Печать

Март, 2016: Пенсионная система и система государственной адресной социальной помощи

Пенсионная система и система государственной адресной социальной помощи
(Материалы в помощь информационно-пропагандистским группам)

Пенсионное обеспечение

Важнейшей составляющей системы социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите Брестской области различные виды пенсий получают 381,5 тыс. человек или 27,5 % всего населения области. Наблюдается рост численности пенсионеров. По сравнению с январем 2015 года количество получателей различных видов пенсий выросло на 3 305 человек.

В структуре получателей пенсий удельный вес пенсионеров по возрасту составляет 80,7%, по инвалидности – 10,7%, по случаю потери кормильца – 4,3%, социальных пенсий –2,5%, за выслугу лет – 1,4%, за особые заслуги перед Республикой Беларусь – 0,17%.

Размеры пенсий поддерживаются на социально приемлемом уровне, соответствующем финансовым возможностям государства.

В 2015 году трижды повышались размеры минимальных трудовых, социальных пенсий, надбавок, повышений и доплат к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). В сентябре 2015 г. произведен перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике. В результате с начала года пенсии увеличились в среднем на 6,0 %. Средний размер пенсий (всех видов) составил 2 679,5 тыс. рублей (45,6% средней заработной платы работников в Брестской области), по возрасту – 2 784,9 тыс. рублей. Соотношение среднего минимального размера пенсии по возрасту в области и БПМ пенсионера достигло 174,7 % .

В области численность получателей пенсий ниже БПМ пенсионера составляет 0,57 % от общего числа получателей. Такое соотношение остается неизменным с начала 2015 года.

Справочно: с 1 февраля 2016 г. бюджет прожиточного минимума пенсионера – 1 213 110 рублей.

 81,8 тыс. пенсионеров продолжают трудовую деятельность (21,4 % от общего числа пенсионеров).

Пенсионная система функционирует стабильно, пенсии выплачиваются своевременно и в полном объеме. Расходы на выплату пенсий в области за 2015 год составили 11,7 трлн. рублей, что на 1,4 трлн. рублей больше по сравнению с 2014 годом.

Государством продолжается работа по адаптации пенсионной системы к изменяющимся экономическим и социально-демографическим условиям, оптимизации пенсионных расходов.

С января 2015 г. на основании Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ № 570) перерасчитаны трудовые пенсии лицам с длительным стажем работы (сверх 35 лет у мужчин и 30 лет у женщин), достигшим общеустановленного пенсионного возраста, в связи с увеличением минимальной стоимости (цены) одного года стажа работы для исчисления размера пенсии (составляет не менее чем 0,7 процента средней зарплаты работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера).

С 1 января 2016 г. лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45 год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40 год включительно у женщин пенсии дополнительно увеличены соответственно на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок). Кроме того, с 1 января 2016 г. при исчислении пенсии мужчинам со стажем работы 36 лет и выше и женщинам со стажем работы 31 год и выше начал работать индивидуальный коэффициент заработка (далее – ИКЗ) до 5,0. До этого максимальный ИКЗ, который применялся для исчисления пенсии, составлял 4,0.

В целях мотивации работников к длительной и легальной трудовой деятельности и ограничения иждивенческих устремлений Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 года № 534 «О вопросах социального обеспечения» (далее – Указ № 534) с 1 января 2016 г. увеличен с 15 до 15 лет 6 месяцев минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда, необходимый для начисления пенсии по возрасту и за выслугу лет. Начиная с 1 января 2017 г. этот стаж постепенно (пошагово) будет увеличиваться ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения 20 лет. Прежние условия по минимальному стажу (5 лет) сохранены для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям инвалидов с детства, многодетным матерям, инвалидам с детства и некоторым другим категориям граждан.

Указом № 534 также с 1 января 2016 г. распространено обязательное государственное социальное (пенсионное) страхование на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, а также на всех физических лиц (граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства), работающих в представительствах иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

Повышения пенсий в 2016 году будут проводиться с учетом роста доходов работников, изменения БПМ и возможностей бюджета фонда.

 

Система государственной адресной социальной помощи

Одним из основных видов социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения Брестской области является предоставление государственной адресной социальной помощи (далее - ГАСП) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи».

В настоящее время в рамках системы ГАСП предоставляются 5 социальных выплат:

четыре вида социальных пособий (ежемесячное и (или) единовременное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников, пособие на оплату технических средств социальной реабилитации и обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни).

Выплата ежемесячного социального пособия позволяет поддерживать доходы малообеспеченных семей (граждан) на уровне не ниже минимальной социальной гарантии - бюджете прожиточного минимума. Обеспечение продуктовыми наборами малолетних детей является существенной поддержкой семейного бюджета малообеспеченных семей и направлено на воспитание здорового поколения.

Критерием предоставления семьям и гражданам ежемесячного социального пособия и продуктов питания для детей первых двух лет жизни является соотношение наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала, (далее - БПМ) и среднедушевого дохода семьи (гражданина), исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

БПМ утверждается ежеквартально, с 1 февраля по 30 апреля 2016 г. БПМ составляет 1 591 310 рублей.

Гражданам, ставшими безработными вследствие ликвидации предприятия, сокращения численности штатов, среднедушевой доход рассчитывается не за двенадцать месяцев, а за три, предшествующих месяцу обращения за помощью.

Ежемесячное пособие предоставляется в денежной наличной, безналичной и натуральной формах с месяца подачи заявления на период от одного до 6 месяцев в году.

В целях усиления защищенности определенных категорий семей (граждан) одиноким инвалидам I и II группы, неполным семьям, в которых родитель осуществляет уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, одиноким нетрудоспособным гражданам, достигшим возраста 70 лет, данный вид пособия может быть назначен более чем на 6 месяцев, при этом максимальный период его предоставления может составлять 12 месяцев.

 Размер ежемесячного пособия на одного человека составляет положительную разность между величиной БПМ и среднедушевым доходом семьи (гражданина). При увеличении БПМ в периоде предоставления ежемесячного пособия производится перерасчёт пособия, назначенного на каждого члена семьи (гражданина) с месяца, в котором произошло увеличение БПМ.

Единовременное социальное пособие предоставляется один раз в течение календарного года семьям (гражданам), оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины БПМ. В настоящее время данная величина составляет 2 386 965 рублей.

Под трудной жизненной ситуацией понимаются объективные обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения: полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста; неспособность к самообслуживанию в связи с заболеванием, для лечения которого требуется длительное применение лекарственных средств; смерть супруга (супруги), родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных); причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) непреодолимой силы (форс-мажор), противоправных действий других лиц; другие объективные обстоятельства, требующие материальной поддержки.

ГАСП в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни предоставляется на основании рекомендаций врача-педиатра участкового (врача-педиатра, врача общей практики) по рациону питания ребенка в соответствии с его состоянием здоровья и с учетом примерных месячных наборов продуктов питания для детей в возрасте до одного года и от одного года до двух лет, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения, на каждые 6 месяцев до достижения ребенком возраста двух лет.

Семьям при рождении двойни или более детей данный вид ГАСП назначается без учета доходов.

Независимо от величины среднедушевого дохода инвалидам I группы, и детям-инвалидам с 4 степенью утраты здоровья предоставляется социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее -ИПР) или заключения врачебно-консультационной комиссии (далее - ВКК) государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках и документов, подтверждающих расходы на их приобретение.

Также, независимо от величины дохода, детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, и инвалидам III группы, на основании ИПР или заключения ВКК, предоставляется социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации в размере стоимости технических средств социальной реабилитации.

Для предоставления социальных пособий и обеспечения детей бесплатными продуктами питания заявление (по утверждённой форме) подается в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) в орган по труду, занятости и социальной защите или территориальный центр социального обслуживания населения (если центр наделён правом рассмотрения таких заявлений) соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) ГАСП принимается комиссией по оказанию государственной адресной социальной помощи горрайисполкома после проведения соответствующих расчетов и на основании объективных причин, требующих государственной поддержки.

Справочно:

За 2015 год ГАСП предоставлена для 41,4 тыс. человек на сумму 88,5 млрд. рублей.

По сравнению с 2014 г. численность получателей ГАСП увеличилась на 10 процентов, сумма оказанной помощи – на 30процентов.

ГАСП в виде ежемесячного пособия назначена 10,9 тыс. человек на сумму 19,9 млрд. рублей. Средний размер пособия на одного человека в месяц составил 301,7 тыс. рублей.

Кроме ежемесячного пособия, ГАСП в виде единовременного социального пособия получили 4 434 человека на сумму 3,5 млрд. рублей. Средний размер пособия составил 778,8 тыс. рублей.

Основными получателями ГАСП являются малообеспеченные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, численность таких семей составляет 80,2 процента от общего количества семей-получателей.

Доминирующее место в ГАСП занимает социальное пособие на возмещение затрат на приобретение подгузников: 17,6 тыс. инвалидов и детей-инвалидов получали этот вид пособия на сумму 36,7 млрд. рублей.

Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации получили 2 917 человек на общую сумму 7,1 млрд. рублей.

ГАСП в виде продуктов питания для детей первых двух лет жизни предоставлена на сумму 21,4 млрд. рублей для 5 391 ребенка.

По сравнению с 2014 г. почти в 3 раза возросло количество безработных, получивших помощь в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, и составляет 519 человек.

При предоставлении ГАСП продолжают реализовываться меры, направленные на профилактику иждивенчества. Так, за 2015 год комиссиями по предоставлению ГАСП разработаны планы по самостоятельному улучшению материального положения в отношении 216 трудоспособных получателей ежемесячного социального пособия и 52 - при принятии решения об обеспечении продуктами питания детей первых двух лет жизни (в 2014 году - 214 и 18 соответственно). В отношении 71 человека приняты решения об отказе в предоставлении ГАСП в связи с невыполнением таких планов.

Герб Брестской области