Печать

Апрель, 2016: Чернобыль 30 лет спустя. От преодоления последствий аварии к динамичному развитию пострадавших районов

МАТЕРИАЛЫ
для информационно-пропагандистских групп
(апрель 2016 г.)

Дополнительная тема 

ЧЕРНОБЫЛЬ 30 ЛЕТ СПУСТЯ.
ОТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ
К ДИНАМИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ПОСТРАДАВШИХ РАЙОНОВ 

Материалы представлены Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь
с использованием информации
Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
 

Чернобыльская трагедия, произошедшая 26 апреля 1986 г., является крупнейшей техногенной катастрофой XX века, в результате которой в наибольшей степени пострадали Беларусь, Россия и Украина.

Территория Республики Беларусь площадью 46,5 тыс. км2 подверглась радиоактивному загрязнению цезием-137 свыше
37 кБк (килобеккерелей) на 1 м2, что составляло 23% от общей  площади.

Справочно.

Загрязнение территории Украины составило 7% ее площади, европейской части России – 1,5%.

На загрязненной территории Беларуси в 1986 году проживало
2,2 млн. человек, находилось около 3700 населенных пунктов. Жители 479 населенных пунктов были отселены.

Сегодня 57 районов нашей страны в различной степени загрязнены радионуклидами. Из них 21 район относится к наиболее пострадавшим. Территория лесного фонда, отнесенная к зонам радиоактивного загрязнения, составляет 17 тыс. км2 или 18% от общей площади лесного фонда.

Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается
в 235 млрд. долл. США.

Справочно.

Сюда включены потери, связанные с:

ухудшением здоровья населения;

ущербом, нанесенным промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству;

загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов;

дополнительными затратами, обусловленными осуществлением мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности населения.

После распада Советского Союза Республика Беларусь осталась «один на один» с масштабными чернобыльскими проблемами, разрешение которых стало важнейшей государственной задачей.

В 1991 году был создан специальный орган государственного управления – Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время его функции выполняет Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (с 2006 года).

В стране сформирована нормативная правовая база, охватывающая все направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

В 1991 году были приняты два основополагающих закона:
«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

6 января 2009 г. в развитие Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» был принят новый Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

26 мая 2012 г. был принят Закон Республики Беларусь
«О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»
.

Два последних акта на сегодняшний день составляют основу «чернобыльского» правового поля. В дополнение к ним приняты и другие документы, конкретизирующие деятельность в различных сферах постчернобыльского управления.

С 1993 года действует система учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в виде Государственного регистра. В регистр внесены данные о более чем 826 тыс. граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС и других радиационных аварий.

Основным инструментом для претворения в жизнь государственной политики в отношении пострадавшего населения и территорий являются государственные программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.За 1990–2015 годы выполнено
5 государственных чернобыльских программ. На их реализацию выделены из республиканского бюджета средства, эквивалентные 
22 млрд. долл. США.

Справочно.

Каждая из госпрограмм содержит набор дополняющих друг друга мероприятий (от социальной защиты пострадавших граждан, контрмер в сельском хозяйстве, радиационного контроля до научного и информационного обеспечения) в целях комплексного решения постчернобыльских проблем.

Успешно выполнена Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы с общим бюджетом 15,4 трлн. рублей.

Мероприятия программы включали четыре основных направления:

  • социальная защита, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения (51% общего финансирования);
  • радиационная защита и адресное применение защитных мер (16,2% финансирования);
  • социально-экономическое развитие пострадавших регионов (32,4% финансирования);
  • научное обеспечение и совершенствование информационной работы (0,4% финансирования).

Около 90% средств, выделенных на выполнение Госпрограммы, в виде субвенций переданы в бюджеты всех шести областей республики (субвенция – вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования в неустановленные сроки).

В стадии завершения находится четвертая Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года с бюджетом для Республики Беларусь
521 066 тыс. российских рублей.

Основные задачи названной союзной программы:

  • обеспечение развития и эффективного применения передовых технологий медицинской помощи и реабилитации граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы;
  • совершенствование единой системы радиационной защиты на территориях радиоактивного загрязнения;
  • выработка и реализация стратегии управления территориями с высокими уровнями загрязнения и выведенными из хозяйственного оборота по радиационному фактору;
  • реализация общей информационной, просветительской и социально-реабилитационной политики по проблемам радиационной безопасности, реабилитации и устойчивого развития территорий.

Под специальным медицинским наблюдением в республике находятся более 1,5 млн. человек, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе 262 тыс. детей и подростков. Все эти граждане ежегодно проходят медицинский осмотр. Расходы на проведение диспансеризации населения составили 5 млрд. рублей.

Организациями Министерства здравоохранения выполняются работы по оценке отдаленных медицинских последствий в группах лиц повышенного радиационного риска, проводятся радиационно-эпидемиологические исследования по уточнению причинной связи заболеваний с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

За период с 2011 по 2015 год за счет средств республиканского бюджета прошли оздоровление и санаторно-курортное лечение 495 тыс. человек, в т.ч. 452 тыс. детей (в 2015 году оздоровлено более 90 тыс. человек, в т.ч. 82 тыс. детей, а объем направленных средств составил 637,5 млрд. рублей).

Более 1,4 трлн. рублей ежегодно выделяются на бесплатное питание 119 тыс. учащихся, получающих общее базовое и среднее образование в учреждениях образования, расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

За счет средств местных бюджетов обеспечены выплаты работникам согласно контрактной форме найма, приобретены медицинское оборудование, лекарственные средства и материалы для зубопротезирования. Расходы на это направление составили 458,4 млрд. рублей.

В 1990–2015 годах проложено 3,3 тыс. км газопроводов, введено в эксплуатацию 2,7 тыс. км сетей водопровода и канализации, газифицировано 22 тыс. жилых домов, построено 157 общеобразо-вательных школ, 116 детских садов, 43 больницы, 148 амбулаторно-поликлинических учреждений, 68 тыс. квартир.

За период последней пятилетки сданы в эксплуатацию 517 квартир общей площадью 28 тыс. м2, газифицировано 9,5 тыс. жилых домов (квартир), проложено 0,8 тыс. км газопроводных сетей, обеспечено водоснабжение и проведена реконструкция водопроводных сетей протяженностью 149 км, проложен 101 км дорожного полотна.

Справочно.

Из введенных объектов наиболее значимыми являются:  хирургический корпус областного онкологического диспансера в г.Бресте, сад-школа в д.Ольшаны Столинского района, поликлинические корпуса Гомельского областного онкологического диспансера, Гомельского областного кардиологического диспансера, палатный корпус Могилевского областного онкологического диспансера, котельная больницы в н.п.Светиловичи Ветковского района, первая очередь спортивного комплекса в г.Быхове, районный дом культуры в г.Черикове Могилевской области.

В 2009 году во время посещения «чернобыльских» территорий Президент А.Г.Лукашенко указал на необходимость перехода к возрождению и динамичному развитию районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Это положение не относится к тем территориям, где радиационные риски для жизни человека чрезмерно высоки и где белорусским законодательством запрещено постоянное проживание (т.н. зоны отчуждения).

С точки зрения специализации производства, уровня развития экономического потенциала пострадавшие районы условно можно разделить на три группы.

I группа – районы, в которых доминирует развитая промышленность (Речицкий, Калинковичский, Костюковичский, Лунинецкий и др.). Эти регионы не только стабильно имеют высокую динамику экономического развития, но и существенный удельный вес в областных объемах производства, инвестиций, экспорта.

II группа – районы, которые специализируются на сельскохозяйственном производстве, и в которых объемы промышленного производства незначительны (Ветковский, Чериковский, Наровлянский, Краснопольский). Объемы производства сельскохозяйственной продукции наращиваются здесь из года в год.

III группа – районы смешанного типа, где достаточно активно, в значительных объемах и на паритетной основе развиваются и сельскохозяйственное, и промышленное производства (Быховский, Добрушский, Столинский, Хойникский и др.).

На реализацию специальных инновационных проектов, направленных на социально-экономическое развитие пострадавших регионов, в 2011–2015 годах израсходовано 931,4 млрд. рублей. Всего реализовано 25 проектов.

В результате естественного распада радионуклидов постепенно снижается плотность загрязнения пострадавших территорий. За период с 1986 по 2015 годы в связи с естественным распадом  цезия-137 площадь загрязненной этим радионуклидом территории уменьшилась в 1,7 раза и по состоянию на 1 января 2016 г. составила 13,6%. С 1992 по 2016 год (включительно)количество загрязненных радионуклидами населенных пунктов уменьшилось на 1058
(с 3251 до 2193)
.

В нашей стране было выведено из сельскохозяйственного оборота 247,3 тыс. га радиационно опасных земель. В настоящее время вследствие снижения плотности радиоактивного загрязнения возвращено в пользование 17,5 тыс. га или 11% земель, которые могут быть  использованы в сельскохозяйственном производстве.

Сегодня сельское хозяйство ведется на площади 937 тыс. га земель, загрязненных цезием-137 с плотностью более 1 Ки/км2  (1 Кюри на 1 км2), из которых 308 тыс. га одновременно загрязнены стронцием-90.

За истекшее пятилетие на проведение защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве направлено 2 253 млрд. рублей.

Справочно.

Проведено известкование кислых почв на площади 134 тыс. га, поставлено 105 тыс. т действующего вещества фосфорных и 361 тыс. т действующего вещества калийных удобрений.

Для обработки химическими средствами 2 715 га посевов корнеплодов на загрязненных землях поставлены гербициды на сумму 3,8 млрд. рублей.

Создано 4 775 га культурных кормовых угодий на сумму 12 млрд. рублей для выпаса скота населения, проведены работы по подкормке азотными удобрениями 17 тыс. га ранее созданных культурных пастбищ.

В прошлой пятилетке проведены ремонтно-эксплуатационные работы на открытых внутрихозяйственных мелиоративных сетях протяженностью 7 305 км насумму 40,5 млрд. рублей.

На содержание радиологической службы и проведение работ по радиологическому обследованию сельскохозяйственных земель направлено 37,5 млрд. рублей. В 810 организациях, имеющих подразделения радиационного контроля, используется более 2 тыс. единиц радиометрического и спектрометрического оборудования.

Разработаны рекомендации по совершенствованию технологий производства нормативно чистой сельскохозяйственной продукции в условиях радиоактивного загрязнения. Проведена инвентаризация радиационно опасных земель.

В целях обеспечения производства нормативно-чистого молока в личных подсобных хозяйствах закуплено 848 тыс. т комбикорма с цезийсвязывающей добавкой на сумму 4 млрд. рублей.

Для улучшения санитарного состояния населенных пунктов, наведения порядка на землях, с которых отселено население, и снижения радиационной нагрузки на граждан предприятиями «Полесье» и «Радон» проведены работы по разборке и захоронению в Гомельской и Могилевской областях 17,3 тыс. объектов. На отселенных территориях всего захоронено 10,7 тыс. объектов, в том числе в Гомельской области 4,3 тыс. объектов, в Могилевской – 6,4 тыс. объектов.

В 2011–2015 годах в реабилитированных населенных пунктах проведены работы по разборке и вывозу 6512 подворий и строений. В оставшихся 202 населенных пунктах работы по захоронению необходимо завершить в течение ближайших пяти лет.

Всего в Республике Беларусь насчитывается 87 пунктов захоронений отходов дезактивации: в Гомельской области – 80, в Могилевской – 4, в Брестской – 3.

Администрацией зон отчуждения и отселения осуществляется  контрольно-пропускной режим в 13 районах Гомельской и Могилевской областей. К настоящему времени проведена работа по его оптимизации. В результате он отменен на 18,8% площади отселенных территорий. В среднем на подконтрольной территории ежегодно осуществляется 1000–1200 рейдов по проверке соблюдения режима радиационной безопасности, составляется порядка 600–650 протоколов.

В 1988 году на прилегающей к Чернобыльской АЭС наиболее загрязненной территории трех районов – Брагинского, Наровлянского
и Хойникского – создан Полесский государственный радиационно-экологический заповедник (далее – ПГРЭЗ). Цели – ограничение доступа граждан на загрязненные территории, обеспечение радиационной защиты населения, предотвращение распространения радионуклидов, проведение радиоэкологических исследований, изучение животного и растительного мира, экосистем, естественного течения природных процессов.

Площадь территории заповедника составляет 216 тыс. га, площадь заповедной зоны – 148 тыс. га, площадь экспериментально-хозяйственной зоны – 68 тыс. га.

На его территории сосредоточено 30% цезия-137, более 70% стронция-90 и около 97% изотопов плутония, выпавших на территорию Беларуси. Плотность загрязнения цезием-137 в ПГРЭЗ достигает 1350 Ки/км2, стронцием-90 – 70 Ки/км2, изотопами плутония-238, 239, 240 – 5 Ки/км2, америцием-241 – 3 Ки/км2, мощность дозы гамма-излучения – 2000 мкР/час (микрорентген в час).

Справочно.

В заповеднике обитает 46 видов млекопитающих (из них 6 видов – медведь, барсук, рысь, соня-полчок, соня орешниковая, зубр – занесены в Красную книгу Республики Беларусь), 25 видов рыб, 18 видов герпетофауны (пресмыкающихся).Более 40 видов  животного мира относятся к числу редких или исчезающих. В заповеднике осуществлена интродукция (переселение) беловежских зубров, которых насчитывается уже 116 особей.
С 2007 года на территории заповедника обитают представители нового для Беларуси вида международной охранной значимости – лошади Пржевальского. Ведутся наблюдения за двумя табунками общей численностью 19 голов.

Территория ПГРЭЗ является важным резерватом сохранения разнообразия птиц не только Беларуси, но и Европы. В заповеднике зарегистрировано 222 вида птиц. Из них 61 вид занесен в Красную книгу Республики Беларусь.

Флора заповедника насчитывает 1 016 видов, из которых 44 занесены в Красную книгу Республики Беларусь.

Обеспечивается реализация Комплексной системы информационного обеспечения в рамках преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Справочно.

Подготовлена и издана печатная продукция по чернобыльской тематике, в том числе ежеквартальный журнал «Возрождаем родную землю», журнал по основам радиационной безопасности для детей младшего школьного возраста «Капелька», информационно-аналитический сборник по вопросам реализации государственной политики в области преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС «Беларусь и Чернобыль», социально-радиационные паспорта пострадавших от чернобыльской катастрофы районов.

Степень осведомленности населения повысилась благодаря созданию Белорусского отделения Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Справочно.

В райисполкомах наиболее пострадавших районов создана 21 информационная точка, на базе местных учреждений образования открыты 18 информационно-методических кабинетов «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности».

К сожалению, среди населения Беларуси еще бытует ряд «чернобыльских» мифов.

Справочно.

Например, до сих пор некоторые граждане считают, что продовольственная продукция, произведенная на предприятиях пострадавших районов (молоко, мясо и т.д.), имеет высокий уровень радиации. Такое мнение существует, несмотря на то, что все продукты в Беларуси проходят радиационный контроль и имеют радиационно-гигиенический сертификат.

Преодоление подобных стереотипов является важным условием динамичного развития данных районов, формирования в обществе объективной картины постчернобыльской ситуации в современной Беларуси.

****

В 2016–2020 годах наиболее актуальными являются следующие задачи:

  • обеспечение социальной защиты граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  • продолжение медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения, предоставление бесплатного питания несовершеннолетним детям;
  • создание условий, полностью исключающих производство сельскохозяйственной продукции, не соответствующей республиканским и международным нормативам по содержанию радионуклидов, на территории радиоактивного загрязнения площадью около 1 млн. га сельскохозяйственных земель;
  • продолжение в первоочередном порядке комплекса защитных мер в 366 населенных пунктах, где средняя годовая эффективная доза облучения может превысить 1 мЗв (миллизиверт), а также сохранить выборочные защитные меры в 1827 населенных пунктах, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет от 0,1 до 1 мЗв;
  • реализация дополнительных мероприятий в лесном хозяйстве по рациональному использованию лесных ресурсов на загрязненных территориях с учетом социально-экономической и производственной целесообразности, охрана лесов от пожаров, минимизация доз облучения работников леса;
  • обеспечение кадровой и технической поддержки функционирования республиканской системы радиационного контроля;
  • продолжение наведения порядка на территории радиоактивного загрязнения, проведение работ по содержанию и функционированию территорий, расположенных в зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, включая захоронение строений;
  • активизация работ по возврату в хозяйственное пользование выведенных из оборота земель исходя из требований радиационной безопасности и экономической обоснованности;
  • проведение информационной работы с населением.

Эффективная реализация поставленных задач позволит создать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности населения Беларуси с минимальными ограничениями по радиационному фактору.

Финансирование
направлений Государственной программы
по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 2011–2015 годах, млрд. рублей

 5253

ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ
ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАБОТАХ 
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Название организации

 Электронный адрес

Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь

www.chernobyl.gov.by

Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Институт радиологии»

www.rir.by

Филиал «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» РНИУП «Институт радиологии»

www.rbic.by

Брестский филиал РНИУП «Институт радиологии»

www.bfrir-pinsk.org

ГНУ «Институт радиобиологии Национальной академии наук Беларуси»

www.irb.basnet.by

ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека»

www.rcrm.by

Государственное учреждение по защите и мониторингу леса «Беллесозащита»

www.bellesozaschita.by

Государственное учреждение «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды»

http://rad.org.by

Государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник»

http://www.zapovednik.by

Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова Белорусского государственного университета

www.iseu.by
Герб Брестской области