Печать

Апрель, 2014: Союзное государство. Развитие и перспективы.

Союзное государство. Развитие и перспективы.

Материал в помощь информационным группам.

2 апреля Республика Беларусь и Российская Федерация отмечают День единения народов Беларуси и России. Этот выбор обоснован исторически и социокультурно. Наши народы сформировались в лоне единой восточнославянской цивилизации.

Начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух суверенных государств было положено 2 апреля 1996 года, когда Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и первый Президент России Борис Николаевич Ельцин в Москве подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Этот день вошел в нашу историю как День единения народов Беларуси и России.

Ровно через год, 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить отношения братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов.

Следующим важным этапом в развитии союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации стало подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протокола к нему. В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств – участников Союза. Одновременно были определены основные направления интеграционной работы в экономической и социальной сферах.

8 декабря 1999 года подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух наших братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.

ЦЕЛИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Целями Союзного государства в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года являются:

  •                    обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
  •                    создание единого экономического и таможенного пространства;
  •                    обеспечение социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников;
  •                    проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
  •                    формирование единой правовой системы;
  •                    проведение согласованной социальной политики;
  •                    обеспечение безопасности и борьба с преступностью.

Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач.

К ним относятся, вытекающие из Договора задачи по обеспечению равных прав субъектам хозяйствования и граждан государств-участников, формированию единого экономического и таможенного пространства, на котором применяются единые ставки таможенных пошлин, единые таможенные режимы, единый порядок таможенного оформления и контроля, унифицируется законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников и т.д.

Решение этих задач в целом обеспечивает свободный взаимный доступ на рынки государств-участников Договора, беспрепятственное движение товаров, услуг, капиталов, что способствует развитию различных форм кооперации, увеличению взаимного товарооборота, росту социально-экономических показателей развития государств-участников.

СТРУКТУРА ОРГАНОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

В соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Телерадиовещательная организация Союзного государства, Координационная комиссия по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства.

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если они не договорились об ином. В настоящее время им является Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Председателем Парламентского Собрания является Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкин.

С июня 2012 года Председателем Совета Министров Союзного государства является Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Одним из основных и наиболее успешных направлений деятельности Союзного государства является проведение согласованной внешней политики Беларуси и России.

Республика Беларусь – надежный внешнеполитический союзник Российской Федерации. В свою очередь Российская Федерация неизменно поддерживает на всех уровнях и во всех международных организациях и последовательно защищает независимую внутри- и внешнеполитическую позицию Республики Беларусь.

Основополагающим документом является Программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства (далее Программа). Программа представляет собой документ, который обеспечивает выработку согласованных подходов Республики Беларусь и Российской Федерации к наиболее важным проблемам международных отношений и координацию усилий наших стран во внешней политике.

В настоящее время Министерством иностранных дел Республики Беларусь совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации реализуется очередная Программа на 2014 – 2015 годы.

В рамках реализации Программы осуществляется сотрудничество по таким ключевым направлениям, как углубление двустороннего взаимодействия на пространстве СНГ, формирование согласованной позиции в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, обеспечение региональной и европейской безопасности, повышение роли Беларуси и России в борьбе с новыми вызовами и угрозами, развитие отношений с третьими странами.

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Доходы бюджета формируются в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года за счёт неналоговых доходов и безвозмездных перечислений государств-участников.

Первый бюджет Союзного государства на 2000 год был сформирован в соответствии с Договором о создании Союзного государства за счёт отчислений государств-участников (Россия-65 %, Беларусь-35 %) в объёме 2230,0 миллионов российских рублей. За прошедшие 14 лет он увеличился в 2,2 раза и в 2014 году составил 4872,0 миллионов российских рублей.

Всего за 2000-2013 годы в бюджете Союзного государства было аккумулировано и направлено на решение общих проблем России и Беларуси более 50 миллиардов российских рублей. Это позволило полностью или частично профинансировать реализацию 62 совместных программ. Среди них такие важные для союзного строительства программы, как программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь, программы «Развитие дизельного автомобилестроения», «Современные технологии и оборудование для производства новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей», «Разработка нанотехнологий создания материалов, устройств и систем космической техники и их адаптации к другим отраслям техники и массовому производству», «Развитие и внедрение в государствах участниках Союзного государства наукоёмких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем», «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012-2016 годы» и другие.

В бюджете Союзного государства на 2014 год предусмотрено финансирование 37 совместных программ и мероприятий по следующим основным направлениям:

промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и информатика – 40,1 %;

военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства – 17,7 %;

социальная политика, здравоохранение и физическая культура, образование, культура,  предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, СМИ – 25,7, %;

функционирование органов Союзного государства – 8,1 %.

Кроме того, бюджетом предусмотрена возможность финансирования новых программ Союзного государства, которые будут утверждены в течение 2014 года.

ЭКОНОМИКА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Основными направлениями экономического сотрудничества в рамках Союзного государства являются: проведение согласованной макроэкономической политики; объединение транспортных, энергетических систем, создание общего рынка услуг связи; проведение единой структурной промышленной политики,; проведение единой аграрной политики; развитие торговых отношений; межрегионального сотрудничества; интеграция экономик обеих стран в мировую экономику; гармонизация и унификация законодательной и другой нормативно-правовой базы.

С целью создания единого экономического пространства Союзного государства завершено сближение основных показателей экономического развития и уровня жизни населения и начато их выравнивание, ежегодно разрабатываются и одобряются Советом Министров Союзного государства годовые и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития Союзного государства, прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, а также балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства.

Одним из важнейших направлений интеграции Союзного государства является формирование Объединенной транспортной системы. На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества транзитных поездок российских автоперевозчиков по территории Республики Беларусь. Согласно имеющимся статистическим данным с 2006 по 2013 год их рост составил более чем в 2,5 раза.

В настоящее время работа по формированию объединенной транспортной системы ведется в основном в рамках Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства и в соответствии с Планом мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства.

Проводится целенаправленная работа по модернизации и развитию инфраструктуры международных транспортных коридоров для обеспечения интеграции транспортных коммуникаций обеих стран в европейскую транспортную систему.

Сотрудничество в энергетической сфере направлено на развитие взаимовыгодных экономических связей в нефтяной, газовой, электроэнергетической отраслях, атомной энергетике, укрепление энергетической безопасности, обеспечение потребностей внутреннего рынка обоих государств в энергоресурсах. Завершено объединение газотранспортных систем, создана необходимая правовая основа сотрудничества в области ядерной энергетики.

Работа по созданию общего рынка услуг связи ведется в рамках совместного плана мероприятий по сотрудничеству между администрациями связи Российской Федерации и Республики Беларусь.

Торгово-экономическое, региональное и таможенное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации

В новом формате выступают наши государства в Таможенном союзе и ЕЭП (единое экономическое пространство) Беларуси, России и Казахстана. Сформированы и утверждены единые для Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан таможенный тариф, меры нетарифного регулирования внешней торговли, утвержден Таможенный кодекс Таможенного союза. Этому предшествовала большая подготовительная работа на двустороннем российско-белорусском уровне.

Объективным показателем уровня экономического интеграционного сближения, взаимодополняемости современных экономик является взаимная торговля товарами национального происхождения.

В 2012 году товарооборот достиг рекордного уровня – 43,9 млрд. долл. США. В 2013 году он составил 39,7 млрд. долл. США, превысив уровень 2011 года. Доля России во внешнеторговом обороте в 2013 году поднялась до 49,2%. Кроме того, по товарообороту среди стран СНГ мы вышли на первое место.   Объем российских инвестиций в экономику Беларуси составил 47% от всех иностранных инвестиций в 2013 году. Здесь работает около 2,2 тыс. организаций с российским капиталом, в том числе 1300 совместных предприятий.

На территории России работает более 1000 совместных белорусско-российских предприятий, в том числе 30 сборочных производств.

Взаимными поставками связаны более 8 тыс. предприятий обеих стран.

Беларусь также является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации. Доля Беларуси в товарообороте России - 4,8%

На пространстве СНГ Беларусь в 2013 году впервые вышла на 1 место среди партнеров России, опередив Украину, и на 5 место -  среди всех торговых партнеров. 

В качестве перспективных направлений сотрудничества в торгово-экономической сфере можно отметить три ключевых направления. Это – усиление взаимодействия в области межрегионального сотрудничества, использование потенциала субъектов малого и среднего бизнеса и совместная работа по исключению изъятий и административных барьеров во взаимной торговле.

Сотрудничество регионов Беларуси и России направлено, прежде всего, на эффективное использование имеющегося в регионах производственного потенциала, развитие специализации и кооперации предприятий, совершенствование ранее сложившихся связей.

Следует отметить, что в последнее время стабильно и устойчиво развиваются прямые связи между российскими регионами и Республикой Беларусь. Сегодня практически все российские и белорусские регионы участвуют в экономическом сотрудничестве.

Сегодня установлены торговые связи практически со всеми субъектами Российской Федерации, причем 66 из них связаны соглашениями о сотрудничестве. При этом ряд российских регионов имеют свои представительства в Республике Беларусь. Открыла в Беларуси свое представительство Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», объединяющая 19 регионов Сибирского и Уральского федеральных округов.

Взаимодействие регионов России и Беларуси опирается на развитую договорно-правовую базу, включающую более 250 соглашений, протоколов и меморандумов, которыми регулируется двустороннее взаимодействие в различных областях.

Основными региональными партнерами Республики Беларусь в Российской Федерации являлись Тюменская область, г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Смоленская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Брянская и Нижегородская области.

Развиваются региональные торгово-экономические отношения на уровне областных и районных центров Беларуси. Например, Брестская область заключила долгосрочные торгово-экономические соглашения с 10 регионами России.

Активно работают в регионах созданные совместные российско-белорусские предприятия. Например, в Тюменской области, это тюменский Торговый дом «Белшина», Торговый дом «Милавица-Тюмень», СП «Славянский лен» и «Импортлифт».

В г. Санкт-Петербурге сформирована действенная сеть по торговле продукцией белорусских производителей.

Продукция ПО «Минский тракторный завод» и ОАО «Амкодор» – реализуется через дилерскую сеть АО «Беларусь-МТЗ». Продажа тракторов является основным видом деятельности этой дилерской сети. Обеспечивается предпродажная подготовка и гарантийное обслуживание.

Продукция машиностроения реализуется в основном через торговую сеть совместного предприятия «Ладога МАЗсервис».

Строительные материалы ЗАО «Забудова», ОАО «Керамин» реализуются через специализированные сети магазинов этих предприятий, а телевизоры – через представительство ЗАО «Горизонт – Союз» и «Торговый дом Эра».

Основными партнерами г. Санкт-Петербурга в Республике Беларусь являются такие белорусские предприятия, как ЗАО «Атлант», Бобруйский машиностроительный завод, Минский инструментальный завод, Минский тракторный завод, ОАО «Амкодор», Минский автомобильный завод, Могилевский автомобильный завод, ПО «Полимир» (г. Новополоцк), ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Керамика» (г. Витебск), ОАО «Керамин», Гомельский стеклозавод, ОАО «Барановичидрев», ОАО «Борисовдрев»,ЗАО «Бобруйскмебель», Могилевский деревообрабатывающий завод, ЗАО «Молодечномебель», ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», ОАО «Элема» (г. Минск), ОАО «Свитанок» (г. Жодино) и др.

Только по линии сельского хозяйства сотрудничество города на Неве ведется со 100 предприятиями Беларуси.

В Республике Татарстан создан торговый дом ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ», который через дилеров ООО «Амкодор-Бел» (г. Казань), ООО НПО «Агротехсервис» (с. Новотроицкое), ОАО «Татагролизинг» (ст. Высокая Гора) реализует не только тракторы, но и другую белорусскую сельскохозяйственную технику, а также осуществляет их сервисное и гарантийное обслуживание. Интересы ОАО «Амкодор» представляет дилер ООО «Амкодор-Бел».

И это далеко не полный перечень примеров взаимовыгодного плодотворного сотрудничества белорусских и российских регионов.

Таможенным комитетом Союзного государства рассматриваются и принимаются решения по широкому спектру вопросов, касающихся различных областей деятельности таможенных органов Российской Федерации и Республики Беларусь.

Вся проводимая Таможенным комитетом Союзного государства работа неразрывно связана с унификацией таможенного законодательства и проводится с учетом решений, принимаемых в процессе построения и начала функционирования с 1 января 2010 года Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан.

Коллегией Таможенного комитета принят ряд документов, направленных на дальнейшее упрощение взаимных таможенных процедур. 
С учетом вступления в силу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса Таможенного союза с 1 июля 2010 года большинство операций таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу Таможенного союза.

В настоящее время реализуется союзная программа создания Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства (ЕАИС ТК СГ), это дает возможность ускорить выполнение таможенных процедур при перемещении товаров через внешнюю границу Союзного государства, одновременно повысив эффективность контроля соблюдения таможенных правил.

Промышленная политика Союзного государства

В области промышленной политики Союзного государства действует 22 межправительственных соглашения.

В рамках Союзного государства постепенно формируется единая структура технологичной экономики государств - участников, опирающаяся на объединенные материальные и интеллектуальные ресурсы для поэтапного перехода экономики на неоиндустриальное развитие.

Стороны договорились, что будут осуществлять меры по проведению единой структурной промышленной политики на основе:

согласования приоритетных направлений развития национального промышленного производства в ходе осуществления единой промышленной политики;

реализации крупных промышленных интеграционных проектов;

эффективного использования имеющегося производственного потенциала, сохранения и развития ранее сложившихся производственно-технологических связей, сохранения производственного профиля предприятий в отраслях, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

В перспективе единая структурная промышленная политика Союзного государства может стать моделью для интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе и таким образом выступить в качестве значимого фактора социально-экономической трансформации постсоветского пространства.

Эффективной формой реализации промышленной политики Союзного государства являются целевые программы, финансируемые из союзного бюджета.

В 1999–2008 годах были успешно выполнены программы по разработке и организации массового производства автомобильной техники, отвечающей международным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности ЕВРО-2, ЕВРО-3 и ЕВРО-4.

Программа «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального энергетического средства» завершена в 2009 году.

В период 2011-2013 годы успешно реализована программа Союзного государства «Разработка перспективных ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и оборудования для производства биологически полноценных комбикормов».

Постановлением Совета Министров Союзного государства от 23 апреля 2010 г. № 6 была утверждена Программа Союзного государства «Повышение эффективности пищевых производств за счет переработки их отходов на основе прогрессивных технологий и техники».

В Союзном государстве предпринимаются постоянные усилия по улучшению условий для взаимного инвестирования в промышленности. Например, существенно активизировалось создание совместных производств, на сегодняшний день в Российской Федерации действует более восьмидесяти совместных сборочных производств с белорусскими предприятиями.

Научно-техническое сотрудничество

В Союзном государстве заложены основы проведения единой научно-технической политики, основанной на объединении научных и технологических потенциалов государств-участников в целях ускоренной модернизации экономики.

Определены следующие направления приложения усилий по развитию сотрудничества в области науки и техники:

информационно-телекоммуникационные системы и технологии;

индустрия наносистем и материалов;

новые материалы;

медицина и фармация;

живые системы;

рациональное природопользование;

энергетика и энергосбережение, новые источники энергии;

безопасность и противодействие терроризму;

ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

производство и переработка сельскохозяйственного сырья;

безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов;

промышленные биотехнологии.

В настоящее время в Примерный перечень научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства включено 32 программы.

Сотрудничество в области биотехнологий, медицины и фармации

Среди научных и научно-технических программ можно отметить программы Союзного государства по созданию высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока животных («БелРосТрансген» и «БелРосТрансген-2»).

Программы нацелены на создание в Российской Федерации и Республике Беларусь нового типа производства фармацевтических препаратов и специальных пищевых продуктов.

Одной из приоритетных задач развития современного здравоохранения и медицинской биологии является формирование новой отрасли медицины – биотехнологии клеточной терапии (регенеративная медицина). Открытие стволовых клеток представляет новую уникальную возможность создания методов заместительной терапии. Использование в качестве трансплантационного материала стволовых клеток и клеток-предшественниц, выделенных из тканей, в том числе взрослого человека, дает возможность решить проблемы лечения многих тяжелейших приобретенных и наследственных заболеваний, в основе которых лежат глубокие дегенерационные изменения тканей и органов.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ И СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Одним из наиболее важных направлений российско-белорусского сотрудничества является взаимодействие России и Беларуси в оборонной сфере.

Создана и функционирует региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации.

Министерствами обороны Республики Беларусь и Российской Федерации ежегодно представляется План совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) на утверждение Советом Министров Союзного государства.

Выполнение Плана совместных мероприятий способствует направлению усилий России и Беларуси на формирование единого оборонного пространства и усилению их оборонных потенциалов, а также совершенствованию нормативной правовой базы по оперативным вопросам совместного планирования и применения региональной группировки войск (сил).

Своеобразной проверкой эффективности совместных мероприятий явилось проведение учений: «Щит Союза – 2006», «Запад – 2009», «Щит Союза – 2011», «Запад – 2013».

Проведенное совместное стратегическое учение «Запад – 2013» являлось очередным мероприятием совместной подготовки вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации, в ходе которого штабы оперативно-стратегического и тактического звена управления показали высокую слаженность, а также эффективность перспективных систем управления войсками и оружием при отработке вопросов по ликвидации незаконных вооруженных формирований.

Приоритетным направлением российско-белорусского сотрудничества также является обеспечение безопасности внешней границы Союзного государства. Достигнуто существенное продвижение в создании единых стандартов охраны государственных границ, их обустройства, развития межгосударственных отношений в области обеспечения безопасности внешней границы Союзного государства.

Выполнение мероприятий Программ позволило повысить защищенность Союзного государства от международного терроризма, увеличения потоков незаконной миграции, контрабанды оружия и боеприпасов, наркотрафика, незаконной экономической деятельности, а также улучшить качество оперативно-служебной деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь и пограничных органов ФСБ России.

Пограничной службой ФСБ России и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь для решения приоритетных задач пограничной деятельности по защите и охране внешних рубежей Союзного государства разработана, утверждена и успешно реализуется Программа «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012–2016 годов».

Проведена работа по унификации законодательной и нормативно-правовой базы государств-участников в области пограничной политики.

Сотрудничество государств – участников Договора о создании Союзного государства в правоохранительной сфере имеет огромное значение в системе безопасности Союзного государства. Реализация мероприятий двух межведомственных программ позволила объединить усилия по противодействию криминалу. Среди важнейших результатов выполнения этих программ следует отметить снижение темпов роста преступности, уровня криминализации экономики, ослабление позиций организованной преступности, оздоровление обстановки на улицах и в других общественных местах.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Одной из важнейшей целей Союзного государства является проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Правовой основой для обеспечения реального равенства прав граждан Беларуси и России наряду с Договором о создании Союзного государства является Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года.

К настоящему времени практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на участие в хозяйственной деятельности, на получение образования, на обмен жилыми помещениями, на трудоустройство.

Так, граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. В рамках создания единого миграционного пространства отменен разрешительный порядок найма на работу. На граждан Беларуси не распространяется требование обязательного заполнения миграционных карт.

Создана нормативная правовая база и в области образования, обеспечивающая гражданам России равные права на получение образования на территории Республики Беларусь, а гражданам Беларуси – на территории России. Между странами действует подписанное в 1996 году межправительственное Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Интеграционное сотрудничество в социальной сфере определяется Концепцией социального развития Союзного государства на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25 ноября 2011 года № 7.

В Концепции отражены вопросы: социально-трудовых отношений, социальной защиты, миграционной, демографической, молодежной и экологической политики, развития образовательного пространства и сотрудничества в сферах здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма, культуры.

Социально-трудовая сфера

К основным направлениям и приоритетам социального развития Союзного государства в социально-трудовой сфере относятся:

сближение правовой базы социально-трудовой сферы и уровня социальных гарантий граждан Беларуси и России;

активизация политики в области заработной платы, доходов и уровня жизни;

разработка на основе общих принципов и подходов комплексной нормативной правовой базы по охране труда;

формирование общего рынка труда; формирование системы социальной защиты населения Союзного государства;

обеспечение единых подходов к формированию систем социального страхования.

Здравоохранение

Одна из важнейших задач Союзного государства – повышение эффективности деятельности систем здравоохранения Российской Федерации и Республики Беларусь.

6 марта 2008 года вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь. Соглашением закрепляются равные права граждан на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, для граждан обоих государств, постоянно проживающих на основании вида на жительство на территории сторон, а также Героям Советского Союза и кавалерам орденов Славы трех степеней.

Гражданам, временно проживающим на территории сторон, обеспечиваются равные права с гражданами, постоянно проживающими, на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них социально опасных заболеваний.

Граждане России, временно проживающие на территории Беларуси и работающие в учреждениях Республики Беларусь, имеют равные права на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения наравне с другими работающими.

Граждане Беларуси, временно пребывающие в России и работающие в учреждениях Российской Федерации, имеют равные права на получение медицинской помощи в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения наравне с другими работающими в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.

Одним из важнейших направлений совместной деятельности на всех этапах создания Союзного государства является преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В рамках Союзного государства за период с 1998 по 2010 год реализовано три крупномасштабных программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, а в декабре 2013 года Советом Министров Союзного государства принято решение о реализации четвертой программы.

Важным направлением социальной политики Союзного государства является поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, в том числе организация их санаторно-курортного лечения. В 2003–2013 годах для оздоровления участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц выдано 6157 путевок.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Одним из основных направлений союзного строительства является развитие сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере информационного сопровождения интеграционных процессов.

19 февраля 1998 года заключено межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области печати. Данный документ гарантирует свободный и равноправный доступ граждан Беларуси и России к белорусской и российской печатной продукции, создает благоприятные правовые, организационные и экономические условия для распространения печатной продукции. Впоследствии совместным решением коллегий Госкомпечати Беларуси и Госкомпечати России от 15 февраля 1999 года была отменена процедура выдачи разрешений для распространения белорусских периодических печатных изданий на территории Российской Федерации, российских – на территории Республики Беларусь.

Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза) создана в 1998 году в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

С 2007 года ТРО Союза вещает на собственном телевизионном канале ТРО. Слоган канала – «Телевидение Ради Общества». Это единственное электронное СМИ, тематика которого полностью посвящена российско-белорусским отношениям.

В основу концепции программной политики ТРО заложена идея общественного телевидения – максимальный учет мнения телезрителей при формировании сетки вещания, позитивная направленность программ, отсутствие передач, содержащих сцены насилия и жестокости.

Создан и успешно работает интернет-сайт ТРО Союза (www.tro-soyuz.com), здесь можно смотреть телеканал ТРО в онлайн-режиме.

Успешно работает информационно-аналитический портал Союзного государства (www.soyuz.by), функционируют официальные сайты Постоянного Комитета Союзного государства (postcomsg.com) и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (www.belrus.ru).

На территории стран регулярно проводятся мероприятия по информационному обеспечению строительства Союзного государства: пресс-конференции, семинары, видеомосты, круглые столы, выставки, пресс-туры, экспертно-медийные дискуссии.

Полная версия материала находится на информационно-аналитическом портале Союзного государства (www.soyuz.by) в разделе: «Проекты союзного государства: День единения народов Беларуси и России»

 

Герб Брестской области