Печать

Май, 2014: Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию

Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию

Информационный материал в помощь информационным группам.

22 апреля 2014 года в Овальном зале Дома правительства прошло совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики, на котором с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию обратился Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. На мероприятие были приглашены высшие должностные лица страны, члены правительства, руководители органов государственного управления, крупнейших предприятий, представители дипломатического корпуса, средств массовой информации.

Свою речь Президент Беларуси начал с того, что не смотря на события, происходящие в соседних странах и на международной арене, Республика Беларусь по-прежнему выступает в роли ответственного и надежного партнера, желающего всем народам мира и добра.

Президент подчеркнул, что в сложившейся ситуации необходимо любыми средствами отстоять главную ценность — независимость страны, святое право жить на своей земле и самим распоряжаться своей судьбой. И условием этого является:

во–первых, единство народа Беларуси;

во–вторых, извлечение уроков из своих ошибок и ошибок соседей;

в–третьих, ясный проект будущего Беларуси, способный воодушевить и объединить как старшее, так и молодое поколение нашей страны.

Белорусы не должны допустить раскола общества. Благодаря единству за последние двадцать лет создано то, о чем веками мечтали наши предки, — построено независимое белорусское государство. И если мы сохраним главную ценность — наше единство, то Беларусь сбережет независимость и продолжит свой уверенный путь в будущее.

Александр Григорьевич подчеркнул, что именно благодаря единству мы выбрали свой путь в экономике — путь здравого смысла и справедливости. Мы не дали растащить собственность, не дали поделить общество на нищих и богачей, защитили и поддержали человека труда. У нас не пылают баррикады, не громят здания, не грабят и не убивают людей среди белого дня.

В своем выступлении Президент отметил, что Российская Федерация всегда была и остается нашим стратегическим союзником, нашими братьями. Великий русский язык будет свободно развиваться в Беларуси, так же, как и наша «матчына родная беларуская мова», потому, что это общее достояние, прежде всего трех братских народов: украинцев, белорусов, россиян, которые объединены общей исторической памятью, общими великими победами, общей православной духовной традицией.

Александр Григорьевич обратился не только к тем, кто поддерживает действующую власть, но и к тем, кто по разным причинам критически к ней относится и призвал к искреннему, честному общественному диалогу как к надежной гарантии от раскола и смуты.

Он выразил убежденность в том, что: в обществе должна быть терпимость к разнообразию взглядов, дискуссии и критике. И одновременно — абсолютное неприятие насилия, ненависти и революций. Оппозиция, должна действовать в рамках закона, а критика продиктована искренней болью за страну.

Следующим тезисом выступления Президента стало состояние коррупции в стране. Глава государства озвучил свою принципиальную позицию по данному вопросу: постоянно и жестко бороться с этим злом, а также констатировал факт наличия коррупции в республике и привел конкретные примеры.

Глава государства анонсировал подписание в ближайшее время декрета, в котором будет установлена персональная ответственность руководителей и специалистов за общее состояние дел на вверенном им предприятии.

Александр Лукашенко подчеркнул: «Мировой опыт ясно показывает: корни коррупции лежат глубоко в экономической системе, причем не только в нашей, но и в общемировой, глобальной, отгородиться от которой мы никогда не сможем».

Однако Президент уверен, что мы должны упреждать, профилактировать коррупцию. В связи с этим был озвучен ряд системных мер по борьбе с коррупцией.

Первое. Государственный аппарат должен пойти на радикальное избавление от избыточных и несвойственных для него функций. Он должен брать на себя только те полномочия, которые никто, кроме государства, выполнить не способен и не должен.

Справочно: Численность госаппарата в Республике остается небольшим по сравнению с другими странами. В Беларуси количество чиновников на тысячу занятых одно из самых низких в Европе и Содружестве Независимых Государств. У нас — 35 человек, в России — 75, в Казахстане — около 50, Латвия, Литва, Эстония, Польша — до 70 человек, то есть в 2 раза больше, чем у нас.

Второе. Руководитель должен быть заинтересован в развитии предприятия, стремиться сэкономить, найти лучшие варианты модернизации предприятия. Александр Григорьевич заявил, что необходимо выстроить новую систему государственной финансовой помощи. Необходим конкурсный подход к распределению государственных средств. Причем условия, которые выставляются и частнику, и госпредприятию, должны быть четкими, прозрачными и обязательно равными.

Государство продолжит инвестировать в реальный сектор: инфраструктура, дороги, коммуникации. Одновременно реальный сектор должен стремиться все в большей степени работать за счет заработанных средств и за счет привлеченных инвестиций. Президент заявил, что необходимо переходить от полной опеки государственных предприятий к предоставлению господдержки на равных для всех условиях.

Третье. Необходимо повышать престиж государственной службы.

Управленческая система должна делать ставку на инициативных, думающих, ответственных людей. Для привлечения самых классных специалистов следует решать задачу по повышению престижа государственной службы.

Сегодня молодежь не стремится в госаппарат. Желающих есть чиновничий хлеб все меньше и меньше. Это тревожный знак: способная молодежь, да и не только молодежь, уходит, и частенько в коммерческие структуры.

Александр Лукашенко обозначил в своем выступлении тревожную тенденцию. В нашем государственном аппарате, среди директората все больше распространяется опасная атмосфера апатии и безразличия.

На модернизацию за эту пятилетку затрачено около 20 миллиардов долларов. Однако на примере Слуцкого льнозавода Глава государства показал, что причина в отсутствии инициативы на местах. Государство помогло модернизировать предприятие, установили оборудование, но по непонятным причинам предприятие не работает.

Президент обратил внимание на то, что на складах лежит продукции почти на 34 триллиона рублей и подчеркнул необходимость бросить все силы и ресурсы и найди рынок сбыта.

Брестская область, а также Гомельская и Гродненская и город Минск достигли квартальных значений роста валового регионального продукта, в Витебской, Минской и Могилевской областях эти задания провалены.

Глава государства выразил уверенность в том, что никто не перевернет нашу страну, если мы сами этого не сделаем. И в основе всего этого переворота лежит только один вопрос — экономика. Будут работать предприятия — нам не страшен никакой враг, никакие танки, никакие самолеты! Все начинается изнутри. Для этого необходимо работать, восстанавливать нашу экономику, по самым высоким стандартам, платить людям зарплату, пенсии и пособия. Здоровая и сильная экономика — это гарантия независимости страны и фундамент ее процветания.

Прежде чем размышлять о дальнейшей экономической стратегии государства, Александр Григорьевич сделал небольшой экскурс в историю.

Национальная экономика строилась на обломках советской. К свободному рынку никто не был готов — ни привыкшие к госплану управленцы, ни привыкшие к опеке государства граждане. Выбор нашей модели в 90–е годы был единственно возможный выход в тех, продиктованный жизнью и здравым смыслом.

Некоторые европейские страны после нескольких лет «шоковой терапии» показали «впечатляющие» темпы экономического роста. Но они объективно были подготовлены к рынку лучше. Например,  в Польше даже при коммунистах были фермерство, мелкий бизнес, частная торговля, поэтому переходить на рыночные условия ей было значительно проще.

У нас не было ни опыта рыночных отношений, как в той же Польше, ни природных ресурсов, как в России. Заслуга власти и мудрость народа состояли в том, что мы не позволили увлечь себя теориями — правильными применительно к Западу, но тупиковыми применительно к нашей зарождающейся национальной экономике.

Поэтому сегодня назрела пора совершенствовать экономическую политику страны спокойно, эволюционно, но твердо, без затяжек и излишних колебаний. Президент предложил сосредоточить внимание на трех следующих базовых направлениях:

во–первых, развитие внутреннего рынка,

во–вторых, совершенствование системы управления экономикой,

в–третьих, всемерное развитие и поддержка конкуренции.

Развитие внутреннего рынка  — это стержневая идея нашего экономического курса на предстоящие годы.

Тотальная зависимость от внешних рынков — это угроза и экономике, и суверенитету страны. Сегодня вырос уровень доходов наших людей, выросли и потребности, их требования к качеству жизни. Одновременно резко ужесточилась конкуренция на мировых рынках. Сложности на рынках внешних мы можем компенсировать, расширяя рынок внутренний. Нельзя отдавать внутренний рынок иностранцам. Причем ставку надо делать не только на производство товаров, но и на оказание услуг.

По этому пути движутся все развитые страны. Наиболее передовые из них Штаты и Китай. Нельзя быть слишком зависимыми от непредсказуемых внешних рынков. Необходимо развивать свой внутренний рынок, делая ставку на рост услуг и внутреннего потребления.

Надо создавать условия, стимулировать покупательскую активность, и тогда уже не белорусы поедут за рубеж, а сами иностранцы поедут к нам. Александр Григорьевич заявил, что действующая сегодня директивная система государственного планирования с массой показателей себя исчерпала.

Неэффективные производства должны выводиться из экономики. Главный критерий — государство от своей собственности должно получать прибыль. К пакетам акций государства необходимо подходить как к рыночному активу, добиваясь максимальной доходности.

К предприятиям-банкротам должна применяться управляемая ликвидация. Поэтому создание реальной конкуренции — это одна из фундаментальных задач государства в сфере экономики.

На этом пути у нас стоят три проблемы.

Первая. Требует совершенствования система управления государственной собственностью. Госпредприятия разучились работать самостоятельно, живут ожиданием указаний и поддержки.

В своем выступлении Президент очередной раз призвал рассчитать реальную цену ЖКХ и сумму, которую должен платить гражданин Беларуси за конкретную услуг.

Третье препятствие — обман потребителей. Речь идет о ситуации, когда потребителей привлекают более низкой ценой, продавая товар более низкого качества, чем заявляется.

Вот эти три фундаментальные вещи — ускоренное развитие внутреннего рынка, совершенствование механизмов управления экономикой и всемерное развитие конкуренции — должны стать тремя ориентирами нового экономического курса.

Глава государства заявил, что мы не отказываемся от традиционных направлений развития экономики. Активно продолжается модернизация белорусской промышленности. Если не модернизироваться, то через пятилетку будет невозможно конкурировать на международных рынках. Мы ничего не поставим на экспорт, а значит — не получим валюты, для того чтобы купить необходимые нефть и газ.

Относительно модернизации Президент заявил, что:

во–первых, недопустимы срывы сроков реализации проектов модернизации,

во–вторых, недопустимы как бесхозяйственность, так и злоупотребления, особенно воровство,

в–третьих, эффективное использование модернизированных мощностей, завоевание, удержание новых рынков.

Любая успешная экономика, а мы говорим об «экономике знаний и услуг», невозможна без опоры на то, что в современном мире называется «человеческим капиталом». Мир уже пришел к пониманию, что образование и здоровье человека — основа так называемого человеческого капитала. Это экономические категории. Человек, его знания занимают все более значимое место, постепенно вытесняя на периферию материальные ресурсы, финансы и даже информацию.

Глава государства отметил прогресс в развитии отечественного здравоохранения. Внедряются современные медицинские технологии, новые методы диагностики и лечения.

Пришло время внедрять новые формы — в частности, развивать, популяризировать среди населения добровольное медицинское страхование. Базовый уровень государство обеспечит всегда. Это прямое обязательство государства. Но, кроме базового уровня, есть высокотехнологичное лечение, на которое затрачены миллиарды долларов. Пришло время адаптировать лучший мировой опыт и активно развивать платные услуги в медицине, добровольное медицинское страхование. За счет оказания платных услуг в поликлиниках существует возможность повысить заработные платы врачам.

Президент упомянул и ключевое событие Года гостеприимства — проведение чемпионата мира по хоккею, подчеркнув, что чемпионат открывает блестящие перспективы. Проведение этого мероприятия на высоком уровне, обеспечение комфортного и безопасного пребывания гостей и участников чемпионата мира будет способствовать тому, что сюда захотят вернуться. Это шанс — показать Беларусь миру.

Президент не обошел вниманием еще одно значимое событие этого года — 70–летие освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. В этом году открывается музей истории Великой Отечественной войны. Это уникальный на постсоветском пространстве, в мире и Европе объект, которые создан для того, чтобы новые поколения знали об этом периоде истории, о героизме, который проявил наш народ  во имя спасения Отечества.

Глава государства обозначил в своем выступлении образовавшийся в последние годы существенный разрыв между оплатой труда в бюджетной сфере и народном хозяйстве. О повышении заработной платы учителям и врачам  были даны соответствующие поручения Правительству. Что касается реального сектора экономики, то требование Президента остается неизменным — заработную плату нужно заработать. Модернизируя предприятия, внедряя новые технологии, увеличивая выработку, сокращая затраты, повышая производительность труда. На сегодня в Республике практически отсутствует безработица. Удалось добиться последовательного роста и своевременности пенсионных выплат. Существует острая необходимость заниматься решением пенсионной проблемы. Потому что работающих сегодня меньше, чем пенсионеров. В связи с этим Президент предлагает:

во–первых, глубже проработать вопросы о том, как заинтересовать население работать дольше, после достижения пенсионного возраста,

во–вторых, разработать предложения по дифференциации размеров пенсий,

в–третьих, активнее развивать добровольное страхование дополнительных пенсий, как корпоративное, так и личное.

С сожалением Глава государства заявил о том, что до сих пор определяющим фактором роста численности населения Беларуси является миграция. Вместе с тем наметились позитивные изменения в динамике рождаемости. Переломным был 2013-й — родилось более 118 тысяч детей. Это максимальное количество рождений за последние два десятилетия. Принятые государством меры по поддержке семей, воспитывающих детей, нашли отклик у населения.

Справочно: В последние годы Брестчина бьет рекорды по рождаемости. И 2014-й – не исключение. Так, в первом квартале у нас появилось на свет 4 тысячи 432 малыша, и мы немного уступаем Минску (5 тысяч 186) и Минской области (4 тысячи 448). Но по коэффициенту рождаемости на 1 тысячу населения Брестская область лидирует наравне с Минской с цифрой 12,9.

По поручению Президента создана рабочая группа, которая прорабатывает различные варианты дополнительной поддержки семей по проекту «Большая семья». Помимо «материнского капитала», также предлагается компенсировать семье недополученный доход в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, ежемесячно выплачивая по 35% от среднемесячной зарплаты на каждого несовершеннолетнего ребенка в семье. В целом получается 70 процентов средней зарплаты. 

Долгосрочная поддержка предусматривает, что при рождении в семье третьего ребенка государство будет открывать депозит на сумму 10 тысяч долларов, которые ты можешь получить при достижении совершеннолетия ребенка.

2014 год является ключевым в вопросах экономической интеграции Беларуси, Казахстана и России и, возможно, других стран — партнеров по ЕврАзЭС и СНГ. Задача Республики закрепить и расширить выгоды от интеграции. Сохранение и укрепление стратегического партнерства с нашим историческим союзником Россией — приоритетная задача нашей внешней политики. Такой подход закономерен и вытекает из самой сути интеграции.  Сегодня с Россией реализуются самые знаковые проекты: строительство атомной электростанции, модернизация ВПК (военно-промышленный комплекс).

Александр Григорьевич заявил о готовности развивать отношения с Китайской Народной Республикой, Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном и другими. Сотрудничать с Украиной и всячески способствовать тому, чтобы ближайшая соседка оставалась стабильной, процветающей и единой.

В отношении западного вектора внешней политики государства приоритетным направлением являются взаимные интересы с государствами — членами Евросоюза, которые основаны прежде всего на экономическом сотрудничестве и борьбе с транснациональными угрозами. Ведь даже на фоне непростых политических отношений Евросоюз оставался для нас одним из основных торговых партнеров, важным источником кредитных ресурсов и инвестиций. Наша страна, в свою очередь, важна для Евросоюза как ключевое государство, транзитное, своего рода «ворота» на пути к огромному и перспективному рынку Таможенного союза и будущего Экономического союза. Беларусь открыта для работы в этом направлении. У партнеров на Западе не может быть сомнений в серьезности этих намерений. Несмотря на все политические разногласия, мы никогда не чинили препятствий зарубежному бизнесу, не мешали торговле и инвестициям. Поэтому, например, для Латвии, Литвы, Польши выгоды от сотрудничества с нами порой значительно больше, чем от стран — членов ЕС. Мы будем выстраивать нормальные отношения с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки, потому что это цивилизованный и развитый рынок, это государства технологически высокого уровня. Александр Лукашенко выразил надежду, что сквозь завесу насаждаемого отдельными политиками негативного образа Беларуси наши партнеры в Евросоюзе все же сумеют понять важность нормализации отношений и рассмотреть перспективы выстраивания долгосрочных отношений.

Безусловным внешнеполитическим приоритетом для нас остается огромный Азиатский регион. Кроме Китайской Народной Республики, мы налаживаем теснейшие отношения с Южной Кореей, Индией, Индонезией, Сингапуром, Австралией. Латиноамериканский вектор укрепляется. Кроме Венесуэлы, сегодня наша делегация находится в Эквадоре, Боливии, Никарагуа, на Кубе. Актуальным остается продвижение и в африканском направлении.

В заключение Александр Григорьевич выразил чувство радости за то, что в стране мир, согласие, порядок. Но он подчеркнул, что бороться за этот мир и порядок мы должны каждый день, исправляя свои ошибки и делая выводы из ошибок других. Сильная экономика, честная власть — это тот фундамент независимости Беларуси и процветания нации. Это идеал, к которому мы должны стремиться. И свой вклад в достижение этого идеала могут внести все — и те, кто сегодня у власти, и те, кто поддерживает ее, и те, кто не очень доволен ею. Страна у нас одна, другой нет и не будет. Президент призвал всех сделать так, чтобы тем, кому сегодня доверена судьба Отчизны, не было стыдно ни перед предками, ни перед потомками, ни перед Историей!

 

Герб Брестской области