Печать

Август, 2016: Здравоохранение Брестчины. Ориентир на доступность и качество

Здравоохранение Брестчины:
ориентир на доступность и качество

(Материалы в помощь информационно-пропагандистским группам)

Под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик медицинской помощи, отражающих ее способность удовлетворять потребности пациентов с учетом стандартов здравоохранения, соответствующих современному уровню медицинской науки.

Доступность медицинской помощиэто реальная возможность получения населением необходимой медицинской помощи вне зависимости от социального статуса, уровня благосостояния и места проживания.

Иными словами, качественная медицинская помощь – это своевременная медицинская помощь, оказанная квалифицированными медицинскими работниками и соответствующая требованиям нормативных правовых актов, стандартам оказания медицинской помощи и ожидаемым результатам пациента.

Доступность и качество медицинской помощи  зависит от имеющихся ресурсов здравоохранения, развития базы медицинских учреждений, укомплектованности штата медицинского персонала и  уровня развития современных технологий.

Поэтому нельзя доступность медпомощи связывать с термином «я хочу», «здесь и сейчас». Шаговой доступности, как в сети продовольственных магазинов, в организации медпомощи не должно быть, т.к. существует сбалансированность обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств.

Вся медицинская помощь должна быть обоснована, в том числе и очередность ее получения: скорая, которая делится на экстренную и неотложную, и плановая, которая оказывается в амбулаторных и стационарных условиях.

В нашей области оказание медицинской помощи распределено по уровням ее оказания: чем проще заболевание, тем меньше средств и условий необходимо для ее оказания. Первый уровень - районное звено учреждений (ЦРБ и вся сельская структура: амбулатории врача общей практики, врачебные амбулатории, участковые больницы, больницы сестринского ухода, фельдшерско-акушерские пункты), 2-уровень - межрайонные городские центры: Пинск, Барановичи и Брест, третий уровень: областные организации (больницы и диспансеры, центры) и четвертый - республиканские научно-практические центры.

На ФАПах осуществляется минимальный перечень лечебных манипуляций,  амбулаторный прием  фельдшера. Основные функции организации медпомощи на  городском участке и на селе осуществляет участковый врач и  врач общей практики, в функции которого входит оказание первичной медицинской помощи и не сложные манипуляции узкоспециализированного профиля (ЛОР, окулист, невролог). 

 Специфика работы врача общей практики (семейного врача  в странах ЕС) во многом более оправдана и выгодна врачам и пациентам. В первую очередь, это обусловлено тем, что обладая помимо терапевтического образования знаниями более узких медицинских специальностей (отоларингологии, офтальмологии, хирургии, кардиологии) установка диагноза происходит быстрее и нет смысла в ряде несложных случаев обращаться на более высокий уровень.

ФАП, АВОП, участковая больница снимают нагрузку с ЦРБ и ЦП. Важно исключить оказание необоснованных услуг, недолечивание, дополнительные расходы за счет неоправданного направления пациента на более высокие уровни оказания помощи. Зависимость от узких специалистов приводит  к превентивной  необоснованной госпитализации.

По итогам 2015 года в 83 процентах  законченные случаи заболеваний были пролечены на первичном этапе амбулаторно-поликлинических организаций, а 17% в стационарах разного уровня.

 Для выполнения этих функций у нас создана  достаточно развитая сеть учреждений.В области функционируют 155 амбулаторно-поликлинических  организаций, в том числе 14 взрослых и 3 детские поликлиники, 4 государственных унитарных предприятия, 3 консультативно-диагностических центра,  131 амбулатория (18 врачебных и 113 амбулаторий врача общей практики), в их структуре - 360 фельдшерско-акушерских пунктов.

Оказание скоройнеотложной медицинской помощи (СМП) населению области обеспечивают 123 бригады  (4 станции и 12 отделений СМП). Количество бригад скорой медицинской помощи соответствует социальному стандарту (на 1 бригаду приходится 11309 жителей) во всех административных территориях, количество их  выездов увеличилось  до 311,1  на 1000 населения (2014г.–305,2)  при нормативе 300,0 на 1000 нас.

При поликлиниках сформированы бригады неотложной помощи для  обслуживания  переадресованных  вызовов скорой помощи.

Справочно: Затраты здравоохранения, а значит и государства на  один выезд бригады скорой медицинской помощи 40,9 руб. деноминированных (2014 г.-33,4 руб.), койко-дня в стационаре 44,3руб. (2014г.-34,2), посещения 7,7 руб. (2014г.-5,3), койко-дня в дневном стационаре  4,6  руб. (2014г.-6,8).

В течение 2015 года за счет средств областного и местных бюджетов закуплено 28 автомобилей скорой и медицинской помощи.

В настоящее время из общего количества автомобилей СПМ (157) единиц – 44 единицы (28% от списочного состава, т.е. каждый третий автомобиль СМП) имеют 100% износ.

При оценке амбулаторно-поликлинического этапа оказания медицинской помощи населению области, надо отметить, что за 2015 год число амбулаторно-поликлинических посещений к врачам превысило 17,7 млн., при этом в структуре приема врача увеличилось доля первичных посещений до 26,1% (2014 г. – 25,5%), посещений на дому до 8,7% (2014 г. – 8,6%), что свидетельствует о напряженной работе участковой службы, узких специалистов. Число повторных сохранилось на уровне прошлого года-40%, несколько уменьшилось количество профилактических осмотров до 25,1%. В структуре посещений  на селе первичные посещения - 25,5%, посещения на дому 7,8%.

Всего выполнено посещений к врачам более чем на 4,2 млн.посещений, из них сельскими жителями 440,5 тыс., к фельдшерам 87,8 тыс. посещений.

Таким образом, структура показывает, что повторные посещения  у пациентов до сих пор очень «популярны», на них затрачивается больше всего рабочего времени врача, что в нынешнее время не оправдано и требует корректировки и в этом видится проблема загруженности врачей.  Для улучшения данной работы в поликлиниках введено 232 должности помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи.

Тем не менее, многим кажется, что «поликлиник и врачей мало,  ждать приема долго, ФАП нужен в каждом селе», хотя обслуживает не более 200 проживающих в деревне человек, а таких ФАПов в области около 100 (35%) и вопрос их закрытия как и сокращение избыточного коечного фонда в области актуален (нормативное требование организации ФАПа - при численности населения от 300 до 900 человек и удаленности от амбулатории на расстояние более 4 км, а также при численности населения до 300 человек и удаленности от амбулатории более 6 км). В области  из 360 ФАПов – 246 (68,3%) обеспечены централизованным водоснабжением,  в 114  (31,7%) отсутствует централизованное водоснабжение; 72 (20%) ФАПа обеспечены централизованной системой канализации,  224 (62 %)   ФАПов обеспечены местной канализацией или выгребом,   в 64  ФАПах (18 %) отсутствует канализация, 133 (37%) ФАПа обеспечены печным  отоплением.

Организациями здравоохранения проведены мероприятия  по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения области: за период с 2013  по 2015 год в более чем 40 структурных подразделениях на селе. Вместе с тем,  имеется необходимость в проведении капитальных и текущих ремонтов ОЗ области: из 28 участковых больниц в капитальных ремонтах нуждаются 5 УБ (17,8 %),    в   текущих - 20 УБ  (71,4  %). Из 131 АВОП и ВА в проведении капитальных ремонтов нуждаются 4 СВА и АВОП (3 %), в проведении  текущих ремонтов -24 СВА и АВОП. Из 360 ФАПов области требуется капитальный ремонт в 34 (или 9,4   %), в текущих ремонтах - 83  ФАПов области (или 23 %).

С целью минимизации очередей в поликлиниках совершенствуется работа регистратур: завершено их оснащение многоканальной телефонной связью, выделяются часы приема в поликлиниках для проведения профилактических осмотров, используется система предварительной записи по телефону, при обращении в стол справок и через Интернет, завершается внедрение автоматизированная информационная система «Регистратура». Врачебные амбулатории оборудованы автоматизированным рабочим местом «Врач общей практики», осуществляют документооборот посредством электронной почты. В регистратуре поликлиники ЦРБ возможна запись на прием к врачам с использованием Интерет-ресурсов. Врачебные амбулатории оборудованы автоматизированным рабочим местом «Врач общей практики», осуществляют документооборот посредством электронной почты.

 Выполнение плана информатизации в учреждениях здравоохранения позволило организовать электронную выдачу талонов пациентам на прием к врачу, онлайн-консультации и электронную версию книги замечаний и предложений. Во всех учреждениях здравоохранения имеются сайты, на которых размещена информация о режиме работы учреждения, администрации, выполняемых административных процедурах, имеется услуга онлайн-записи к врачу и другая справочная информация. Введены на сайтах странички на английском и польском языках с целью рекламы платных медицинских услуг.

Все учреждения здравоохранения имеют выход в Интернет по технологии ADSL. В 2015 году завершена автоматизация сельских медицинских учреждений: все амбулатории и участковые больницы подключены к модемной связи и имеют выход в Интернет.

Регистратуры поликлиник и диспетчер скорой медицинской помощи оснащены аудиозаписью разговоров «пациент-регистратор», также во всех учреждениях здравоохранения установлено видеонаблюдение. Для обеспечения доступности населения регистратуры оснащены многоканальной связью или услугой «серийный номер». В целях принятия мер оперативного реагирования ведется еженедельный мониторинг очередей в поликлиниках и ежемесячное анкетирование пациентов.

Для  удобства пациентов при плановом обращении введена  предварительная запись (от 14 до 30 дней) на прием к врачам специалистам. Экстренная помощь оказывается немедленно при обращении пациентов в учреждения здравоохранения.

Медицинскую помощь в стационарных условиях оказывают 110 организаций здравоохранения с коечным фондом 13994 койки (из них 772 койки сестринского ухода). Важнейшим резервом улучшения работы отрасли является оптимизация коечного фонда.  Наша основная задача – обеспечить  работу койки с максимальной нагрузкой  по профилю, при  полной  согласованности всех взаимосвязанных показателей: числа коек, их занятость, оборот, длительность и уровень госпитализации.

В 2015 году объемы медицинской помощи  в стационарах с круглосуточным пребыванием превысили нормативный показатель - 3235,3 койко-дней на 1000 нас. (норма-3100,0), по всем административным территориям за исключением города Бреста (2731,7), при  обеспечении населения койками 9,56 на 1000 жителей, с учетом республиканских коек – 10,01 (без учета коек сестринского ухода) при нормативе 9 коек на 1000 жителей. Превышен показатель обеспеченности койками с учетом использования областных и межрайонных коек в Ляховичской (12,1), Березовской и Ганцевичской (по 11,5), Пружанской (11,4), Ивацевичской (11,2), Дрогичинской (10,3), Ивановской (10,9), Каменецкой (10,3) ЦРБ.

Занятость коек  по области составила 327,4 дня в году (2014 – 327,2). В 2015 году в области сокращено 370 коек, введено 208.

Сокращение коечного фонда - не самоцель. Все структурные преобразования в здравоохранении направлены, прежде всего, на повышение доступности и качества медицинской помощи, в том числе и за счет сокращения неэффективных затрат. Например, к оптимизации коечного фонда следует подходить  как к «высвобождению» неэффективно работающих коек и их перераспределению в медико-социальные, реабилитационные, хосписные.

Сложившаяся сеть сельского здравоохранения сегодня в целом удовлетворяет потребности населения в медицинской помощи. Однако, с точки зрения медико-экономической целесообразности, требует дальнейшей модернизации с учетом использования существующих преимуществ с организацией большего числа амбулаторий врача общей практики.

Потребность населения во врачебной медицинской помощи требует проведения, в первую очередь, укрепления материально-технической базы врачебных амбулаторий, рационального подхода к формированию сети фельдшерско-акушерских пунктов, а также приведения их материально-технического и санитарного состояния к должным условиям оказания медицинской помощи, комфортности пребывания пациентов и работы медицинского персонала. В противном случае улучшить качество медицинских услуг, избежать текучести медицинских кадров, в том числе средних медицинских работников, не удастся.

Расширяется доступность специализированной помощи и высокотехнологичных операций для всех жителей области, в том числе и жителей села. В 2015 году в областных организациях здравоохранения получили консультации 217 000 жителей районов, что составило 25% от всех получивших консультации,  в областных стационарах пролечено - 37 500 пациентов с регионов области - 46%.

В организации специализированной помощи основное внимание уделяется наиболее значимым направлениям кардиологии и онкологии. Выросли объемы кардиохирургической и высокотехнологичной помощи пациентам кардиологического профиля за счет внедрения этих технологий в регионах.

В 2015 году выполнена 1571 операция на сердце и грудном отделе аорты.

Особо следует отметить, что расширились возможности для применения высоких хирургических технологий у людей старше трудоспособного возраста.

В 2015 году осуществлялось однополюсное протезирование крупных суставов в десяти административных территориях области, развивается методика тотального эндопротезирования (Областная больница, Барановичская и Пинская горбольницы, Брестская ЦГБ и БСМП, Ивановская, Ивацевичская, Столинская, Кобринская, Пружанская, Березовская  ЦРБ).

Проведено 864 эндопротезирования тазобедренных суставов и  185– коленных суставов. При этом 51% больных, получивших эндопротезы, были пролечены в региональных учреждениях.   

Дальнейшее развитие получила служба  трансплантологии. Уже в  1кв. 2016 года  выполнено 428 высокотехнологичных и сложных операций на сердце. Проведена 41 операция аортокоронарного шунтирования, 20 клапанных коррекций. Выполнено 198 эндопротезирований тазобедренного сустава, 50 коленного. Пересажено 18 донорских почек.

Улучшился ряд показателей по диагностике, лечению и предупреждению смертей  от болезней системы кровообращения, дыхания и пищеварения, злокачественных новообразований. По итогам работы за 2015 год показатель эффективности профилактических осмотров по выявлению злокачественных новообразований возрос с 79,7% до 82,7% (РБ – 70,8%), а в 1кв. 2016г. до 85,8% (Республика Беларусь – 68,2%). Прогнозный уровень (60%) достигнут всеми районами.

В целом по области увеличилась обеспеченность высокотехнологичными методами диагностики, и не только онкологических заболеваний, снизились листы ожидания до 1 месяца плановым пациентам, экстренным – немедленно по показаниям до 1 суток.

Установлено 16 высокотехнологичных аппаратов лучевой диагностики (11-КТ и 5-МРТ), в том числе Барановичская  ЦП-3, Брестская ЦП-3, Пинская ЦП-3, Брестская облбольница-2, Брестский онкодиспансер-3, Дрогичинская ЦРБ-1 КТ, Лунинецкая ЦРБ-1 КТ.

В организациях здравоохранения области есть 202 аппарата УЗИ, в т.ч. имеют высший и высокий класс - 39, средний - 74, базовый - 61, партитивный - 28.

Доступность медицинской помощи обеспечивается, в том числе, за счет предоставления платных медицинских услуг населению, которые являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медицинской помощи и оказываются гражданам Республики Беларусь государственными организациями здравоохранения на основании письменных договоров по желанию пациентов, а также предлагаются как сервисные услуги (оказание плановой медицинской помощи вне листа ожидания, в том числе палаты комфортного пребывания).

В области последовательно реализовывается комплекс мероприятий, направленный на создание оптимальных условий для оказания качественной медицинской помощи.

Справочно: Наиболее значимые объекты в области: строительство хирургического корпуса Брестского областного онкологического диспансера и  модернизация помещений под установку аппарата лучевой терапии, маммографического аппарата и  компьютерного томографа; реконструкция блоков «А» и «Б»  и помещений под ангиографическую операционную в Брестской областной больнице;  реконструкция лечебного корпуса на 120 коек Брестской областной детской больницы;  реконструкция с модернизацией гинекологического корпуса   Брестского областного родильного дома и создание на базе родильного дома перинатального центра;  реконструкция Барановичского родильного дома; строительство врачебной амбулатории в дер. Верховичи Каменецкого района;  реконструкция здания поликлиники №1 в г. Ляховичи,   реконструкция инфекционного отделения УЗ «Пружанская ЦРБ»,  строительство врачебной амбулатории в дер. Тюхиничи Брестского района;  строительство городской детской поликлиники №1 на 600 посещений в смену; реконструкция помещений для установки компьютерного томографа и ангиографа в Брестской городской больнице №1; строительство подстанции скорой медицинской помощи в микрорайоне «Речица» г.Бреста; реконструкция помещений для установки компьютерного томографа и магнитно-резонансного томографа в Брестской центральной городской больнице.

В 1 полугодии 2016г. осуществлен ввод новой поликлиники в г. Каменец, спального корпуса реабилитационного центра «Тонус», после капитального ремонта - здания областного эндокринологического диспансера.  В 2016 году планируется ввод в эксплуатацию инфекционных корпусов Брестской областной больницы, реконструкция помещений Пинской центральной больницы под установку ангиографического аппарата.

Доступность и качество медицинской помощи зависит не только от имеющихся ресурсов здравоохранения, развития базы медицинских учреждений, но и от кадрового обеспечения организаций здравоохранения,  уровня квалификации медицинского персонала, применяемых технологий лечебно-диагностического, профилактического и реабилитационного процессов, выполнения персоналом норм и правил медицинской этики и деонтологии.

В области кадровой политики продолжалось укомплектование специалистами вакантных должностей, проводилась работа по улучшению качества их подготовки и выработке эффективных механизмов закрепления кадров на местах, в связи с чем проблема кадрового обеспечения врачами на сегодняшний день стоит не так остро.

Социальный стандарт обеспеченности врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами суммарно) по области выполнен и составил 1228 жителей на одну занятую должность (норматив - 1 врач на 1300 жителей), на физическое лицо -1446 жителей. Укомплектованность врачебных должностей в области - 96,6%, обеспеченность - 82,4% при коэффициенте совместительства 1,17 . Квалификационную категорию имеют 68,4% врачей.  Продолжает работу 1311 врачей, достигших пенсионного возраста, это 20% от всех работающих.  

Из выпуска 2015 года к прохождению интернатуры приступил 401 специалист, на первые рабочие места прибыло 390  молодых специалистов.

Укомплектованность средними медицинскими работниками -97,8%, обеспеченность 93%, при коэффициенте совместительства 1,05.

77,4% средних медицинских работников имеют квалификационную категорию, 12% - достигли пенсионного возраста, 3,8%-молодые специалисты. Прирост по физическим лицам составил- 238 человек.

Вместе с тем, потребность организаций здравоохранения области на 2017 год составляет 504 врача и 850 средних медицинских работника.

Главной задачей организаций здравоохранения остается эффективное использование кадрового ресурса, повышение уровня их профессиональной подготовки,  мотивации медицинского персонала качественно выполнять функциональные обязанности, что сопряжено с решением вопросов увеличения заработной платы.

Индикаторами качества работы системы здравоохранения, ожидаемыми результатами являются состояние здоровья населения и демографическая ситуация.

В 2015 году в области достигнут положительный естественный прирост населения и составил + 0,83 на 1000 нас. в основном за счет увеличения рождаемости до 13,5‰.  

Анализ статистических данных по  демографии  за  1 полугодие  2016г. свидетельствует о росте показателя рождаемости  в Брестской области на 3,5% до 13,3 ‰ (1 пол. 2015г. – 12,6‰)  и  снижении   показателя смертности населения  до 12,9‰  (1 пол 2015г. – 13,4‰), что сохранило положительный естественный прирост  населения   (+0,4‰) или + 339 чел. (1 пол 2015 г. (-0,8‰), снижение на  516 чел.).

Справочно. Число родившихся увеличилось на 568 дет. или на 6,5%  (с 8684 до 9252), число умерших от всех причин снизилось на 287 чел., или на  3,1% ( с 9200 до 8913).

Отмечен рост числа родившихся в 10 регионах области: Берёзовском на +6,6%; Ганцевичском +4,7%; Дрогичинском +15,6%; Жабинковском +13,7%; Ивановском +25,9%; Ивацевичском +5,4%, Лунинецком +5,4%, Ляховичском +9,9%, Столинском  +3,8%, Пинском районе +8,9%, Брестском  +14,5%. г.г Брест+8,7%, Барановичи+6,1%, Пинск+11,6%.         

Закон «О здравоохранении» гарантирует не  только бесплатную медпомощь, но и профилактику заболеваний, что особенно важно.

Хотя в стране на законодательном уровне приняты меры по борьбе с курением, наркоманией, алкоголем, ведется пропаганда ЗОЖ, борьба с факторами риска распространенных неинфекционных заболеваний остается актуальной.

Нельзя отрицать очевидное: медицина стремительно развивается, постоянно появляются новые возможности для диагностики и лечения, врачи лечат все лучше. А больных меньше не становится. Причин тому немало, и медицина их знает. Главной является нездоровый образ жизни самого человека, его иждивенческое отношение и к своему здоровью, и к здравоохранению. Вот почему необходимо усилить профилактическую направленность работы.

Охрана здоровья населения имеет приоритетное значение в решении государственных задач и рассматривается в качестве одного из важнейших факторов национальной безопасности, что определяет необходимость  максимального удовлетворения населения доступной и качественной медицинской помощью.

Герб Брестской области