Печать

Март, 2015: Реализация гендерной политики в Брестской области

Областной информационный материал в помощь
 информационно-пропагандистским группам

Понятие «гендер», заимствованное из английского языка, означает род, пол. «Гендер» относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними.

Гендерное равенство подразумевает общество, в котором и женщины, и мужчины обладают равными возможностями, правами и обязательствами во всех сферах жизни. Равенство между женщинами и мужчинами – это когда представители обоих полов могут на равных иметь доступ к образованию и здравоохранению, управлению и власти, имеют равные возможности достичь финансовой независимости, работая на кого-то или управляя собственным бизнесом, реализации своих личностных и профессиональных потребностей и интересов.

В настоящее время законодательно принимаются меры, способствующие реализации женщин, как в профессиональной сфере, так и в области материнства.

Согласно статье 185 Трудового кодекса, работающим женщинам независимо от трудового стажа, по их желанию, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с сохранением рабочего места и выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия по государственному социальному страхованию в порядке, установленном законодательством.

Отпуск предоставляется матери ребенка и может быть использован ею полностью либо по частям любой продолжительности. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вместо матери ребенка может быть предоставлен по усмотрению семьи работающим отцу или другому родственнику, члену семьи ребенка в случае выхода матери ребенка на работу (службу), учебу (при получении профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования), прохождения подготовки в клинической ординатуре в очной форме, а также если она является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением лиц, приостановивших соответствующую деятельность в порядке, установленном законодательством). В случае установления опеки над ребенком отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется работающему опекуну.

В национальном законодательстве по тематике противодействия торговле людьми урегулированы вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность туристических, брачных и модельных агентств. Законодательно закреплено понятие «жертва торговли людьми», определены меры по защите и реабилитации жертв.

В Беларуси приняты конкретные меры по законодательному решению проблемы предотвращения насилия в семье и помощи его жертвам. Уголовным, гражданским и административным законодательством предусматривается наказание за насилие в отношении женщин и детей, в том числе в семье.

Республикой Беларусь ратифицирован и подписан ряд международных документов в сфере обеспечения гендерного равенства и преодоления дискриминации по признаку пола: Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, резолюции всемирных конференций по положению женщин, в том числе Пекинская декларация и Платформа действий Четвертой всемирной конференции.

С момента принятия Пекинской Платформы действий Беларусь существенно продвинулась в обеспечении гендерного равенства.                         В частности, сформирован и действует национальный механизм по разработке и реализации гендерной политики.

На национальном уровне к его элементам относятся: Национальный совет по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Национальный совет); постоянные комиссии в обеих палатах Парламента; подразделения, занимающиеся вопросами гендерного равенства, в республиканских органах государственного управления (например, отдел народонаселения, гендерной и семейной политики в Министерстве труда и социальной защиты), а также в офисе Премьер-министра.

На региональном уровне созданы экспертные рабочие группы по вопросам реализации гендерной политики, куда входят представители органов законодательной, исполнительной, судебной власти, общественных объединений и др.

С 1996 года политика в области гендерного равенства, поощрения прав и возможностей женщин реализуется через Национальные планы действий по обеспечению гендерного равенства, которые утверждаются Правительством.

В настоящее время действует четвертый Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы (далее – Национальный план), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16 августа 2011 г. № 1101.

В рамках выполнения Национального плана в Брестской области реализован ряд мероприятий, направленных на дальнейшее повышение статуса женщин в обществе, полноправное участие женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности.

При облисполкоме 10 октября 2012 г. создана экспертная рабочая группа по вопросам реализации гендерной политики с привлечением общественных объединений.

Позитивное влияние на повышение социального статуса женщин оказывает развитие женского движения, расширение социального партнерства женских общественных организаций с государственными структурами.

Среди таких организаций следует отметить Брестское областное отделение общественного объединения «Белорусский союз женщин». В настоящее время оно объединяет 19 региональных организаций, в которых более 40 тысяч женщин.

На протяжении многих лет традиционно сохраняется тенденция преобладания численности женщин над численностью мужчин, причем в последние четыре года эта диспропорция сокращается. Из общей численности населения области 53,1 процента составляют женщины, то есть на    1000 мужчин приходится 1132 женщины.

Преимущество численности женщин над численностью мужчин наблюдается не во всех возрастах. Численное превосходство мужчин сохраняется до 33 лет, а в возрастной группе 65 лет и старше мужчин в          2,1 раза меньше, чем женщин. На начало 2014 года среди населения в возрасте 90 лет и старше насчитывалось 3 158 женщин и только 800 мужчин.

В 2013 году ожидаемая продолжительность жизни женщин была на      10,4 года больше, чем у мужчин (78,2 и 67,8 лет соответственно). В области самые высокие в республике показатели продолжительности жизни, как у женщин, так и у мужчин.

В 2014 году в области родилось 18 648 детей, что на 1,8 процента больше чем за январь-декабрь 2013 г. Коэффициент рождаемости составил 13,4 случая на 1000 человек населения. Это самый высокий показатель в республике.

Как и в предыдущие годы, численность женщин, занятых в экономике, превышает численность мужчин. Доля женщин составила 51,4% от численности занятого населения. Преимущественно женскими являются коллективы учреждений образования, здравоохранения, предоставления социальных услуг, гостиниц и ресторанов, предприятий и организаций розничной торговли (удельный вес работающих женщин в этих отраслях составляет от 77,8% до 84,4%).

Женщины испытывают более серьезные проблемы с трудоустройством, что находит отражение в более продолжительном периоде безработицы. На конец 2014 года в числе безработных, состоящих на учете более одного года, женщины составили 57,1%.

Большинство безработных женщин осуществляют предпринимательскую деятельность в области предоставления населению различных услуг (торговая деятельность и организация общественного питания, производство одежды, текстильных изделий, парикмахерские услуги, ремонт одежды, выращивание овощей, бухгалтерские, дизайнерские, секретарские, компьютерные, ритуальные услуги и др.).

В целяхтрудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в 2014 году было забронировано 3957 рабочих мест. Из них: для инвалидов – 392; впервые ищущих работу в возрасте до 21 года – 875; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 106; родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей-инвалидов – 479; лиц предпенсионного возраста – 150; ветеранов боевых действий – 24; уволенных с военной службы, из органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию – 455.

Важным аспектом в обеспечении гендерной политики является обеспечение равного доступа к здравоохранению и социальной защите.

В области проводится информационно-просветительская работа по формированию у населения навыков самосохранительного поведения, вопросам женского и мужского здоровья.

На территории области успешно работают 18 опорных площадок, реализующих программы равного обучения по здоровому образу жизни. В 2014 году функционировал областной волонтерский лагерь команд равного обучения (100 человек). Волонтерами проведены тренинговые занятия по темам: «Разговор о дружбе и любви», «Репродуктивное здоровье: между нами, девочками» и др.

В учреждениях образования области организована работа 218 факультативов и объединений по интересам по гендерному воспитанию и подготовке обучающихся к семейной жизни. Так, для учащихся 10-11 классов внедрены программы факультативов «Основы гендерных знаний», «Человек в мире семейных отношений». В рамках факультатива «Здоровый образ жизни» изучаются модули «Я взрослею», «Я и мое здоровье», «Откровенно о сокровенном», «На пути к зрелости» и др. Работают кружки: «Формирование гендерной культуры учащихся», «В кругу семьи рождается душа» и др.

Создан и действует сайт для подростков «Найди себя», на котором в разделе «Консультации для родителей» размещена книга Е. Гурина, Д. Статкевича «Книга для родителей, дети которых экспериментируют с наркотиками».

Среди населения области распространяются информационно-образовательные материалы (буклеты, плакаты, листовки), предоставленные ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» по вопросам профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИД, онкологических заболеваний, стрессов, депрессии, суицидов и т.д.

Проводится работа по профилактике и предотвращению торговли людьми и насилия на гендерной почве.

В 20 ТЦСОН области функционируют  отделения социальной адаптации и реабилитации, деятельность которых направлена на оказание помощи гражданам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфликте с другими членами семьи, подвергшимися психофизическому насилию, ставшими жертвами торговли людьми), услуг временного приюта.

Решениями горрайисполкомов в пяти ТЦСОН области открыты и функционируют «кризисные комнаты» (г. Барановичи, г. Пинск, Московский район г. Бреста, Кобринский и Лунинецкий районы).

«Кризисная комната» – это специально оборудованное помещение, обеспеченное всеми видами коммунально-бытового благоустройства. Срок пребывания зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью, и составляет не более 10 дней непрерывного пребывания. Для обеспечения безопасности и конфиденциальности пребывания граждан «кризисные комнаты» расположены в отдельных помещениях.

В настоящее время для временного пребывания обратившихся граждан в «кризисных комнатах» имеется 13 взрослых койко-места и 4 места для малолетних детей.

Размещение граждан в «кризисной комнате» производится по личному заявлению гражданина, направлению учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел и ходатайству общественных объединений.

Питание, приобретение средств личной гигиены осуществляется за счет собственных средств граждан, пребывающих в «кризисных комнатах», а в случае необходимости выдается за счет спонсорских средств и по линии гуманитарной помощи.

В 2014 году в «кризисных комнатах» области проживало 42 человека    (из них 14 детей), в 2013 году – 46  человек (из них 19 детей).

Гражданам, пребывающим в «кризисных комнатах», предоставляется психологическая, гуманитарная, юридическая помощь, информационно-консультативные услуги по вопросам социальной защиты, предоставления льгот и гарантий, проводится коррекционная работа. Так, психологами ТЦСОН проведено 168 консультаций (167 человек), организовано 17 тренингов (87 человек).

Информация для населения о возможности получения помощи, порядке функционирования «кризисных комнат» распространяетсяв учреждениях здравоохранения, образования и других организациях, а также размещается в региональных СМИ, на сайтах ТЦСОН, комитета и др.

В области с июня 2012 г. реализуются два проекта международной технической помощи: «Развитие национального потенциала Республики Беларусь в целях противодействия домашнему насилию в условиях достижения гендерного равенства» и «Повышение национального потенциала государства по противодействию домашнему насилию в Республике Беларусь».

Мероприятия проектов по разработке механизма межведомственного  взаимодействия по противодействию домашнему насилию реализуется в трех пилотных регионах области: городах Кобрин, Каменец, Московском районе г. Бреста основной задачей которых является расширение спектра помощи женщинам, пострадавшим от домашнего насилия.

В августе-сентябре 2014 г. во всех регионах области утверждены Протоколы межведомственного взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия в семье. Для координации межведомственного взаимодействия созданы межведомственные советы. Взаимодействие субъектов осуществляется путем обмена информацией, осуществления совместных профилактических мероприятий, участия в совещаниях и рабочих группах по проблеме домашнего насилия. Слаженная межведомственная работа позволяет своевременно обозначить проблемы конкретной семьи, выработать алгоритм действий по оказанию необходимой помощи, проанализировать результат проводимой индивидуально-профилактической работы.

В рамках проекта «Повышение национального потенциала государства по противодействию домашнему насилию в Республике Беларусь» с 2013 г. открыта общенациональная бесплатная горячая линия для лиц, пострадавших от домашнего насилия, которая работает ежедневно с 8.00 до 20.00 часов.

В рамках Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы ежегодно с 15 по 30 апреля проводится республиканская профилактическая акция «Дом без насилия»(далее – Акция).   

Акция призвана снизить уровень семейно-бытовых конфликтов на почве злоупотребления алкоголем, акцентировать внимание на воспитании детей.

В ходе проведения Акции 1 883 лицам объявлены официальные предупреждения. Сотрудниками ОВД и межведомственными рабочими группами посещено по месту жительства 1 566 граждан, в том числе 930 граждан, в отношении которых имеются основания для объявления официальных предупреждений, и 585 других лиц, допускающих насилие в семье.

Специалисты ТЦСОН совместно с представителями учреждений образования, органов внутренних дел участвуют в акциях «Семья без насилия», «Семья», «Безопасное соседство», в ходе которых посещаются семьи, относящиеся к группе риска: малообеспеченные, неполные, неблагополучные, семьи с детьми, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Для оказания экстренной помощи во всех ТЦСОН работают телефоны «горячая линия», куда могут обратиться по проблемным вопросам граждане любой категории и возраста. Так, в 2014 г. по проблеме домашнего насилия обратилось 90 граждан.

В ходе проведения акции «Дом без насилия!» сотрудниками территориальных ОВД на базе ТЦСОН и районных учреждений здравоохранения проведены обучающие семинары по тактике и приемам работы с лицами, допускающими насилие в семье, и пострадавшими от насилия в семье.

В области проживают 16 675 многодетных семей. Значительное число многодетных матерей получили высокую государственную награду Республики Беларусь – орден Матери. С 1996 года орденом Матери награждено 2 411 женщин Брестской области. В 2014 году почетной награды удостоено 120 женщин.

В рамках проведения в Республике Беларусь Недели матери в области ежегодно организован ряд мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей, формирование образа крепкой, успешной семьи. Это торжественные приемы и чествование лучших матерей в облисполкоме, горрайисполкомах, втрудовых коллективах, профсоюзных организациях, благотворительные акции, праздничные мероприятия, чествование пожилых матерей: золотых и серебряных юбиляров, посещение домов-интернатов для престарелых и инвалидов и другие)

В области реализуются социальные программы по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

Малообеспеченные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП). В 2014 году такую помощь получили 3 080 семей, воспитывающих несовершеннолетних детей (из них многодетные – 1 378, неполные – 1 219).

Законодательством закреплена возможность оказания государственными организациями услуги няни по уходу за малолетними детьми для семей, воспитывающих двоих и более детей, родившихся одновременно, до достижения ими трехлетнего возраста, а также для неполных семей, воспитывающих ребенка-инвалида, и семей, которые воспитывают двоих и более детей-инвалидов, до достижения ими возраста четырех лет.                

Так, в 2014 году такие услуги получили 72 семьи с «двойняшками» и «тройняшками», 9 семей с детьми-инвалидами. Предусмотрена также услуга ухода за детьми-инвалидами (услуга социальной передышки) – освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов.

В коллективные договоры большинства организаций включены меры по поддержке семей, воспитывающих детей: оказание материальной помощи многодетным семьям при подготовке детей к школе, при рождении ребенка, предоставление дополнительного свободного от работы дня, дополнительные гарантии при заключении (продлении) контракта, сокращении численности работников и др.

Герб Брестской области