Печать

Август, 2015: Продовольственная безопасность страны

Продовольственная безопасность страны

Стабильность в продовольственной сфере – глобальная проблема мирового сообщества. Она определяет приоритеты национальной политики всех без исключения государств мира.

Быстрый рост численности населения планеты происходит в условиях ограничения производственного потенциала мирового сельского хозяйства и неуклонно сокращающихся компенсационных возможностей природной среды. Чрезмерное потребление продовольствия в сочетании с растущими потерями и отходами привели к тому, что точка возврата в использовании ресурсов существенно превышена. Во многих странах потребление продовольствия в разы превышает собственные запасы (например, в Объединенных Арабских Эмиратах – в 12 раз, Японии – в 7 раз, Китае – в 2,2 раза).

Продовольственная безопасность – обеспеченная соответствующими ресурсами и гарантиями способность территории вне зависимости от внешних и внутренних условий удовлетворять потребность населения в важнейших продуктах питания в объемах и качестве, достаточных для физического и социального развития личности, улучшения здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения.

Продовольственная безопасность имеет три составляющие:

физическую доступность – означает физическое наличие продовольствия и возможность его приобрести, стабильное снабжение населения продуктами питания высокого качества на всей территории государства;

экономическую доступность – предполагает достаточный уровень и динамику доходов домашних хозяйств всех категорий при социально приемлемом уровне цен на продукты питания;

рациональное потребление – формирует культуру потребления на уровне домашних хозяйств, планирование и расходование денежных средств.

Продовольственная безопасность обеспечивается одновременно на нескольких уровнях:

глобальном (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Всемирная торговая организация, Комитет по всемирной продовольственной безопасности);

межгосударственном (организации, объединяющие ряд стран: Евразийский экономический союз, Европейский союз и др.);

национальном (государственном);

групп населения и семейном.

На современном этапе перед Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН стоит ряд глобальных проблем.

Демографическая проблема. В экономически развитых странах численность населения растет медленно, а в некоторых – сокращается. В то же время во многих развивающихся странах с крайне низким уровнем жизни численность населения растет высокими темпами; эти страны характеризуются также и высокой миграционной мобильностью. Учитывая, что ежегодный прирост численности населения в мире (1,4%) опережает прирост объемов производства продовольствия (0,9%), уже к 2020 году каждый четвертый житель планеты может столкнуться с проблемой голода.

Экологическая проблема. Чтобы накормить растущее население планеты, к 2050 году производство продовольствия должно вырасти на 60%. Такой прирост сельскохозяйственного производства будет сложно обеспечить без ущерба экологической безопасности, поскольку:

природные ресурсы сокращаются;

вследствие интенсификации систем земледелия страдают экосистемы и утрачивается биоразнообразие;

происходят климатические изменения.

Ежегодно по причине ухудшения состояния окружающей среды из мирового оборота выбывают от 5 до 10 млн. га земель, в результате развития промышленности и рынка недвижимости еще 19,5 млн. га используются вне сельскохозяйственного назначения.

Политическая нестабильность. Кризисы, вооруженные конфликты, гражданские войны оказывают большое негативное влияние на решение продовольственной проблемы, отвлекая значительные средства и ресурсы.

Являясь, по сути, экономическим фактором, продовольственная проблема зачастую приводит к серьезным политическим последствиям, подобным «арабской весне» 2011 года. По мнению многих экспертов-международников, одной из ключевых причин революций XXI века в Тунисе, Египте, Ливии, других арабских государствах стал резкий скачок продовольственных цен. Правительства некоторых арабских стран оказались не в силах обеспечить доступные цены на продовольствие, что привело к массовым протестам и демонстрациям, а в конечном итоге – к политическим переворотам.

Проблема бедности. Низкая покупательная способность населения ведет к тому, что значительная его часть недоедает и голодает.

Последние оценки Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) свидетельствуют о том, что масштабы голода сокращаются: в 2010–2014 гг. число хронически голодающих составило 805 млн. человек. Тем не менее в мире из каждых 9-ти человек один страдает от голода и потребляет до 1000 ккал в сутки (фактически такой уровень питания ведет к физической деградации организма).

Отмечена новая форма голода – хроническое недоедание в развивающихся странах, которое охватывает более 2 млрд. человек, потребляющих только 1000–1800 ккал в сутки при рекомендованной ФАО норме питания 2400–2500 ккал.

Полноценным питанием обеспечены только 40% жителей планеты.

При этом более полумиллиарда населения мира страдает от ожирения. По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 20 лет в мире число детей до 5-ти лет, имеющих избыточный вес или ожирение, выросло почти на 50% и достигло 44 млн. человек.

В Беларуси на начало 2014 года 24,3% населения страдало избыточным весом: среди городских жителей – 22,8%, среди сельских – 28,6%.

Международная оценка уровня продовольственной безопасности в Беларуси

Для оценки уровня питания населения применяются параметры, определенные ФАО:

I – 2300 ккал/сутки – уровень, исключающий хроническое недоедание;

II – 2800 ккал/сутки – уровень, исключающий случаи временного недоедания (уровень простого воспроизводства народонаселения);

III – 3500 ккал/сутки – уровень, обеспечивающий нормальное физическое развитие человека и здоровье (медицинская норма).

По показателю наличия недоедающего населения ООН относит Беларусь к категории стран с «очень низким удельным весом недоедающего населения в общей численности – менее 5%».

С 2012 года редакция британского журнала Economist составляет глобальный индекс продовольственной безопасности. Все государства в рейтинге оцениваются по трем основным критериям:

уровню доступности и потребления продуктов питания;

наличию и достаточности продуктов питания;

качеству и безопасности продуктов питания.

В 2014 году лидером по уровню продовольственной безопасности стали Соединенные Штаты Америки (89,3 балла). Преимущества этой страны, по мнению составителей рейтинга, заключаются в экономической устойчивости, высоком уровне доходов населения в сочетании с относительно низкой долей расходов домашних хозяйств на питание, развитой сельскохозяйственной и логистической инфраструктуре, высокой диверсификации питания и всеобъемлющем доступе к безопасным и питательным продуктам.

По данным журнала Economist, в 2014 году Республика Беларусь по уровню продовольственной безопасности заняла 47-е место(60,8 балла) из 109-ти стран, при этом в категориях «уровень доступности и потребления продуктов питания» и «наличие и достаточность продуктов питания» – 45-е, а в категории «уровень качества и безопасности продуктов питания» – 39-е место.

Для сравнения: Россия в указанном рейтинге располагается на 40-й позиции, Казахстан – на 57-й, Украина заняла 52-е место, Азербайджан – 62-е.

 

 

Система национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь

Концепция национальной продовольственной безопасности разработана в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и принята Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 252.

Концепция содержит стратегические цели безопасности в сфере продовольствия, критерии, индикаторы и параметры собственного производства.

Степень продовольственной безопасности государства оценивается по жизнеобеспечивающим продуктам (хлеб и хлебопродукты, молоко, мясо, яйца, рыба, овощи, картофель, сахар, масло растительное, плоды и ягоды).

В Беларуси самообеспеченность продовольствием оценивается по трем уровням:

оптимальному – достаточному для обеспечения потребности внутреннего продовольственного рынка (в энергетической оценке – 3500 ккал на человека в сутки) за счет собственного производства на 80–85%, экспорта – 15–20%, импорта – 15–20%;

недостаточному – уровню производства, который обеспечивает потребность внутреннего рынка более чем на 60%, но менее чем на 80%;

критическому – уровню производства, ниже которого наступает ослабление экономической безопасности. При этом потребление продуктов питания может снизиться до 2300–2800 ккал в сутки на человека.

В количественном выражении минимальный критический уровень сельхозпроизводства имеет для Беларуси следующие значения: зерно – 5,5–6,0 млн. т, овощи – 0,8–1,0 млн. т, картофель – 6,0–6,5 млн. т, мясо всех видов (живой вес) – 0,9–1,0 млн. т, молоко – 4,2–4,5 млн. т.

Современный этап развития АПК Республики Беларусь характеризуется ситуацией, когда продовольственная безопасность и независимость обеспечиваются посредством:

инновационного развития и экспортной ориентации;

повышения эффективности и устойчивости сельскохозяйственного производства;

наращивания конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках;

воспроизводства рабочей силы высокого качества;

развития сельских территорий.

Важнейшее значение в решении продовольственной проблемы имели Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 гг., а также Государственная программа устойчивого развития села на 2011–2015 гг., которые позволили существенно повысить уровень самообеспеченности республики основными видами сельскохозяйственного сырья и сформировать значительный экспортный потенциал.

С 2005 года уровень физической доступности продовольствия в нашей стране повысился на 60%, уровень потребления основных продуктов питания – на 12%, качество рациона – на 13%.

Объемы производства сельскохозяйственной продукции на душу населения в Республике Беларусь соответствуют уровню развитых стран и по многим позициям превышают показатели, достигнутые в государствах – участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В 2014 году в Беларуси объем производства на душу населения составил:

зерна – 1010,1 кг (на 1 жителя ЕАЭС – в среднем 774 кг);

овощей – 183,1 кг (121 кг);

картофеля – 663,3 кг (242 кг);

мяса – 113 кг (77 кг);

молока – 708,2 кг (248 кг);

яиц – 417 шт. (290 шт.).

Баланс ресурсов, достигнутый Республикой Беларусь в
2014 году, практически соответствует оптимальному уровню самообеспеченности продовольствием.

Стабильно высокие показатели производства сельхозпродукции не являются перепроизводством, а в условиях международной торговли формируют экспортный потенциал страны, который обеспечил в 2014 году поступление валютных средств в республику в объеме более 5,6 млрд. долл. США.

Мониторинг национальной продовольственной безопасности за период 1995–2014 гг. позволил установить, что в республике сформированы следующие факторы устойчивости:

согласно рассчитанному интегральному индексу продовольственной безопасности, с 2010 года продовольственная безопасность Республики Беларусь обеспечивается в полной мере: внутренний спрос на продукты питания полностью удовлетворен;

калорийность рациона населения, равная 3400 ккал/сутки, практически исключает голод или недоедание. Внутренний потребительский рынок имеет резервы увеличения емкости по высококачественным видам продовольствия;

в оценке по физической доступности в Беларуси достигнуты медицинские нормативы потребления практически по всем жизнеобеспечивающим видам продовольствия. В 2014 году уровень потребления мяса и мясопродуктов на человека в год составил 90 кг, молока и молокопродуктов – 280 кг, рыбы и рыбопродуктов – 18 кг, овощей – 148 кг, плодов и ягод – 64 кг, яиц – 318 шт. В то же время рацион остается несбалансированным по качественным параметрам ввиду избытка высококалорийных продуктов (сахара, растительного масла) при недопотреблении молока, хлеба, фруктов;

результатом эффективной государственной аграрной политики является устойчивый рост производства сельскохозяйственного сырья в долгосрочном периоде;

сальдо внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в последние годы является положительным (в 2013 году – 1,6 млрд. долл. США, в 2014 году – 775,4 млн. долл. США). В 2014 году доля молокопродуктов в общем объеме экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия составила 40,7%, мяса и мясных субпродуктов – 15,3%, готовых продуктов из мяса и рыбы – 7,5%, сахара и кондитерских изделий из сахара – 4,9%.

Одновременно результаты анализа основных критериев состояния национальной продовольственной безопасности указывают и на наличие определенногопотенциала угроз:

в 2014 году уровень рентабельности сельскохозяйственного производства для расширенного воспроизводства продовольствия составил 6,2%, в то время как для инновационного развития он должен превышать 40%;

в сельскохозяйственных организациях наблюдается дефицит собственных ресурсов не только для инновационного воспроизводства, но и для удовлетворения текущих производственных потребностей. Сохраняется рост кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций. В настоящее время 65% белорусских сельхозорганизаций формируют 30% выручки и 20% прибыли от реализации продукции;

сохраняется тенденция роста импорта отдельных видов сельскохозяйственного сырья. Импортоемкость производства продукции находится на уровне 22–25%, доля импортных кормов в структуре рациона сельскохозяйственных животных составляет 30%;

присутствует необоснованный импорт агропродовольственных товаров, острой потребности в которых не имеется (плоды, овощи и продукты их переработки, алкогольные и безалкогольные напитки). На закупки такой продукции расходуется около 30% от общей стоимости импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Так, в 2014 году отрицательная величина внешнеторгового баланса по овощам, плодам и продуктам их переработки составила 900 млн. долл. США (в 2013 году – 410 млн. долл. США);

уровень импорта некоторых видов продовольственных товаров (рыба, масло растительное, крупы) в розничной торговле увеличивается, постепенно приближаясь к верхней границе допустимого уровня (25%). Сложившаяся ситуация требует мер по оптимизации импорта и стимулированию продаж товаров отечественного производства;

фактором, сдерживающим рост эффективности экспорта, является низкая добавленная стоимость аграрной продукции: на внешнем рынке реализуется 63–70% в виде сельскохозяйственного сырья или частично переработанной. Рост стоимости экспорта происходит за счет наращивания объемных параметров и в меньшей мере – ценовых, в то время как в мировом масштабе тенденция обратная (за период 2000–2014 гг. увеличение общей стоимости экспорта продукции произошло за счет объемов в 4 раза, цен – в 2,7 раза);

удельный вес малообеспеченных домашних хозяйств в республике в 2014 году составил 3,4%, что не превышает критическое значение (8%) и не вызывает опасений по стране в целом. Вместе с тем на одного работающего приходятся четыре неработающих гражданина, в т.ч. 2,5 пенсионера. Поэтому при сохранении тенденции роста общего уровня цен под угрозой недоедания могут оказаться граждане с очень низкими доходами – неработающие пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи с низкими доходами.

Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения определяется количеством продуктов питания (каждого отдельно), которое можно приобрести.

В 2014 году ее уровень позволял среднестатистическому жителю Беларуси купить 70,2 кг свинины, 110,8 кг мяса птицы, 150,8 кг рыбы, 482,5 л молока, 439,3 кг сахара, 245,7 кг масла подсолнечного, 2949 шт. яиц.

В структуре потребления товаров и услуг расходы на основные продукты питания в Беларуси возросли с 37,7% в 2013 году до 38,5% в 2014 году (без учета питания вне дома). Индекс потребительских цен хотя и стабилизировался, составил 118,1%, в том числе на продовольственные товары – 118,6%, непродовольственные – 108%, на услуги – 135,2%.

В целом в среднесрочной перспективе экономическая политика государства будет направлена на:

минимизацию влияния инфляции на реальный сектор экономики посредством изменения ставки рефинансирования и валютных интервенций;

стимулирование опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

При этом поведенческими мотивами населения должны стать:

потребительский патриотизм;

заинтересованность в повышении производительности труда.

В системе обеспечения продовольственной безопасности важная роль отводитсярациональному питанию, под которым  понимается питание,наилучшим образом удовлетворяющее потребности организма человека в энергии и незаменимых, жизненно важных веществах в конкретных условиях его жизнедеятельности.

Рациональные нормы потребления продуктов питания в нашей стране разработаны Министерством здравоохранения для различных возрастных групп населения, в том числе для детей, а  также отдельно – для мужчин и женщин (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 ноября 2012 г. № 180).

Результаты исследований свидетельствуют, что в рационе домашних хозяйств, проживающих в сельской местности, наблюдается дефицит потребления молока и молокопродуктов, мяса и мясопродуктов, а также фруктов и ягод.

Снижается удельный вес продуктов питания, произведенных в личных подсобных хозяйствах, причем в сельских населенных пунктах быстрее, чем в среднем по республике. Такая тенденция является результатом роста уровня и качества продовольственного снабжения населения, особенно в сельской местности.

Качественная структура рациона улучшается незначительно. Сдерживающим фактором является покупательная способность реальных денежных доходов населения, которая не позволяет увеличить потребление продуктов с высокой стоимостью.

Современная стратегия развития АПК должна обеспечить сохранение достигнутого уровня продовольственной безопасности и независимости государства, а также реализацию экспортного потенциала при повышении уровня конкурентоспособности отечественной продукции.

Целесообразные объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции в 2020 году, обозначенные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, составляют:

10 000 тыс. т зерна;

6 100 тыс. т картофеля;

1 700 тыс. т овощей;

820 тыс. т рапса;

5 400 тыс. т сахарной свеклы;

1 800 тыс. т мяса в живом весе;

9 200 тыс. т молока;

3 915 млн. шт. яиц.

Они будут достаточны для насыщения внутреннего потребительского рынка качественными и доступными для всех социальных групп продуктами питания.

В стадии решения находятся следующие задачи:

поддержание необходимого уровня физической и экономической доступности основных продуктов питания населению вне зависимости от изменений внешних условий и неблагоприятной конъюнктуры рынка;

обеспечение устойчивости развития производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на инновационной основе;

повышение эффективности агропромышленного производства на основе рационального использования производственного потенциала с ориентацией на повышение конкурентоспособности продукции, в первую очередь по качеству;

совершенствование внешнеэкономической деятельности в сфере АПК, развитие экспортного потенциала, повышение эффективности торговли.

Герб Брестской области