявительного принципа одного окна, а также участвуют в осуществлении контроля за проведением таких мероприятий на соответствующей территории.

2. В целях совершенствования организации работы с гражданами и юридическими лицами Советы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

2.1. рассматривают обращения граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, в том числе с выездом на место, ведут книгу замечаний и предложений;

2.2. принимают необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан (юридических лиц) на соответствующей территории, участвуют в осуществлении контроля за своевременным и качественным разрешением государственными органами и иными государственными организациями вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

2.3. организуют личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц;

2.4. осуществляют административные процедуры, на систематической основе проводят мероприятия по их упрощению, в том числе путем сокращения количества документов, необходимых для их совершения, сроков осуществления таких процедур, направления предложений в соответствующие государственные органы и иные организации.

Как правило, людей волнуют вопросы благоустройства, ремонта дорог, жилья, прокладки коммуникаций, вывоза мусора. Например, в Малоритском районе по просьбе избирателей в 2013 году заасфальтировали автодороги Збураж - Гвозница, Черняны - Доропеевичи и участок объездной дороги Малорита – Хотислав.

Для реализации этого наказа избирателей потребовалось немало средств: для проведения работ по асфальтированию дороги протяженностью более 10 км, понадобилось около 6,5 млрд. рублей.

На асфальтирование дорог в новом квартале индивидуальной застройки г. Малорита были выделены и освоены в полном объеме средства в сумме 2 млрд. рублей. На создание инженерно-транспортной инфраструктуры требуется в 2014 году еще 34 млрд. рублей.

На строительство яслей-сада на 170 мест в г. Иваново, который был введен в эксплуатацию 18 октября 2013 г., было выделено 42 млрд. рублей.

На капитальный ремонт Каменецкой ЦРБ и приобретение оборудования в 2013 году было использовано более 7 млрд. рублей.

Объект «Очистные сооружения канализации г. Столин» включен в государственную программу «Чистая вода» на 2010-2015 годы. На 2013 год с начала реализации проекта освоено 13,4 млрд. рублей.

И это только несколько примеров того, как реализуются наказы избирателей.

Существенно, что Совет в пределах своей компетенции независим и свободен в принятии тех или иных решений. Например, он самостоятельно утверждает программы экономического и социального развития территории, исходя из интересов населения, необходимости охраны окружающей среды, культурного наследия с учетом имеющихся материально-финансовых и трудовых ресурсов, максимального использования местных возможностей и резервов производства.

Для обеспечения полномочий Советов законодательство налагает определенные обязательства на хозяйствующие субъекты, действующие на территории административно-территориальной единицы. В частности, предприятия, организации, учреждения и объединения независимо от их подчиненности и форм собственности при планировании и осуществлении хоздеятельности не вправе проводить мероприятия, которые могут вызвать негативные экологические, социальные, демографические и иные последствия, без согласия соответствующих Советов или исполнительных комитетов, местных администраций.

Согласно Конституции страны, местные Советы депутатов избираются на четыре года на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Их полномочия сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Основные избирательные процедуры (формирование комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, агитация, голосование, подведение результатов голосования и др.) четко регламентированы Избирательным кодексом и отработаны на практике.

В этом году используется мажоритарная система относительного большинства. Это значит, депутатом станет тот, кто получит больше голосов избирателей, чем его оппоненты. Следовательно, местные выборы будут проводиться в один тур, что значительно сократит финансовые затраты.

Всего по области на 3 042 депутатских мандата зарегистрировано 3 339 кандидатов в депутаты в Советы всех уровней. В том числе 121 человек претендует на 57 депутатских мест в областной Совет, 620 - в районные Советы на 512 мест, 198 - в городские Советы городов областного подчинения на 108 мест, остальные - в Советы первичного уровня.

Отказано в регистрации 12 претендентам. Отозвали свои заявления о согласии баллотироваться 11 человек.

Среди зарегистрированных кандидатов 121 выдвинуты политическими партиями. Наибольшее представительство у Белорусской социал-демократической партии «Грамада» - 34 претендента на депутатский мандат. Коммунистическую партию Беларуси представляют 29 кандидатов, Белорусскую партию левых «Справедливый мир» - 20, Республиканскую партию труда и справедливости - 13 кандидатов.

Желают видеть себя депутатами 1315 женщин (39,4%) и 109 (3,3%) - граждане в возрасте до 30 лет.

По профессиональной принадлежности кандидатов наибольшее представительство у социальной сферы - 938 претендентов (28,1%) работают в сферах образования, культуры, науки, здравоохранения. На втором месте отрасль сельского хозяйства - 836 кандидатов (25%). Зарегистрировано также 36 неработающих граждан.

Самыми интересными обещают быть выборы в Брестский городской Совет. Здесь за сорок депутатских мест в новом созыве будет бороться 121 кандидат. Такой же конкурс - в среднем 2,1 человека на место - в областной Совет депутатов.

Так, по Брестскому-Вузовскому округу №10 в областной совет баллотируются сразу пять претендентов. В семи округах зарегистрировано по четыре кандидата. В то же время в 17 избирательных округах выборы будут безальтернативными.

Разветвленная организационная сеть Советов депутатов, широкое представительство в них различных слоев населения должны стать основой реального участия граждан в решении региональных и локальных проблем.

Представлять интересы избирателей должны достойные, авторитетные, инициативные, неравнодушные к проблемам сограждан люди, заслуживающие доверие населения.  Люди, которые положительно проявили себя в профессиональном плане, умеют и главное хотят работать.

Расширение демократии на местном уровне заключается в активном участии населения и избранных им Советов депутатов в работе по обеспечению социально-экономического развития своих территорий, удовлетворению насущных нужд и потребностей жителей, созданию для них достойных условий жизни, труда, учебы и культурного отдыха. Тогда Советы, реагируя на вызовы времени, станут по-настоящему эффективной структурой власти, обретут новую энергетику, усилят вес и влияние среди широких слоев населения. Опираясь на такой мощный социальный фундамент, белорусское государство сможет полнее воплотить в жизнь свою главную нравственную ценность — служение людям.

Герб Брестской области