Печать

Сентябрь, 2014: Реализация государственной молодежной политики в Брестской области

Реализация государственной молодежной политики в Брестской области
Материал в помощь информационно-пропагандистским группам 

Проблема формирования молодежной политики является очень важной для всех современных государств, ибо молодежь является такой группой общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы. В нашей республике молодежь составляет почти четверть населения, это существенная часть избирательного корпуса, значительная часть трудового потенциала страны.

Сегодня ценности молодежи, ее взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на его духовное состояние, на политические и экономические процессы.

Многие страны еще с начала 60-х годов начали проводить целенаправленную социальную, экономическую, культурную политику в отношении подрастающего поколения.

В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Глубокие изменения в судьбе Беларуси, которыми отмечены эти годы, сказались на всех сферах жизни, в том числе на положении молодежи.

Молодежная проблема включает в себя множество граней и аспектов: проблемы формирования политических взглядов и ориентаций молодежи, то есть проблемы политической социализации, проблемы молодой семьи, образования, досуга, здоровья молодежи, проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры молодежи, которая бы отвечала потребностям национальной экономики. Это далеко не полный перечень тех проблем, которые объединяются в единую молодежную проблематику любого общества. Очень большой проблемой для общества является рост проявлений отклоняющегося поведения и молодежной преступности.

Молодежь – это главный ресурс общества, это его будущее. Но свое предназначение она выполнить не сможет, если общество и государственная власть оставят ее без своей особой поддержки. Такая необходимость обусловлена особенностями социального статуса молодежи в обществе.

Молодежь как социальная группа отличается тем, что она испытывает особые трудности на этапе жизненного старта, в первую очередь, с трудоустройством, у молодежи острее стоят жилищные и материальные проблемы. Во многих международных документах, докладах и научных исследованиях подчеркивается, что практически во всех странах мира молодежь признается в качестве наиболее уязвимой группы общества.

Молодежь как социально-демографическая группа включает в себя людей в возрасте от 14 лет до 31 года. Именно на эти годы приходятся главные «социодемографические» события в жизни человека: получение среднего и высшего образования; выбор и получение профессии; начало трудовой деятельности; вступление в брак, рождение детей.

Молодежь является наиболее подвижной частью общества, группой, наиболее восприимчивой к новым явлениям действительности, к новым знаниям, новым представлениям о мире. Но при этом молодежь легче поддается манипулированию, в ней не сформированы устойчивые представления и убеждения, политические взгляды и предпочтения.

Социальное и политическое становление молодого поколения всегда было связано с серьезными трудностями. Особенно сильно это явление проявилась на рубеже XX-XXI веков. Конфликты и противоречия современного мира затрудняют процессы политической и общественной социализации молодежи. Возрастает необходимость в усилении государственного влияния на процессы формирования молодого поколения.

Особое значение приобретает молодежная политика, которая становится важнейшей частью и социально-демографической политики государства и важнейшим направлением его идеологической деятельности, важнейшим направлением формирования государственной идеи.

 

Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики.

В новых условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе, в соответствии с логикой и целями развития белорусского общества.

В задачи молодежной политики входят:

  • · выявление потребностей и интересов молодежи;
  • · создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов;
  • · регулирование отношений между молодежью и обществом, между молодежью и иными социальными группами общества;
  • · регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-профессиональной группы общества;
  • · создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров;
  • · содействие молодежной занятости;
  • · поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей;
  • · формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях политического плюрализма;
  • · формирование новой концепции воспитания молодежи.

После обретения нашей республикой независимости был принят целый ряд документов, подтверждающих, что молодежная политика белорусского государства признается важнейшим направлением его деятельности, важнейшей частью концепции демографического развития республики, важнейшим направлением социальной политики.

Были приняты такие документы, как: Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики»(1992), целый ряд указов Президента, касающихся молодежной политики, ряд постановлений Совета Министров республики. Целый ряд документов был принят различными Министерствами и ведомствами: министерствами образования, спорта и туризма, культуры, Комитетом по делам молодежи, Министерством труда и т. д.

Государственная молодежная политика реализуется целым рядом государственных и негосударственных организаций (институтов), которые взаимодействуют между собой в процессе формирования и реализации основных направлений молодежной политики. Каждый из этих институтов осуществляет свою деятельность в пределах своих полномочий и компетенции.

Большую роль играют также негосударственные организации и институты, Белорусский Республиканский Союз Молодежи и иные общественные организации молодежи.

Главная идея, которая лежит в основе концепции молодежной политики состоит в том, что государство как основной субъект молодежной политики, ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы.

Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Конституция Республики Беларусь закрепляет положение о том, что молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие, а также подчеркивает, что государство берет на себя обязательства создать все необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии нашей страны.

Важнейшим документом, определяющим основы государственной молодежной политики в нашей республике, является Закон «Об общих началах государственной молодежной политики Республики Беларусь», принятый 24 апреля 1992 года.

В законе сформулировано понятие государственной молодежной политики.

Государственная молодежная политика – это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, она реализуется в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полного раскрытия ее потенциала в интересах всего общества.

Здесь же в законе установлены основные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь:

  1. Сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан.
  2. Последовательность и комплексность.
  3. Научная обоснованность.
  4. Учет интересов и потребностей молодых граждан.
  5. Гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан.
  6. Гласность и открытость.
  7. Участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.

Закон устанавливает, что высшие органы государственной власти Республики определяют общие организационные, социальные, экономические и правовые начала молодежной политики. Закон определяет основы правового статуса молодых граждан и молодежных объединений, регулирует и устанавливает основы деятельности государственного органа Республики Беларусь по делам молодежи.

В законе закреплены государственные гарантии реализации молодежной политики.

Данный документ отмечает особую роль государства по отношению к молодежи, в нем подчеркивается, что именно государство является тем институтом, который может компенсировать обусловленные возрастом недостатки социального статуса молодых граждан республики.

В законе установлены гарантии государства по обеспечению молодежи права на труд, их права во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями, предусмотрены меры, обеспечивающие экономическую самостоятельность молодых граждан.

Кроме того, в Законе определены финансовые механизмы реализации молодежной политики, установлены принципы формирования социальных служб для молодежи, Фондов содействия государственной молодежной политике.

В формировании и реализации молодежной политики в нашей стране очень большую роль играет Совет Министров Республики Беларусь. Он регулярно каждые три года принимает специальную программу «Молодежь Беларуси».

Основные направления молодежной политики на современном этапе

Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Беларусь в качестве главных направлений выделяет следующие направления:

  1. Улучшение жилищных условий молодежи. Совершенствование законодательно-нормативных актов, формирующих государственную молодежную жилищную политику. Дальнейшее развитие различных форм стимулирования и государственной поддержки строительства жилья для молодежи и молодых семей (представление субсидий, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования). Поддержка инициатив молодежи, юридических лиц, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах республики.
  2. Профориентация и трудоустройство молодежи. Развитие системы содействия занятости молодежи, обеспечение гарантии первого рабочего места, обеспечение вторичной занятости студентов и учащихся, поддержка студенческого отрядного движения, формирование республиканской системы центров занятости и профориентации молодежи.
  3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых, психологических проблем.
  4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи.
  5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи. Содействие участию молодежи в реализации комплексных программ по решению научных и научно-технических проблем, внедрению рационализаторских предложений и изобретений. Усиление материальной базы и пропаганды научного и научно-технического творчества молодежи. Совершенствование системы поддержки молодых ученых, специалистов, изобретателей и рационализаторов.
  6. Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), содействие вовлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и закреплению молодых специалистов в селе. Создание надлежащих условий для труда и быта рабочей и сельской молодежи. Развитие и поддержка молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.
  7. Усиление международного молодежного сотрудничества. Развитие и укрепление контактов молодежи Республики Беларусь со сверстниками из зарубежных стран, создание постоянно действующего многофункционального механизма международных связей молодежи, присоединение к существующим международным программам, информирование и координация деятельности молодежных объединений по включению их в эти программы.
  8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма. Развитие творческого потенциала и поддержка талантливой молодежи.
  9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений. Создание условий для самореализации молодежи, поддержка молодежных инициатив. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, вовлечение их в процесс реализации государственной молодежной политики.
    В нашей республике действует много различных общественных и государственных программ по работе с молодежью, детьми, подростками. Многие из них инициированы Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, например, программа «Дети Беларуси», в структуре которой выделены программы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды» и т. д. Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
  10. Правовая защита и социальная адаптация молодежи. Развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости и алкоголизма, венерических заболеваний и СПИД. Повышение роли общественности в защите прав молодежи, создание механизма правового информирования и консультирования.
  11. Содействие медицинскому обслуживанию и сохранению репродуктивных функций молодых женщин, поддержка материнства.
  12. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений. Создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов. Разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных и социальных особенностей.
  13. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики. Обеспечение условий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие и поддержка молодежных средств массовой информации. Проведение исследовательских работ, научно-практических и учебных мероприятий, реализация издательских проектов.

Особенности реализации молодежной политики в Брестской области

В настоящее время общественно-государственная система по работе с молодёжью в Брестской области представлена отделом по делам молодёжи главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Брестского облисполкома, который координирует работу органов государственной власти и общественных объединений в сфере молодёжной политики. Организация отдела и его кадровый потенциал дают возможность реализовать основные направления государственной молодёжной политики в Брестской области.

По состоянию на начало 2013 года в Брестской области насчитывается 337 723 человека в возрасте от 14 до 31 года (в 2012 г 345.202).

Во всей системе воспитательной работы с молодежью важным звеном являются общественные организации. Через систему общественной работы молодые люди реализуют свои идеи и свою энергию на благо Родины и народа. И государство должно активно помогать им в этом.

В 1999 году был принят Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который систематизировал взаимоотношения органов государственного управления и общественных объединений. Официально зарегистрированные молодежные и детские объединения, а их в области 32, пользуются государственной поддержкой в зависимости от актуальности и значимости тех программ, над которыми работают. В первую очередь поддерживаются инициативы, направленные на трудовое и патриотическое воспитание, борьбу с негативными явлениями, развитие творчества и спорта. В области существует реестр детских и молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. На основании решения Брестского облисполкома от 03.03.2008. № 162 «О включении в областной реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой» в него включены общественные объединения, которым оказывается организационная, методическая и финансовая поддержка.

Это характерно для областных организаций ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» и «Белорусская республиканская пионерская организация», а также ряд других объединений.

Актив ОО «БРСМ», ОО «БРПО» принимает участие во всех массовых общественно-политических мероприятиях.

По состоянию на февраль 2014 г. Брестская областная организация ОО «БРСМ» насчитывала в своих рядах 58980 человек (18 % молодежи в возрасте от 14 до 31 года), объединенных в 1 833 первичные организации и 4 277 ячеек.

42 % ее членов составляют школьники, 9% - учащиеся ПТУ, 10% - ССУЗов, 14 % - студенты ВУЗов, 11 % - работающая  молодежь, 4,7% - сельская работающая молодежь, 2% - служащие внутренних войск, структурных подразделений МВД и МЧС, 2,7% - военнослужащие, 3,8% - отраслевые комитеты.

В текущем году продолжается работа по созданию Советов молодежи на предприятиях, в учреждениях и организациях. По состоянию на текущий момент в области созданы 712 Советов молодежи. Из них 491 Совет молодежи работает на предприятиях, в учреждениях и организациях, 221 – в сельскохозяйственных организациях. На местах продолжается работа по включению разделов «Молодежь» в коллективные договора предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности.

Для работы с молодыми специалистами во всех регионах области при отделах по делам молодежи, на предприятиях созданы 43 клуба молодых специалистов. С целью укрепления института семьи во всех регионах области созданы 150 клубов молодых семей.

Одним из основных направлений деятельности государственных органов, общественных объединений по обеспечению экономической самостоятельности молодёжи, является создание условий для её занятости.

Особое внимание уделяется вторичной занятости студентов и учащихся, которая позволяет не только организовать свободное время молодых людей, но и приобщить их к общественно полезному труду. Основными формами являются студотрядовское движение, работа в волонтёрских лагерях, школьных, ученических бригадах, индивидуальное трудоустройство.

С принятием ряда правовых и нормативных актов, как на уровне республики, так и области, организация вторичной занятости приобрела целенаправленный характер.

Учащиеся и студенты привлекаются к выполнению видов работ, допустимых по их возрастному и профессиональному уровню: ремонт помещений, мебели, уборка, благоустройство и озеленение территорий, производство различных видов продукции, выращивание сельскохозяйственных и цветочных культур, ремонт книжного фонда библиотек.

Волонтёры работают в ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», благоустраивают воинские захоронения, занимаются благоустройством населённых пунктов, оказывают посильную помощь одиноким и престарелым людям, ветеранам, инвалидам и др.

В третьем трудовом семестре 2014 года на сегодняшний день трудоустроено в составе студенческих отрядов 6031 человек. Итоги по организации вторичной занятости молодежи в 2014 году будут подведены в октябре текущего года.

Проблемы трудоустройства молодежи стоят сегодня очень остро и носят достаточно сложный характер, поэтому решать их нужно незамедлительно и комплексно совместно со всеми заинтересованными сторонами.

Специалисты, курирующие молодежную политику активно содействуют повышению уровня информированности молодых граждан о законодательстве в сфере государственной молодежной политики посредством участия в организации выпусков цикла радио- и телепередач, газетных вкладышей, видеофильмов.

Специалистами в сфере молодежной политики была оказана поддержка в организации деятельности 36 молодежных информационно-пропагандистских групп.

В текущем году активно развивается деятельность многопрофильных центров по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. В г. Бресте создано Государственное учреждение внешкольного образования «Центр молодёжных и подростковых клубов», в г. Барановичи – многопрофильный Центр по работе с детьми и подростками по месту жительства, в г. Пинске – культурно-спортивное учреждение по работе с населением по месту жительства «Ровесник». В районах области данная работа представлена сельскими домами культуры и клубами.

Осуществляется целый ряд мероприятий по профилактике правонарушений в молодежной среде: работают 65 молодежных отрядов охраны правопорядка общей численностью 1173 человека.

Хотелось бы отметить, что при формировании областного финансового плана отдела по делам молодёжи главного управления по использованию средств, предусмотренных на реализацию государственной молодёжной политики, заявок на проведение мероприятий, направленных на профилактику ЗОЖ поступает больше всего. Многие проекты поддерживаются («Золотая шайба», «Кожаный мяч», турнир по шахматам памяти В.Сайгина, Турслет для подростков, состоящих на учете в ИДН, турслет «Олимпия», спортивно-оздоровительный слет «Спасатель», проект «Город света», проект «Новое дыхание», выставка-ярмарка «Содействие ЗОЖ», акция в рамках Всемирной кампании против СПИДа «Добиться нуля», проект «Здоровый выбор» и др).

Отдельно хотелось бы остановиться на проекте «Город света». Проводимый уже в 5 раз проект призывает молодежь к соблюдению здорового образа жизни. Молодые люди посещают учебные заведения Брестской области с культурно-просветительскими мероприятиями, концертами и др. Финал проекта проходит в день молодежи на площади Ленина.

Немаловажная роль отводится работе в сети Интернет. Информация о работе в сфере молодежной политики размещается на сайтах облисполкома и на сайте ОК ОО «БРСМ»(www.brsm.brest.by). В последнее время активизировалась работа в социальных сетях. Так например, созданы группы «Вконтакте» при каждом РК(ГК) ОО «БРСМ». Действует группа «Вконтакте» «Отдел молодежи области & молодежь Брестчины» при отделе по делам молодежи Брестского облисполкома. На страничках размещается информация о мероприятиях, проходящих на территории области, о трудоустройстве молодежи.

Вопросы об организации культурно-массовой работы в регионах области периодически рассматриваются на заседаниях различных местных совещательных органов: исполнительных комитетов, коллегий, координационных Советов и т.д.

Специалисты, курирующие реализацию государственной молодежной политики областного, городских и районных исполнительных комитетов совместно с заинтересованными структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов, общественных организаций принимают участие в проведении рейдов-проверок молодежных вечеров отдыха, дискотек и других культурно-массовых мероприятий.

Формы организации дискотек разнообразны. Во время проведения танцевальных вечеров проходят информационные часы, викторины, игровые программы, организуется мини-анкетирование по различным темам. При проведении дискотек, учреждения образования проводят тематические программы: «Здоровый образ жизни и профилактика СПИДа», «Жизнь без наркотиков», «Юморина», «Путешествие в 80-е» и т.д.

Средняя посещаемость дискотек учащимися средних и старших классов в учреждениях образования, расположенных в сельской местности, составляет примерно 80% от общего количества учащихся данной возрастной категории, в городской – около 35%.

Организовано патрулирование мест массового отдыха молодежи сотрудниками РОВД совместно с членами молодежных отрядов охраны правопорядка.

На базе учреждений культуры проводятся массовые гуляния, фольклорные праздники, театрализованные представления.

В рамках празднования памятных дат, государственных и профессиональных праздников организуются концертные программы и вечерние дискотеки. Проводятся районные конкурсы «Лучшая тематическая дискотека», конкурсы на лучшего ди-джея.

Особое внимание обращено на организацию досуга молодых людей, находящихся в социально опасном положении.

Специалисты, курирующие реализацию ГМП горрайисполкомов области в своей работе стремятся сочетать инновационные и традиционные формы досуговой деятельности в работе с молодежью, при организации культурно-массовых мероприятий делают акцент на проведение тех, которые обогащают ценностный мир детей и молодежи, способствуют удовлетворению потребностей в общении, развитию нравственного опыта и позитивного взгляда на жизнь. Любые подобные мероприятия заключают в себе не только элемент развлечения, но и несут патриотическую, воспитательную, развивающую или иную позитивную смысловую нагрузку.

Ведущим направлением работы с молодежью является реализация гражданского и патриотического воспитания молодежи. Проводятся семинары с различными категориями педагогических работников, осуществляющих эту деятельность на местах. В районах разработан комплекс мероприятий, определены опорные школы по патриотическому воспитанию.

Способствуют воспитанию патриотических чувств постоянно действующие музеи, библиотечные тематические экспозиции, посвященные историческим датам. Практически в каждой школе работают туристско-краеведческие кружки. С каждым годом увеличивается число школьников, посещающих Брестскую крепость.

Залог гражданской зрелости и патриотического воспитания - подготовка молодежи к службе в армии. Стало уже традиционным проведение во всех городах и районах области два раза в год Дней призывника, торжественных проводов в Вооруженные Силы Республики Беларусь, спартакиад допризывной молодежи и др.

В канун 9 Мая организовываются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Чествованием их занимаются общественные организации. При помощи предприятий проводятся благотворительные акции. Ежегодно проводятся автопробеги «Память» по местам боевой и трудовой славы. В подобные акции включаются молодые инвалиды.

В учреждениях образования оформлены уголки государственной символики. Осуществляется уход за культурно-историческими и памятными местами.

Большое внимание в области уделяется поддержке интеллектуальных игр. Создана областная лига команд КВН, регулярно проводятся областные и республиканские конкурсы по Брейн Рингу.

Ежегодно в области проходят спартакиады среди детей и подростков по месту жительства; по хоккею «Золотая шайба», по футболу «Кожаный мяч».

Широкое распространение получают различные формы экологического воспитания молодежи. На базе школ работают научные общества учащихся, которые ведут опытническую и исследовательскую работу.

Одним из направлений государственной молодежной политики является сотрудничество молодежи Республики Беларусь и стран СНГ в рамках Международного сотрудничества.

Молодежь на пути становления и самореализации нуждается в поддержке государства. Реализация государственной молодежной политики способствует развитию гражданственности, патриотизма, готовности активно участвовать в созидательном процессе на благо Беларуси.

 

Герб Брестской области