Печать

Июнь, 2015: Занятость населения и трудоустройство в Брестской области

Занятость населения и трудоустройство в Брестской области
(в помощь информационно-пропагандистским группам)

По численности населения Брестская область занимает четвертое место в республике после г. Минска, Гомельской и Минской областей и на начало 2015 г. оно составила 1 388,9 тыс. человек.

Доля городского населения в 2014 году составляла 69,4% от всего населения, третья его часть сосредоточена в г. Бресте.

Основной тенденцией возрастной структуры является его постарение.

Справочно. Доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 13,1% на начало 1960 г. до 19,9% в 1990 году и до 24,3% к началу 2015 г.

Каждый четвертый житель области – в пенсионном возрасте. Численность лиц этой категории превышает численность детей в возрасте до 16 лет на 78,8 тыс. человек.

Справочно: в 1959 году численность детей в 2,5 раза превышала численность лиц старше трудоспособного возраста.

За последние пятьдесят лет тенденции рождаемости изменялись несколько раз.

В начале 40-х годов на каждую 1000 жителей области рождалось в среднем около 30 детей. Если в 1960 году общий коэффициент рождаемости равнялся 25,4 промилле, в 1990 году – 15,0, в 2010 году коэффициент рождаемости составил 12,2 промилле, а в 2014-м – 13,4. Благоприятный же процесс воспроизводства характеризуется уровнем рождаемости 18 и выше.

В 2014 году демографические процессы в области развивались положительно. Увеличилось число родившихся, снизился уровень смертности и, в целом, обеспечен абсолютный прирост населения.

Естественный прирост населения в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 825 человек, и составил 1 025 человек. Естественный прирост отмечен в г. Бресте (1 931 человек), г. Пинске (609), г. Барановичи (379), в Брестском (114 человек), Жабинковском (33), Кобринском (102), Столинском (27) районах.

Основные принципы государственной политики занятости определены в Законе «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З и направлены на:

-      обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы, а также здоровые и безопасные условия труда;

-      содействие в трудоустройстве трудоспособным гражданам;

-      сокращение безработицы;

-      предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

-      содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

-      принятие мер содействия в трудоустройстве гражданам с ограниченной трудоспособностью.

Для реализации политики занятости создана государственная служба занятости, представленная на республиканском уровне Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, областном – комитетом по труду, занятости и социальной защите облисполкома (конкретно управлением занятости населения), региональном (районном и городов областного подчинения) – управлениями по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов.

Трудовые ресурсы Брестской области составляют 845,7 тыс. человек, из которых 790,1 тыс. – трудоспособное население в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55 лет, мужчины от 16 до 60 лет), а остальные – это работающие лица старше трудоспособного возраста (пенсионеры).

В январе-апреле 2015 г. в экономике области было занято 598,8 тыс. человек.

В текущем году несколько снизилась активность по приему и увольнению работников. В январе-апреле предприятиями и организациями области принято на работу 23,4 тыс. человек, уволено 30,9 тыс. человек, из них только 258 человек - в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штатов) и 1847 человек – за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

Наблюдается рост обращений граждан в службу занятости. В январе-апреле т.г. обратилось 12,8 тыс. человек, из которых 10,6 тыс. человек зарегистрированы безработными, что соответственно на 38,6% и 51,3% больше, чем за аналогичный период 2014 г.

Справочно: Разница между числом обратившихся и зарегистрированных безработными (2,2 тыс.) за счет тех, кто по законодательству безработным быть не может (пенсионеры; работающие и пришедшие в службу занятости в целях смены работы; прописанные в другом районе, городе; школьники в летний период и др.).

Основной рост произошел за счет регистрации безработными граждан, имеющих перерыв в работе более одного года.

В связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» эта категория начала активно обращаться в государственную службу в целях поиска рабочих мест.

При этом спрос нанимателей на кадры в текущем году снизился. Так на 1 января 2015 г. ими было заявлено в службу занятости о потребности в 3,4 тыс. работников, а на 1 мая – 2,6 тыс. человек.

Хотя спрос и снижается, но в его структуре, как и в предыдущие годы, преобладают вакансии в строительстве (каменщики, отделочники, электрогазосварщики и др.), сельском хозяйстве (трактористы, ветврачи и ветфельдшеры), торговле (продавцы) и учреждения здравоохранения (врачи и медсестры).

Вместе с тем, значительно снизилось число заявленных вакансий низкой квалификации (грузчики, подсобные рабочие, кухонные рабочие и т.п.).

В условиях снижения спроса на продукцию наниматели стремятся сохранить трудовые коллективы, обеспечить полную загрузку мощностей и имеющихся работников, в том числе путем перевода последних на создающиеся на предприятии (в организации) рабочие места.

При проведении оптимизации численности наниматели используют все возможности по перемещению работников, находящихся под угрозой сокращения, внутри предприятия, при необходимости с предварительным обучением для работы на другом рабочем месте или участке, а также на другие предприятия.

В области имеет место неполная занятость работников на некоторых предприятиях и в организациях. Для сохранения коллективов, руководителям предприятий приходится использовать такие меры, как введение неполных рабочих дней, недели, отправлять работников в неплановые и неоплачиваемые отпуска.

Меры по стабилизации ситуации на всех предприятиях и в организациях, работающих в неполном режиме, принимаются

Уровень регистрируемой безработицы находится в пределах установленного области предельного показателя.

На 1 мая т.г. на учете в управлениях по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов (далее – управления) области состояло 7,8 тыс. безработных, из них жителей городов и городских поселений - 6,1 тыс. Расчетно на одну заявленную в службу занятости вакансию приходилось 3 безработных.

Самый высокий уровень безработицы на указанную дату зафиксирован в Кобринском (1,9%, на учете в службе занятости района состояло 688 безработных), Березовском (1,7% и 476 безработных), Малоритском (1,6% и 158 безработных) и Ганцевичском (1,5% и 156 безработных) районах, а также городах Пинск (1,8% и 1008 безработных) и Барановичи (1,5% и 1148 безработных).

Самым низким он был в Барановичском (0,7%), Брестском (0,8%), Дрогичинском и Каменецком (по 0,9%) районах.

Решением облисполкома от 2 марта 2015 г. № 162 утверждены мероприятия по содействию занятости населения Брестской области на 2015 год, предусматривающие комплекс мер активного характера, включая помощь гражданам при трудоустройстве, получении профессии или переквалификации, организации предпринимательской деятельности и иное.

Во всех районах и городах областного подчинения решениями горрайисполкомов утверждены и реализуются районные и городские мероприятия.

Информация о вакансиях, заявленных нанимателями области, доступна для граждан, в том числе через сеть Интернет на сайте комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома, заявленных нанимателями всей республики – на сайте Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь. В указанных банках данных также имеются сведения о вакансиях, при приеме на которые наниматели предоставляют жилье. Как правило, это места в сельском хозяйстве.

Безработным, готовым вместе с семьей переехать на новое место жительства, где им предоставляется работа и жилье, службой занятости оказывается материальная поддержка путем компенсации расходов по переезду и провозу багажа, а также разовой денежной выплаты. За четыре месяца 2015 г. решили вопрос трудоустройства таким образом 4 семьи безработных. Все семьи переехали за пределы Брестской области.

Справочно: Материальная помощь составляет 7 бюджетов прожиточного минимума на семью (с 1 мая т.г. БПМ равен 1 474 870 рублей).

В январе-апреле при содействии управлений трудоустроено 5,3 тыс. граждан, включая 4,6 тыс. имевших статус безработного (остальные из числа пенсионеров; граждан, имеющих работу, но желающих ее сменить; лиц, которые по Декрету Президента № 18 должны возмещать расходы на содержание детей и т.п.).

Вместе с тем, ожидается рост спроса нанимателей на кадры в летний период, в том числе на работы сезонного характера (лоточники в торговлю, на работы в сельском хозяйстве, благоустройство в ЖКХ), что позволит обеспечить работой большее количество граждан.

Если подобрать работу для обратившегося гражданина (с учетом его профессии, специальности, практического опыта работы) сложно, то совместно с ним определяются другие меры содействия, направленные на повышение его конкурентоспособности на рынке труда и обеспечение занятости.

В числе таких мер ‑ содействие в организации предпринимательской, ремесленной и деятельности в сфере агроэкотуризма, профессиональное обучение и другие.

Так, в январе-апреле 114 безработных получили на эти цели из государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения безвозмездные субсидии для организации деятельности по оказанию транспортных, парикмахерских услуг, услуг в сфере строительства и др. Работа в этом направлении продолжается. В целом же ежегодно субсидию получает более 300 безработных.

Справочно: Размер субсидии составляет 11-кратную величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату заключения договора о предоставление субсидии. На сегодняшний день размер субсидии составляет 16 223 570 рублей.

При организации деятельности в малых городах и населенных пунктах с устойчиво высоким уровнем безработицы, перечень которых ежегодно определяется государственной и областными программами содействия занятости населения, а также в сельских населенных пунктах субсидия предоставляется в размере 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума (22 123 050 рублей).

В текущем году увеличилось число безработных, желающих пройти обучение.

Обучение безработных осуществляется если:

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой квалификации (специальности);

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

- безработным утрачена способность либо возникли противопоказания к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная пригодность направляемого на обучение по медицинским показаниям определяется в установленном законодательством порядке в учреждениях здравоохранения.

 Медицинский осмотр проводится бесплатно, направление для его прохождения выдается управлением по труду, занятости и социальной защите горрайисполкома.

При направлении безработного управлением с ним заключается договор, в котором определяются права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение условий договора. Безработный, с его согласия, может быть направлен на обучение в соответствии с заявкой конкретного нанимателя, гарантирующего его трудоустройство после завершения полного курса обучения. Трехсторонний договор может быть заключен также в период прохождения производственной практики.

Сроки профессионального обучения устанавливаются продолжительностью до 12 месяцев. Форма обучения – очная (дневная).

Расходы, связанные с обучением безработных и их проживанием в период подготовки вне постоянного места жительства оплачиваются службой занятости. Компенсируется также проезд безработных к месту учебы и обратно. На период профессионального обучения назначается стипендия.

Справочно: Стипендия составляет от одной до трех базовых величин (С 1 мая т.г. базовая величина составляет 180,0 тыс. рублей).

Ежегодно при содействии службы занятости обучается 1-1,5 тыс. безработных более чем по 50 востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. Таким как, продавец, парикмахер, штукатур, облицовщик-плиточник, каменщик, электрогазосварщик, слесарь по ремонту автомобилей, оператор котельной, водитель погрузчика, машинист крана автомобильного, тракторист и др.

На профессиональные подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы за четыре месяца 2015 г. службой занятости области направлено 605 безработных, что на 43,4% больше, чем за аналогичный период 2014 г. Более 75% направленных получали рабочие профессии (в основном для работы в строительстве, торговле и общепите, ЖКХ). Также обучалось 50 водителей погрузчиков и 15 трактористов.

Под заявки конкретных нанимателей обучался каждый третий из направленных службой занятости в этом году.

Для организации обучения используется имеющаяся учебная база области.

В области (г. Бресте) функционирует государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Брестский центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих» на базе которого ведется обучение безработных.

Существуют формы поддержки трудоустройства категорий безработных, по сравнению с другими менее конкурентоспособных на рынке труда (молодежь, инвалиды и др.).

Так, с целью приобретения безработными из числа выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также прошедшими профессиональную подготовку по направлению управлений, они могут быть трудоустроены временно на места с частичной компенсацией затрат нанимателям на оплату труда указанных граждан. В январе-апреле в рамках данного направления трудоустроено 20 безработных указанной категории, а ежегодно по такой форме трудоустраивается более 100 человек.

В целях временной занятости населения и безработных во всех городах и районах области организуются оплачиваемые общественные работы. Это неквалифицированные работы временного характера. Управлениями заключены договоры с рядом организаций и хозяйств.

В январе-апреле т.г. в оплачиваемых общественных работах приняли участие почти 2,5 тыс. жителей области, в том числе 2,1 тыс., зарегистрированных безработными.

Информация о возможности участия в общественных работах размещалась на ряде предприятий, работники которых отправлялись в отпуска по инициативе нанимателя либо работали в режиме сокращенной рабочей недели (на ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», ОАО «Пинское производственное торговое объединение «Полесье», ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» и других).

Указом Президента Республики Беларусь от 05.04.2012 № 156 работникам, находящимся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением зарплаты, предоставленных по инициативе нанимателя, предоставлено право работать по совместительству полный рабочий день (смену).

В соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь» обеспечивалась выплата пособия по безработице. Указанное пособие в январе-апреле получили более 7,0 тыс. безработных.

Средний размер пособия в области составил в апреле 247,0 тыс. рублей. Самым высоким оно было в Каменецком (293,4 тыс. руб.), Кобринском (275,3 тыс. руб.) и г. Бресте (277,9 тыс. руб.).

Справочно: Существуют категории безработных, которым пособие по безработице не назначается. Это те, кто потерял работу в результате виновных действий или по собственной инициативе (уволенные за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, по собственному желанию, отбывшие наказания по приговору суда и не стремящиеся к трудоустройству).

Размер назначаемого пособия зависит от зарплаты по последнему месту работы и имеющегося стажа работы (его отсутствия).

Максимальный размер назначаемого пособия 2 базовые величины, минимальный – 85% базовой величины.

Материалы предоставлены комитетом по труду,
занятости и социальной защите Брестского облисполкома

Герб Брестской области