Печать

Апрель, 2016: Государственная политика Занятости в Республике Беларусь. Совершенствование пенсионного обеспечения граждан

МАТЕРИАЛЫ
для информационно-пропагандистских групп
(апрель 2016 г.)

Основная тема 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

Материалы представлены Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь с использованием информации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
 

Цели и задачи
государственной политики занятости населения

Важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства играет обеспечение эффективной занятости населения.

Конституцией Республики Беларусь (статья 41) гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

«Мы делали порой невозможное для того, чтобы право на труд
не осталось на бумаге, а было реализовано в жизни. Вся социально-экономическая политика в нашей стране подчинена достижению этой цели», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на VII Съезде Федерации профсоюзов (22 мая 2015 г.).

Государство способствует обеспечению максимально возможной занятости населения.

Если гражданин по не зависящим от него причинам не может трудоустроиться, ему гарантируются обучение по востребованным специальностям, повышение квалификации, предоставление иных видов помощи, предусмотренных Законом «О занятости населения Республики Беларусь».

Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда:

молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу;

гражданам, уволенным с военной службы, из органов внутренних дел и других силовых структур в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам;

ветеранам боевых действий на территории других государств;

инвалидам;

детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

гражданам, эвакуированным и отселенным из зон эвакуации,
а также самостоятельно выехавшим из этих зон после катастрофы
на Чернобыльской АЭС;

родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов;

лицам предпенсионного возраста;

гражданам, освобожденным из мест лишения свободы.

Ежегодно нанимателям устанавливается бронь для приема на работу более 20 тыс. человек, относящихся к таким категориям граждан.

Для реализации мер в области занятости в стране создана государственная служба занятости населения, функции которой
в настоящее время выполняют управления и отделы по занятости населенияместных исполкомов, управление политики занятости Минтруда и соцзащиты.

Ключевым инструментом регулирования занятости выступают государственные программы содействия занятости, которые разрабатываются начиная с 1992 года с учетом важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики.

Основными задачами государственных программ содействия занятости являются:

оказание помощи гражданам в поиске подходящей работы,
а нанимателям – в подборе требуемых кадров;

организация профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

регистрация безработных граждан, выплата пособий по безработице, оказание других видов помощи безработным;

предоставление услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;

стимулирование нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;

содействие безработным в организации предпринимательской и ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

организация работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

содействие организации оплачиваемых общественных работ.

В Беларуси действует Общереспубликанский банк вакансий (http://vacancy.mintrud.by/user/Pages/Public/Main.aspx), в котором аккумулируются актуальные сведения о наличии вакансий на предприятиях республики.

Начал работу портал государственной службы занятости населения (http://gsz.gov.by/ru), который позволяет нанимателям самостоятельно в онлайн-режиме размещать сведения о наличии у них свободных рабочих мест (вакансий).

Справочно.

В 2015 году зафиксировано более 2,1 млн. посещений банка вакансий, что почти в два раза больше, чем
в 2014 году.  

Основу обеспечения эффективной занятости составляют стабильное и динамичное развитие экономики, бесперебойная работа предприятий, сохранение действующих и создание новых рабочих мест. 

Основные итоги
реализации Государственной программы содействия занятости населения 
и инвестиционных проектов 
по созданию рабочих мест за 2011–2015 годы

За последние пять лет в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось более 1,3 млн. граждан, зарегистрировано безработными свыше
850 тыс. человек.

При посредничестве государственной службы занятости трудоустроено почти 900 тыс. человек, в том числе около 600 тыс. безработных. Средний показатель трудоустройства безработных составил 52%, а для категорий, которым предоставляются дополнительные гарантии занятости, – 70–80%.

Возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получили более 63 тыс. безработных.

Справочно.

В настоящее время обучение безработных проводится более чем по 120 профессиям. При этом около 20% проходящих обучение получают две и более профессии.

С 2011 года воспользовались государственной поддержкой и получили субсидии для организации предпринимательской и ремесленной деятельности, услуг в сфере агроэкотуризма почти
12 тыс. безработных.

За пятилетний период обеспечена адаптация к трудовой деятельности около 2,5 тыс.  инвалидов и создано почти
600 специальных рабочих мест.

В целях приобретения молодежью трудового опыта в свободное
от учебы время организована временная трудовая занятость более
140 тыс. учащихся и студентов.

Решению проблем занятости способствовала реализация инвестиционных проектов, связанных с созданием новых рабочих мест, модернизацией и реконструкцией производства. Только за прошлый год на вновь введенные рабочие места в организациях республики принято на работу почти 41 тыс. человек, а в предыдущие годы – более чем по 46 тыс.

Справочно.

В Минской области реализуется более 50 проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест. Так, в январе 2016 г. завершена реализация инвестиционного проекта «Создание агропредприятия СООО «Данпрод» по производству беконной свинины, инвестировано 1068 млрд. рублей, создано 148 новых мест. В стадии завершения находится реализация инвестиционного проекта по строительству производства высокоочищенного парафина, масел, смазок с реконструкцией энергетического комплекса ОАО «Завод горного воска» в Пуховичском районе с созданием 116 новых рабочих мест.

В г.Минске в 2015 году зарегистрировано 887 новых субъектов хозяйствования производственной направленности, в Могилевской области – 698 коммерческих организаций.

Вниманию выступающих: при освещении данного вопроса целесообразно привести основные результаты выполнения региональных программ содействия занятости населения и инвестиционных программ. 

Текущая ситуация
на рынке труда Республики Беларусь
и перспективы его развития

В целом Беларусь характеризуется стабильной, контролируемой ситуацией на рынке труда, высоким уровнем занятости населения. В национальной экономике задействовано более трех четвертей численности трудовых ресурсов (аналогичный показатель в России составляет 65%, в Польше – около 60%).
За последние пять лет уровень регистрируемой безработицы был ниже 1% от экономически активного населения.

Вместе с тем в последние годы под воздействием неблагоприятных внешнеэкономических факторов (снижение объема белорусского экспорта, особенно в Россию, падение мировых цен на нефть и др.) в стране наблюдаются снижение спроса на рабочую силу, неполная занятость, частичное высвобождение работников, рост напряженности на рынке труда и, как следствие, увеличение числа обращений граждан в службу занятости за содействием
в трудоустройстве
.

В целях оперативного реагирования на ситуацию в сфере занятости республиканскими органами государственного управления совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом проводится постоянный мониторинг состояния рынка труда республики и регионов.

Осуществляется еженедельный анализ обращений граждан в службу занятости за содействием в трудоустройстве и регистрации безработных.

Органами по труду, занятости и социальной защите с участием других заинтересованных проводятся консультации для работников и нанимателей по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, организованы «горячие линии».

Вниманию выступающих: при освещении вопроса целесообразно привести информацию, характеризующую ситуацию на рынке труда в конкретном регионе (городе), и принимаемых мерах по решению данных проблем.

В нашей стране распространение неполной занятости, снижение спроса на рабочую силу и другие негативные явления на рынке труда носят временный характер и будут преодолены по мере стабилизации экономики.

Вместе с тем в последующие годы в сфере занятости ожидается усиление действия долговременных тенденций, связанных с перетоком рабочей силы в высокотехнологичные, инновационные производства, а также сферу услуг, что предъявляет более высокие требования к квалификации самих работников, их мобильности. 

Ориентиры и приоритеты
в сфере занятости на 2016–2020 годы

Политика занятости на предстоящий пятилетний период направлена на решение как текущих, так и стратегических задач в этой сфере. В числе основных приоритетов – снижение напряженности на рынке труда, создание новых рабочих мест, обучение, переобучение и повышение квалификации безработных и других категорий граждан с учетом перспективных профессий и специальностей, повышение территориальной мобильности рабочей силы, содействие развитию самозанятости и предпринимательской деятельности и др.

Как известно, в Указе Президента Республики Беларусь
от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено обеспечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет ввода новых предприятий и производств на 50 тыс. человек.

«Мы должны в 2016 году создать 50 тыс. рабочих мест. Главное, чтобы человек был занят, чтобы он знал, куда ему идти утром и откуда возвращаться в семью вечером с заработанным рублем», – отметил Глава государства на состоявшемся 16 февраля 2016 г. совещании о мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса.

Это требует активизации усилий государственных органов
по привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов в регионах.

Снижению напряженности на рынке труда и решению проблем занятости будет служить выполнение мероприятий Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73. Указанной Программой, в частности, предусмотрено:

оказать содействие в трудоустройстве 667,6 тыс. гражданам, в том числе по Брестской – 85,5 тыс., Витебской – 90 тыс., Гомельской – 114,1 тыс., Гродненской – 112,3 тыс., Минской –
106 тыс., Могилевской областях – 108,7 тыс., г.Минску – 51 тыс. человек;

направить на профессиональное обучение с выплатой пособий по безработице, материальной и других видов помощи
470,5 тыс. человек
, в том числе по Брестской – 87,2 тыс., Витебской – 65 тыс., Гомельской – 87,5 тыс., Гродненской – 64,5 тыс., Минской – 57 тыс., Могилевской областям – 61 тыс., г.Минску – 48,3 тыс. человек;

установить нанимателям бронь для приема на работу
127,7 тыс. граждан
, которым предоставляются дополнительные гарантии занятости, в том числе по Брестской – 21,5 тыс., Витебской – 14,6 тыс., Гомельской – 18,4 тыс., Гродненской – 22,8 тыс., Минской –
25 тыс., Могилевской областям – 16,4 тыс., г.Минску – 9 тыс. человек;

оказать поддержку 9,2 тыс. безработных в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, деятельности в сфере агротуризма, в том числе по Брестской – 1,5 тыс., Витебской – 0,9 тыс., Гомельской – 1,9 тыс., Гродненской – 1,3 тыс., Минской – 1,3 тыс., Могилевской областям – 1,6 тыс., г.Минску – 0,8 тыс. человек;

предоставить денежные средства и возместить расходы на переезд 714 семей безработных, переселяющихся в другую местность с целью трудоустройства, в том числе по Брестской –
29, Витебской – 180, Гомельской – 105, Гродненской – 90, Минской – 160, Могилевской областям – 150 семей.

Обеспечение возможностей каждому трудоспособному гражданину применять свои знания, навыки и творческий потенциал с максимальной пользой для себя, своей семьи и общества было и остается одной из важнейших целей социально-экономического развития Беларуси. 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

На обстановке на рынке труда, несомненно, скажутся и предполагаемые меры по повышению возраста выхода на пенсию.

Их необходимость диктуется, прежде всего, демографической ситуацией, проявляющейся в росте численности лиц пенсионного возраста при одновременном уменьшении населения трудоспособного возраста. Это создает угрозу возникновения дефицита средств на выплату пенсий и снижения уровня пенсионного обеспечения.

Ранее были приняты меры по адаптации пенсионной системы к изменяющимся реалиям.

Во-первых, введено профессиональное пенсионное страхование, досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы.

Во-вторых, с 2014 года для назначения пенсии значительно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов – с 5 до 15 лет 6 месяцев в этом году, а к 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет. При этом для социально уязвимых категорий – многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей – сохранен прежний 5-летний стаж.

В-третьих, на пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа.

В-четвертых, введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений Фонда социальной защиты населения о заработке, с которого уплачены страховые взносы, что способствует легализации доходов.

Тем не менее, удельный вес лиц в пенсионном возрасте в общей численности населения республики увеличился с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30%. Если сейчас каждый четвертый житель Беларуси – пенсионер, то через 15 лет это будет уже каждый третий (при условии, что пенсионная возрастная планка останется на нынешней отметке).

Причем это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте (лица с 16 лет). Если в предыдущие годы рынок труда прирастал на 100–120 тыс. человек, то после 2017 года будет только 90–80 тыс. Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер, в 2020 году пенсионеров будет 66, а в 2030 году, как ожидается, станет уже 78.

Свою роль играет и позитивная тенденция роста продолжительности жизни в Беларуси. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с 2005 года увеличилась у мужчин на 5 лет (с 62,9 до 67,8 года), у женщин – более чем на 10 лет (с 67,8 до 78,4 года). Но следует учитывать связанный с этим рост нагрузки на пенсионную систему. Ежемесячно на выплату пенсий работающим пенсионерам направляется более Br1 трлн.

В настоящее время в республике продолжают трудиться
663 тыс. пенсионеров. Важным индикатором пенсионного обеспечения является соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников. Вследствие демографических изменений этот показатель начал снижаться: в 2001 году он равнялся почти 45%, в 2008 году – 44%, в 2015 году – 41,7%. Если ничего не менять, то для сохранения стабильной выплаты пенсий в социально приемлемом размере потребуются значительные финансовые вливания.

Пенсионный возраст 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин на постсоветском пространстве сохраняется только в Беларуси, России и Узбекистане.

Справочно.

Пенсионный возраст в различных странах:

Казахстан: мужчины – 63, женщины – 58;

Армения: мужчины – 63, женщины – 63;

Украина: мужчины – 60, женщины – 60;

Литва: мужчины – 62,5, женщины – 60;

Латвия: мужчины – 65, женщины – 65;

Польша: мужчины – 65, женщины – 60;

Чехия: мужчины – 61,8, женщины – 56-60;

Словакия: мужчины – 62, женщины – 62;

Словения: мужчины – 63, женщины – 61.

Сегодня в Беларуси практически четверть пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию.

Справочно.

В органах социальной защиты Минска на 1 марта 2016 г. на учете состояли почти 474,8 тыс. получателей пенсий. Продолжают работать около 176,5 тыс. пенсионеров, из них старше 70 лет – почти 12,1 тыс. Добровольно отложил свой выход на заслуженный отдых более чем на 6 месяцев 971 житель столицы. Если сегодня доля трудоспособного населения г.Минска составляет 58,6%, старше трудоспособного возраста – 24,4%, то по прогнозным показателям к 2030 году эти цифры составят 52,5% и 30% соответственно.

Если с 2017 года приступить к плавному повышению пенсионного возраста, то это будет мягкой альтернативой – и для людей, и для рынка труда. При ежегодном повышении на 6 месяцев одновременно для женщин и для мужчин количество трудоспособного населения до 2030 года практически стабилизируется на сегодняшнем уровне (порядка 5,5 млн. человек).

Справочно.

В ближайшей перспективе ряд государств планируют повышение пенсионного возраста:

Россия – до 65 лет для обоих полов;

Казахстан – до 63 лет для женщин;

Литва – до 65 лет для обоих полов;

Польша – до 67 лет для обоих полов;

США – до 69 лет для обоих полов.

«Решение вопроса совершенствования пенсионной системы нельзя сводить лишь к пенсионному возрасту», – заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 25 марта 2016 г. на совещании, посвященном обсуждению этой темы. «Если возникла проблема, ее надо решать, основываясь на том фундаменте, который уже создан на сегодняшний день. Никакой тут фобии реформаторства быть не должно, никакого фронтального наступления на некоторые процессы. По мере накопления проблем, появления новых вопросов – их надо решать, в спокойном режиме, разговаривая с людьми, убеждая наше общество в том, что это надо делать», – отметил Глава государства.

«Люди приняли наше предложение, что должна быть солидарная, распределительная система пенсий, как это у нас сейчас существует, и на добровольной основе накопительная система, что у нас не запрещено и законодательно определено», – добавил А.Г.Лукашенко. «И мы, таким образом, потихоньку, если будет складываться ситуация, можем прийти к накопительной пенсии, так, как это принято в развитых западных государствах, или отказаться от нее, если нам это не подойдет, оставив ту же солидарную систему. То есть мы не уничтожаем то, что наработали, то, что работает сегодня. В то же время обращаем внимание и даем развитие в нашей стране новой системе», – подчеркнул белорусский лидер.

Вниманию выступающих: далее необходимо сообщить о последних изменениях в законодательстве, регулирующих пенсионную систему.

Герб Брестской области