Печать

Март, 2015: 2015 год – год молодежи: молодежная политика и поддержка института семьи в Республике Беларусь

1. 2015 год в Беларуси – Год молодежи: молодежная политика в Республике Беларусь

Государственная молодежная политика в Республике Беларусь является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития республики и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами в возрасте от
14 до 31 года своего жизненного пути, развития потенциала для их самореализации и ответственного участия в создании сильной и процветающей Беларуси.

Стратегическим документом, определяющим цели, задачи и направления в сфере реализации государственной молодежной политики, является Закон «Об основах государственной молодежной политики» от
7 декабря 2009 г.

Начиная с 2011 года в данной сфере решаются задачи, определенные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, по состоянию на начало 2014 года количество молодежи в стране в возрасте от 14 до 31 года составило почти 2,2  млн. человек (23% от общего количества населения).

В стране продолжается процесс урбанизации, затрагивающий все группы населения, в том числе и молодежь. Подавляющее большинство молодых людей (83%) проживают в городах и поселках городского типа, 17% молодежи – в сельской местности.

Около 38% от общей численности молодежи республики проживает в г. Минске и Минской области (831 тыс. человек), меньше всего молодых людей – в Могилевской (11%) и Гродненской (10,5%) областях.

В городе Минске проживает более 1,9 млн. человек, что составляет около 20% от численности граждан, проживающих в Республике Беларусь.Молодежи  в столице проживает более 571 тыс. человек, что составляет 30% от общего числа жителей Минска.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2014 г.
№ 495 2015 год объявлен в Беларуси Годом молодежи. Разработан и утвержден республиканский план по реализации Года молодежи (Постановление Совета Министров от 23 декабря 2014 г. № 1228).

Это комплекс мероприятий по формированию у молодежи активной жизненной позиции, развитию правовой и электоральной культуры, готовности к исполнению социальных ролей гражданина, патриота, профессионала, семьянина и родителя.В основу республиканского плана положен принцип проектности.

Основными направлениями реализации государственной молодежной политики в Год молодежи являются:

совершенствование нормативного правового, методического и информационного обеспечения работы с молодежью;

гражданско-патриотическое воспитание;

пропаганда здорового образа жизни;

развитие студенческого спорта;

поддержка лидерских, творческих и предпринимательских инициатив молодежи;

организация занятости;

выявление талантливой и одаренной молодежи;

формирование кадрового резерва;

работа с молодыми специалистами;

развитие международного молодежного сотрудничества.

Одним из приоритетных направлений молодежной политики остается гражданско-патриотическое воспитание молодежи с использованием форм и методов работы, востребованных в молодежной среде, формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.

Красной нитью через содержание идеологической работы, реализации молодежной политики проходит задача формирования гражданина и патриота с учетом празднования в 2015 году 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, реализации патриотических акций «Я – грамадзянін Беларусі» и «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны».

Событием, которое дало старт Году молодежи, стал Республиканский молодежный форум. Он прошел с 29 по 31 января 2015 г. в г. Горки и включал ряд разноплановых мероприятий: «Открытый диалог» молодежи с представителями органов госуправления, финал республиканского конкурса «Студент года», республиканские соревнования по черлидингу и многое другое.

 

Социологические исследования

По результатам проведенных социологических исследований Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета, выявлены ценностные ориентации молодежи в некоторых сферах жизнедеятельности.

Значимость образования подтверждают 81% молодежи. В процессе учебы преобладают установки на общение с интересными людьми (85%), возможность дальнейшего трудоустройства (75,5%), реализацию творческих способностей (74,5%).

Сфера семьи является значимой для 98% молодежи. Молодое поколение ориентировано на модель семьи, в которой преобладают равноправные гендерные отношения.

Работа представляет одну из важнейших сторон жизни для
93% молодых людей. Подавляющее большинство (85,5%) опрошенных согласны на высокую оплату труда при интенсивной нагрузке.

Досуг является весьма значимой базовой ценностью для
84,5% молодых людей. В молодежной среде преобладают досугово-развлекательные формы проведения свободного времени.

Далее следуют обеспечение достойного уровня жизни –
66,5%, карьера – 68,5%.

По данным исследования, около 60% молодых людей вовлечены в общественное движение через участие в деятельности общественных организаций и объединений.

В наименьшей степени для молодых людей важным является высокое общественное положение (50,5%).

В образе жизни молодежи доминируют стратегии жизненного благополучия, обеспечение комфортной, размеренной, спокойной жизни. Это подтверждает стремление молодого поколения к бытовой, семейной устроенности, материальному достатку, удовлетворению материальных и духовных потребностей во всех сферах жизнедеятельности.

По мнению молодежи, социальная поддержка со стороны государства необходима в вопросах:

льготного кредитования жилья (77%);

получения образования и приобретения потребительских товаров (43%);

трудоустройства молодых специалистов (53%);

поддержки молодых семей (49,5%).

 

Образование и социальная поддержка молодежи

В 2015 году продолжится модернизация системы среднего специального образования, основным направлением которой является оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями инновационного развития страны.

Высшее образование в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране будет направлено на удовлетворение общества и государства в высококвалифицированных специалистах.

Обучение студенческой молодежи осуществляется
в 54 учреждениях высшего образования Республики Беларусь
(в 45 государственных и 9 частных).

Численность студентов учреждений высшего образования, обучающихся на I ступени высшего образования, по состоянию на начало 2014/2015 учебного года составляла 363 тыс. человек. Из них около 139 тыс. человек или 38% обучаются за счет бюджетных средств, на платной основе – 224 тыс. человек (62%). В дневной форме получения образования обучаются 185 тыс. человек (51%), остальные получают образование заочно или на вечерних отделениях.

Численность студентов учреждений высшего образования, обучающихся в магистратуре (II ступень высшего образования) в 2014/2015 учебном году составляет 8,8 тыс. человек. Из них 3,2 тыс. человек обучаются за счет бюджетных средств (36,3%).

Почти 90% студентов получают стипендию, большинство из них – учебную. Именные и специальные стипендии присуждены 688 студентам. Социальная стипендия выплачивается 1614 нуждающимся в государственной поддержке.

Размеры стипендий установлены в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.09.2011 № 398 в величинах, кратных тарифной ставке первого разряда, и увеличиваются пропорционально ее росту. В  настоящее время стипендии составляют:

учебные (устанавливаются в зависимости от успеваемости, получаемой специальности, наличия статуса ведущего вуза) – от 517,0 до 1195,5 тыс. руб.;

именные – 1193,5 тыс. руб., для студентов БГУ – 1551,6 тыс. руб.;

социальные – 409,8 тыс. руб.;

специальные – 822,3 тыс. руб.;

стипендия Президента Республики Беларусь для студентов (назначается дополнительно к учебной стипендии) – 825,0 тыс. руб.

182 студента и курсанта получили стипендии Президента Республики Беларусь (согласно Указу Президента Республики Беларусь от 6 сентября 2011 г. № 398 «О социальной поддержке обучающихся»). Выплаты составили 1 462, 08 тыс. руб.

 

Обеспеченность общежитиями

Проводится работа по увеличению жилого фонда учреждений образования и максимальному обеспечению местами в общежитиях учащихся и студентов на период обучения.

На балансе 54 вузов находится 184 общежития на 78 943 места. В г. Минске – 83 общежития на 44 857 мест.

В течение 2014 года в комплексе «Студенческая деревня» введено в эксплуатацию общежитие № 14 на 936 мест, а также общежитие № 5 БГПУ имени М.Танка на 730 мест.

В ноябре–декабре 2014 г. после капитального ремонта введены в эксплуатацию общежития № 9 БНТУ, № 3 БГУ, № 2 БГУИР и № 1 БГАТУ в общей сложности на 2869 мест.

В 2014 году местами в общежитиях обеспечены 100% нуждающихся учащихся в системе профессионально-технического образования, 98% учреждений среднего специального образования.

К концу 2014 года в учреждениях высшего образования также удалось достигнуть положительных результатов. Если в 2012 году обеспеченность студенческими общежитиями составляла – 69,3% (по г. Минску – 59,3%), то в 2014 году – 78,9% (по г. Минску – 76,4%).

        

Социальная поддержка одаренной и талантливой молодежи

В работе с молодежьюглавное не количество проводимых мероприятий, а их качество. Данный подход лежит в основе ежегодного, формирующегося на конкурсной основе,Комплекса мер по реализации государственной молодежной политики.

В 2014 году на финансирование мероприятий в рамках Комплекса мер выделено 591,897 млн. руб. (в 2011 году – 455,4 млн. руб).

На год молодежи в республиканском бюджете  запланировано 1 317,1 млн. руб.

Одним из самых ярких является республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси». В 2014 году лучшие проекты-победители получили гранты Белорусского инновационного фонда (Постановление Совета Министров от 4 июня № 538 (размер одного гранта – 40 тарифных ставок).

В 2014 году совет специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов принял решение о поощрении 2316 учащихся, студентов, педагогических работников и 7-и научных, интеллектуальных и творческих объединений учащихся на общую сумму 5 380 000 тыс. руб.

Ведение и поддержание банка данных одаренной молодежи в актуальном состоянии обеспечивается в соответствии с  Положением о порядке формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 199, и приказом Министерства образования Республики Беларусь № 700 от 05.09.2014 «О формировании, ведении и актуализации банка данных одаренной молодежи».

По состоянию на 1 апреля 2014 г. (дата ежегодной актуализации банков данных одаренной и талантливой молодежи) с учетом информации, представленной государственными органами и иными организациями, в банк данных одаренной молодежи включена информация о 5713 гражданах. В том числе, 830 школьниках, 1983 учащихся и студентах учреждений профессионального образования, 348 аспирантах и 2552 молодых специалистах и иных работающих.

В 2014 году представители одаренной молодежи защитили 36 кандидатских диссертаций и 2 докторские диссертации (в 2013 году – 25).

Особое внимание уделяется поддержке заинтересованности студенческой молодежи в научной деятельности.

В 2013/2014 учебном году в Республиканском конкурсе научных работ студентов участвовали 3834 научные работы. Участниками конкурса представлено около 5000 актов внедрения, из них 1400 – актов внедрения в производство, 42 патента на полезную модель, 62 патента на изобретение.

 

Предоставление первого рабочего места, работа с молодежью в трудовых коллективах

В 2014 году распределено и направлено на работу 96% от количества подлежащих распределению или направлению на работу выпускников вузов. Более 95% трудоустроились в соответствии со свидетельством о направлении на работу. На работу направлено, по их желанию, более 1 600 выпускников, обучавшихся за счет собственных средств.

Гарантом по поддержке молодежи на предприятии являются коллективные договоры. В них предусмотрены меры по социальной поддержке молодых сотрудников, закреплению их на рабочих местах, предоставлению нуждающимся жилья, а также порядок денежных выплат и компенсаций.

Сегодня для решения возникающих проблем молодежи на многих предприятиях организована планомерная и целенаправленная работа с молодыми специалистами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» в целях реализации государственной молодежной политики в государственных и иных организациях могут вводиться должности специалиста по работе с молодежью.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 августа 2010 г. № 123 «О внесении изменения и дополнения в выпуск 1 и изменений в выпуск 27 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКДС)» в Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКДС) внесена квалификационная характеристика должности «специалист по работе с молодежью».

В целях выработки единых требований к введению указанной должности на предприятиях, учреждениях и иных организациях Министерством образования было подготовлено рекомендательное письмо (30.08.2012 № 28-29/547-пр).

Специалист по работе с молодежью организации (учреждения, предприятия) является штатным работником организации (учреждения, предприятия (далее – организации), если численность работников в организации до 31 года свыше 150 человек (в сельскохозяйственных организациях – свыше 100 человек).

Если численность работников в возрасте до 31 года менее 150 человек (в сельскохозяйственных организациях – менее 100 человек), организация работы с молодежью вменяется в должностные обязанности иного работника.

Специалист по работе с молодежью назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации по согласованию с соответствующими горисполкомами, райисполкомами, местными администрациями районов в городах.

Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» осуществляет переподготовку слушателей с получением диплома о переподготовке с присвоением квалификации «Специалист по работе с молодежью» за счет средств республиканского бюджета (на базе высшего образования).

 

Организации вторичной занятости молодежи

Новый вектор студотрядовского движения определил Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2012 г. № 181 «Об организации деятельности студенческих отрядов на территории Республики Беларусь». С 2013 года в соответствии с данным Указом работа студенческих отрядов организуется в течение всего календарного года.

Определена ответственность учреждений образования, молодежных общественных объединений при заключении договоров по условиям деятельности отряда с учетом требований трудового законодательства, в том числе по охране труда и технике безопасности, а также обязательства принимающих организаций по обеспечению условий размещения, питания, оплаты труда участников студенческих отрядов.

Для участников студотрядов предоставлена возможность досрочной сдачи экзаменов, зачетов и других форм текущей аттестации. Студентам и учащимся учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования работа в студенческих отрядах засчитывается как производственная практика, если данная работа соответствует профилю специальности, по которой обучается студент или учащийся.

В целях популяризации данного движения утверждено переходящее знамя лучшему студенческому отряду, достигшему высоких производственных и иных показателей. Торжественное вручение знамени состоялось на 42-м съезде ОО «БРСМ».

Принятые меры позволили достигнуть положительной динамики количества студотрядов и их численности.

Год

Количество студенческих отрядов

Количество человек

2011

993

27291

2012

2040

47863

2013

2900

63902

2014

3173

64 064

Выполняется поручение Правительства по вопросу вовлечения в состав студотрядов несовершеннолетних, в том числе состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Количество трудоустроенных несовершеннолетних составило в 2012 году – 19 844 человека, в 2013 году – 28 230 человек, в 2014 году – 28 551 человек.

В период трудовой кампании 2014 года размер средней заработной платы участников студенческих отрядов по республике составил 2 137 775 белорусских рублей (размер минимальной заработной платы в Республике Беларусь на сентябрь 2014 г. составлял 1 756 730 белорусских  рублей).

Строительным объектам Белорусской АЭС в г. Островце Гродненской области присвоен статус Всебелорусской молодежной стройки. Созданы сводные российско-белорусские студенческие отряды, которые работают на знаковых строительных объектах на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации. Объявлены Молодежные стройки в регионах.

 

Здоровый образ жизни

В 2014 году обеспечена реализация государственных программ и республиканских планов мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни молодежи, в том числе:

мероприятий Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011–2015 гг.;

мероприятий Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 гг.;

плана мероприятий по профилактике табакокурения в учреждениях образования на 2011–2015 гг. и других.

Работа, направленная на формирование у молодых людей позитивных моделей поведения, пропаганду ценности, предполагает тесное сотрудничество со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, общественными объединениями, сочетает ограничительные и разъяснительные меры, индивидуальные и коллективные формы работы, моральные и материальные формы поощрения молодых людей, отказавшихся от вредных привычек.

Министерство здравоохранения и Министерство образования Беларуси разработали алгоритм тестирования учащихся на предмет употребления ими психотропных средств. Разработанные методики доведены на места. В каждом учебном заведении такие тестирования будут проходить по своим планам.

Наряду с профилактическими мерами ужесточается ответственность за противоправную деятельность, связанную с наркотиками. 4 февраля 2015 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь
«О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов», принятый  на основании Декрета Президента от 28 декабря 2014 г. №6. Законом снижен минимальный возраст, с которого наступает ответственность за незаконный оборот наркотиков, с 16 до 14 лет. Также увеличено максимальное наказание за незаконный оборот наркотиков – до 25 лет лишения свободы. За продажу или передачу наркотика заведомо несовершеннолетнему вводится наказание до 15 лет лишения свободы.

Проводимая на протяжении последних лет работа по формированию у молодежи ответственного отношения к собственному здоровью уже дает некоторые результаты. Так исследования, проведенные Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь в сентябре-октябре 2014 г., показали, что здоровье входит в тройку приоритетовсовременной белорусской молодежи.

В качестве жизненной целисохранение и укрепление здоровья занимает второе место - 61,5%, незначительно уступая желанию воспитать хороших детей – 64% (стремление полюбить достойного человека и создать с ним семью замыкает тройку (41,5%)).

Крепкое здоровье, по мнению молодых людей, также является одним из основных показателей успеха в жизни (88%), наряду с «хорошей семьей, детьми» (94%) и уважением людей (93%).

Сравнительный анализ данных Белстата о численности курящего населения показывает, что в течение последних пяти лет количество курящих в возрастной группе 16 – 19 лет стабильно снижалось, достигнув в 2014 году 20% (в 2010 году – 28%). Еще большее снижение зафиксировано среди девушек этого возраста.

 

Общественные объединения

Деятельность молодежных общественных объединений – это одна из форм представительства интересов молодежи. Важным направлением государственной молодежной политики на республиканском и региональном уровнях является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через ее участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений.

По состоянию на 1 июля 2014 г. зарегистрировано 260 общественных объединений молодежной направленности, в том числе 29 – детских. Из них 57 организаций имеют международный и республиканский статус и 199 – местный статус. Зарегистрировано 3 союза (ассоциации) общественных объединений молодежной направленности. В республиканский реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, включены 15 организаций.

Современные молодежные общественные объединения являются добровольными, их деятельность направлена на удовлетворение и защиту социально-экономических, творческих, духовных и иных прав и законных интересов молодежи. Организации ведут работу по различным направлениям и объединяют представителей разных социальных групп молодежи, а также помогают молодежи приобрести лидерские качества и умение работать в коллективе.

В 2015 году рост удельного веса молодежи, входящей в состав таких объединений, планируется довести до 55%.

В январе 2014 г. Национальной комиссией Беларуси по делам ЮНЕСКО создан комитет «Молодежь и клубы ЮНЕСКО».

42 съезд ОО «БРСМ»

19–20 января 2015 г. в г. Минске во Дворце Республики состоялся 42 съезд ОО «БРСМ», в котором приняло участие порядка 3 000 человек.

Съезд прошел в формате открытого диалога «Молодежь Беларуси: традиции и будущее» с обсуждением итогов работы, определением приоритетных направлений работы ОО «БРСМ» на ближайшие три года.

Концепция проведения съезда предполагала широкое использование интерактивных экранов с визуальным контентом о деятельности ОО «БРСМ» (трансляция тематических видеороликов); прямое включение из студий областных центров.

Программа съезда включала проведение акции «Мы помним и гордимся!» на площади Победы в Минске, просмотр художественного фильма «Государственная граница», встречу с белорусскими актерами в кинотеатре «Октябрь», организацию выставки патриотической фотографии «Вместе дом построим», инсталляцию достижений Белорусского республиканского союза молодежи через символическую арт-композицию «Яблоневый сад» во Дворце Республики.

Создание условий для социальной активности и профессиональной деятельности молодежи, выдвижение талантливых юношей и девушек на руководящие должности в органах государственного управления, в резерв кадров являются важнейшими общегосударственными задачами.

Современные управленческие кадры должны иметь широкий кругозор, владеть системным и стратегическим мышлением, лидерскими и организаторскими качествами, информационно-коммуникационной компетентностью, быть способными к мобильному и нестандартному решению возникающих проблем. Своевременная государственная поддержка таких молодых людей, привлечение их к созидательному, активному участию в жизнедеятельности общества и государства – это инвестиции в развитие стратегических ресурсов страны.

На решение данных задач направлен Комплекс мер по поддержке и развитию системы выявления талантливой и одаренной молодежи и ее выдвижения на руководящие должности в органах государственного управления и организациях отраслей экономики на 2014–2015 гг. (утвержден Первым заместителем Главы Администрации Президента Республики Беларусь 2 декабря 2013 г. № 10/238).

Международное молодежное сотрудничество

В рамках Союзного государства России и Беларуси в нашей стране  реализуется ряд проектов: велопробег Союзного государства «Молодежь России и Беларуси – дорога в будущее Союзного государства», конкурс «Таланты ХХI века» и другие плановые мероприятия.

Белорусские студенты  приняли участие в молодежных форумах Союзного государства: «Диалог» (Калужская область Российской Федерации), «Балтийский Артек» (Калининградская область Российской Федерации), «Славянская интеграция» (Тамбовская область Российской Федерации), «Каспий-2014» (Республика Дагестан, Российская Федерация), «Московские игры-2014» (г.Москва, Российская Федерация); «Дельфийские игры» (г.Волгоград, Российская Федерация), Белорусско-Российский форум и др.

В октябре 2014 г. в г.Баку (Азербайджанская Республика) Беларусь была представлена на 1-ом Глобальном форуме по молодежной политике, в котором приняли участие около 700 представителей, координирующих работу с молодежью, из 160 стран мира.

В 2014 году Республика Беларусь являлась председательствующей в Совете по делам молодежи государств – участников СНГ. Реализован ряд патриотических проектов: международный форум «Дружба без границ», международный фестиваль молодежных инициатив «Открытый проект – молодежное  сотрудничество», «Дни молодежи Содружества» и др.

В соответствии с решениями Совета сформированы предложения в проект Плана совместных мероприятий по повышению осведомленности молодежи о культуре и истории государств – участников СНГ на 2015–2016 гг.

Работа в данном направлении осуществляетсяв рамках Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.

В соответствии с Соглашением стороны оказывают содействие друг другу в подготовке профессиональных кадров по работе с молодежью; обмене опытом работы между государственными органами по делам молодежи, молодежными общественными объединениями; проведении совместных научных исследований, семинаров, симпозиумов, конференций, консультаций по различным проблемам молодежной политики; систематическом обмене научными и учебными материалами.

Инициирована идея организации совместных с исследовательскими структурами государств – участников СНГ научно-методических мероприятий и исследований по изучению проблем молодежи.

Беларусь принимает участие в реализации молодежной кампании «Движение против ненависти» (No Hate Speech Movement). Инициатором кампании выступает Объединенный совет Совета Европы по делам молодежи, состоящий из представителей молодежных организаций, входящих в Консультативный совет по делам молодежи, и представителей органов государственной власти, отвечающих за молодежную политику в своих странах. Кампания направлена на противодействие негативным высказываниям, пропаганду созидательных, позитивных настроений в интернет-пространстве.

 

В 2015 году Министерством образованияРеспублики Беларусь запланированы разработка и принятие:

стратегии государственной молодежной политики в Республике Беларусь на 2015–2020 гг.;

предложений по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики»;

концепции организации добровольческого молодежного  движения в Республике Беларусь;

концепции развития студенческого самоуправления в Республике Беларусь;

системы оценки эффективности реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь и др.

Для стимулирования достижений в сфере государственной молодежной политики, развития молодежного общественного движения разработан макет нагрудного знака Министерства образования Республики Беларусь «За дасягненні ў галіне маладзёжнай палiтыкi».

Сегодня молодежь имеет необходимую меру социально-экономических гарантий в области образования, трудоустройства, самоопределения и самоутверждения. Она стремится к самостоятельности, практичности и мобильности, заинтересована в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру.

Совместная деятельность всех заинтересованных по дальнейшей реализации вышеуказанных направлений будет способствовать развитию позитивных тенденций в молодежной среде, усилению степени противодействия негативным проявлениям, развитию духовно-нравственного, интеллектуального и трудового потенциалов молодежи, предпринимательской и творческой инициативы молодых людей.


2. Государственная поддержка института семьи в Республике Беларусь

Государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики Республики Беларусь и одной из основ демографической безопасности. Состояние института семьи, степень его устойчивости являются важнейшим индикатором демографического «здоровья» государства.

В Республике Беларусь, по данным переписи населения, проживают более 2,7 млн. семей, из них 1,2 млн. – семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей.

В нашей стране создана и действует стабильная система мер  поддержки семей с детьми, она наиболее комплексная и эффективная на всем постсоветском пространстве.

В рейтинге стран, благоприятных для материнства и рождения детей, Беларусь (по состоянию на 2013 год) занимала 26-ю позицию среди 176 государств мира, опережая США и Японию. Среди стран СНГ мы находимся на ведущей позиции (Россия – 62 позиция, Казахстан – 63, Украина – 72).

Справочно.

Ежегодный рейтинг международной организации Save the Children (Спасите детей) базируется на данных Всемирной организации здравоохранения по пяти показателям: смертность рожениц, уровень детской смертности, средняя продолжительность обучения в школе, уровень доходов женщин, процентное соотношение женщин и мужчин в правительстве.

Предоставление правовых гарантий начинается с рождения ребенка. Так, работающей матери, другим родственникам, членам семьи ребенка предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с сохранением рабочего места.

За период нахождения в социальном отпуске выплачивается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, причем независимо от доходов родителей, т.е. практически всем семьям. 

В 2013 году размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увязали со среднемесячной заработной платой работников в республике, что позволило увеличить его практически в два раза. 

Справочно.

С 1 февраля 2015 г. размеры пособий  по уходу за ребенком  в возрасте до 3 лет составляют: на первого ребенка – 35% среднемесячной заработной платы работников в республике (СЗП) –  2 261,0 тыс. руб., на второго и последующих – 40% СЗП – 2 584,3 тыс. руб., на ребенка-инвалида – 45% СЗП –
2 907,3 тыс. руб.

Для граждан, проживающих на загрязненных территориях, размер данного пособия составляет 150% от установленного.

В соседней Польше, например, оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком длится максимально год. С 2016 года получить его смогут также безработные, студенты, фермеры, работающие по договорам подряда и все те, кто по разным причинам не оплачивает взносы в соцзащиту. Во время отпуска семья ежемесячно получает 240 евро. Отпуск состоит из 20-недельного основного и 6-недельного дополнительного (для матери), 26-недельного, пользоваться которым могут и мать, и отец, а также
2-недельного отпуска для отца.

В Беларуси значительны и суммы единовременной помощи в связи с рождением первого ребенка, а также второго и последующих детей. Их размеры составляют соответственно 10 и 14 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (с 1 февраля 2015 г. – 14 281,0 тыс. руб. и 19 993,4 тыс. руб.). В Польше единовременная помощь по рождению ребенка составляет 240 евро. При этом получить деньги могут лишь те, чей доход на члена семьи меньше 460 евро в месяц.

Всего сегодня у нас назначаются 10 видов пособий. Это три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми.

Системой государственных пособий охвачено 371,1 тыс. детей (21,1% от их общего количества).

Одновременно оказывается поддержка и по другим направлениям.

Все дети в возрасте до 3 лет обеспечиваются бесплатными лекарственными средствами (в пределах перечня лекарственных средств).

При рождении двойни и более детей производится единовременная выплата на приобретение детских вещей первой необходимости в размере 2 БПМ на каждого ребенка из средств местных бюджетов.

В целях создания дополнительных условий для укрепления института семей с детьми, формирования долгосрочных экономических предпосылок устойчивых процессов демографического прироста населения республики принят Указ Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей», предусматривающий дополнительные меры поддержки семей с детьми:

единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств в размере 10 000 долл. США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей (семейный капитал);

ежемесячное пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет в размере 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» малообеспеченным семьям может быть предоставлена государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячных или единовременных пособий, при этом дети раннего возраста (до 2 лет) обеспечиваются бесплатными продуктами питания.

Неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ежемесячное социальное пособие представляется на максимально возможный срок – 12 месяцев.

При рождении в семье двоих и более детей одновременно обеспечение бесплатными продуктами питания предоставляется независимо от совокупного дохода семьи.

В 2014 году получателями государственной адресной социальной помощи стали 217,8 тыс. человек, сумма назначенной помощи составила 424,8 млрд. руб. Семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей,  предоставлены следующие виды помощи:

ежемесячное социальное пособие назначено 15 221 семье, в том числе 151 семье, имеющей в своем составе детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

единовременное социальное пособие – 6 075 семьям, в том числе 393 семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников получили 7 414 детей-инвалидов с 4 степенью утраты здоровья;

социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставлено 3 413 детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами;

в отношении 23 тыс. семей принято решение об обеспечении продуктами питания детей первых двух лет жизни (в том числе 80 семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов в возрасте до 18 лет).

При рождении двойни и более детей бесплатные продукты питания предоставляются независимо от совокупного дохода семьи.

Развивается система социального обслуживания семей с детьми.

В настоящее время в республике функционируют 146 территориальных центров социального обслуживания населения и 2 общегородских центра социального обслуживания семьи и детей. В их структуру входят отделения социальной адаптации и реабилитации (135), деятельность которых направлена на оказание гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, содействия в восстановлении способности к жизнедеятельности в социальной среде; работают службы телефона «горячая линия».

Для оказания помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии, в отделениях социальной адаптации и реабилитации создаются «кризисные» комнаты. В настоящее время в республике функционируют 105 «кризисных» комнат. В 2014 году помощь оказана 175 гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В органах внутренних дел, территориальных центрах социального обслуживания населения, общественных организациях создаются круглосуточные диспетчерско-информационные службы для оказания пострадавшим от насилия консультаций по телефону. Информация о «телефонах доверия» размещена в службах телефонной справки 109, 185.

Внедряются новые виды социальных услуг: социальный патронат, услуги ухода за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки), услуги почасового ухода за малолетними детьми (услуги няни) и др. Услуги няни предоставляются бесплатно в пределах установленных законодательством нормативов следующим категориям семей:

при воспитании двойни или более детей в возрасте до трех лет;

неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 4 лет;

семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов в возрасте до 4 лет.

В 2014 году услугами 557 нянь воспользовались 889 семей (в 2013 году – 247 нянь и 350 семей), услуга социального патроната предоставлена 9 760 гражданам (в 2013 году – 15 045 гражданам).

Наряду с мерами материальной поддержки на законодательном уровне предусмотрены правовые гарантии для семей, воспитывающих детей, в области трудового, налогового, пенсионного законодательства.

Так, лицам, имеющим троих и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся – до 18 лет), пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с первого дня утраты трудоспособности в размере
100% среднедневного заработка.

Развиваются условия для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, совершенствуется законодательство о труде. Трудовым кодексом Республики Беларусь родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, предоставлено право на один свободный от работы день в месяц за счет средств государственного социального страхования. Родители, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 16 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, имеют право на один дополнительный свободный от работы день в неделю, оплачиваемый в размере среднего дневного заработка.

В 2014 году вступили в силу изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК). В частности, в соответствии со статьей 185 ТК отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет предоставляется работающему отцу или другим работающим родственникам ребенка не только в случае выхода матери ребенка на работу (учебы), но и если она является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, нотариусом, творческим работником либо осуществляет услуги в сфере агроэкотуризма. Дополнения, внесенные в статью 265 ТК, позволяют реализовать право на дополнительный свободный от работы день в неделю или в месяц не только отцу или матери, но и мачехе или отчиму.

Указом Главы государства установлено, что с матерью (отцом), приступившим к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, наниматель обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

Предоставлены дополнительные преференции отдельным категориям семей в сфере пенсионного законодательства: социальная пенсия на ребенка-инвалида, досрочное назначение пенсии родителям, воспитавшим ребенка-инвалида, и многодетным матерям, назначение пенсии за особые заслуги матерям, воспитавшим девять и более детей.

Вступил в силу Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», предусматривающий норму об освобождении от призыва на военную службу, службу в резерве отцов, воспитывающих троих и более детей.

Налоговые льготы предоставляются в зависимости от количества детей в семье и наличия детей-инвалидов.

Так, с 1 января 2015 г. родители, воспитывающие двоих и более детей или ребенка-инвалида, имеют право на стандартный налоговый вычет в размере 410 тыс. на каждого ребенка.

Жилищный вопрос является одним из наиболее актуальных для большинства семей. За последние годы в республике приняты значительные меры в улучшении жилищных условий многодетных и молодых семей. Льготный кредит на строительство жилья многодетным семьям выдается на 40 лет под 1% годовых за пользование кредитом. При этом семьям, в которых один из родителей находится в отпуске по уходу за вторым и последующими детьми до достижения ими возраста 3 лет, предоставляется отсрочка в погашении задолженности по кредиту на период нахождения в таком отпуске.

Одновременно выделяется финансовая помощь государства в погашении задолженности по выданным льготным кредитам – в 2012 году существенно пересмотрены ее объемы. При рождении третьего ребенка в семье государство погашает 75% льготного кредита на строительство жилья, при рождении четвертого и последующих – 100%.

В 2014 году финансовая помощь оказана 8,4 тыс. многодетных семей на сумму 165,6 млн. руб. Всего за время реализации Национальной программы финансовую помощь получили 46,3 тыс. семей  (или 66,1% от общего числа многодетных семей) на сумму 360 567,3 млн. руб.

Молодые семьи с двумя несовершеннолетними детьми также имеют право на получение льготных кредитов. Максимальный срок, на который предоставляется льготный кредит, – 20 лет.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» для молодых семей, имеющих двоих детей, предусмотрено снижение процентной ставки за пользование льготными кредитами на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, предоставляемых на дату утверждения списков на получение льготных кредитов (с 50% ставки рефинансирования Национального банка  до 5% годовых).

В ходе последовательной реализации мер демографической политики положительная динамика демографических процессов прошлых лет в 2014 году получила дальнейшее развитие.

Численность населения Республики Беларусь на 1 января 2015 г. составила 9 481,0 тыс. человек и увеличилась за 2014 год на 12,8 тыс. человек (в 2012 году уменьшилась на 1,9 тыс. человек, в 2013 – величилась на 4,2 тыс. человек). Естественная убыль населения за 2014 год по сравнению с 2010 годом сократилась в 10 раз и составила 2 904 человека (в 2010 году – 29 082 человека).

За 2014 год в стране родилось 118,7 тыс. детей, что на 700 детей больше, чем за 2013 год. Это самый высокий показатель за последние 20 лет. При этом доля детей, рожденных вторыми и последующими, превысила 52%. Общий коэффициент рождаемости за 2014 год составил 12,5 на 1000 человек населения.

Миграционный прирост в 15 722 человека компенсировал естественную убыль населения, обеспечив увеличение его численности. 

Герб Брестской области