Печать

Октябрь, 2016: Рынок труда в Республике Беларусь. Основные направления совершенствования государственной политики в сфере содействия занятости населения

МАТЕРИАЛЫ для информационно-пропагандистских групп
(октябрь 2016 г.)

РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 

Материалы подготовлены Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь
на основе информации
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь

Результаты изучения общественного мнения, осуществляемого Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, свидетельствуют об актуальности вопросов занятости для населения. Так, по данным республиканского опроса, проведенного ИАЦ в III квартале 2016 г., проблема безработицы занимала третью позицию после роста цен и снижения реальных доходов среди проблем, волнующих граждан.

Вопрос занятости населения находится на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства, определяя стратегию дальнейшего развития нашей страны, назвал занятость одним из ключевых приоритетных ресурсов экономического роста. Белорусский лидер отметил: «Совершенствование структуры экономики неизбежно ведет к высвобождению избыточной численности работников. Чтобы не допустить резкого скачка безработицы, надо принять упреждающие меры». «Улучшить работу служб занятости, наладить переподготовку специалистов, упростить условия перетока рабочей силы между регионами и отраслями. И главное – новые рабочие места, высокопроизводительные. Их за пятилетие предстоит создать более 250 тысяч», – подчеркнул Глава государства.

 

Состояние и динамика спроса и предложения рабочей силы

В январе–августе 2016 г. ситуация в сфере занятости и безработицы в Республике Беларусь характеризуется:

– увеличением спроса на рабочую силу;

– снижением по сравнению с аналогичным периодом 2015 года обращений в службу занятости за содействием в трудоустройстве, регистрации безработных; численности состоящих на учете безработных.

В органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве в январе–августе 2016 г. обратилось 166,2 тыс. человек, поставлено на учет в качестве безработных 113,6 тыс. человек (94% и 90%  соответственно к январю–августу 2015 г.).

На 1 сентября 2016 г. состояло на учете 42,6 тыс. безработных, что на 7,1% меньше, чем на 1 сентября 2015 г. (45,9 тыс. человек).
При этом следует отметить, что в текущем году уже четвертый месяц наблюдается снижение показателя с 53,8 тыс. на 1 мая 2016 г.
до 42,6 тыс. на 1 сентября 2016 г.

Справочно.
В региональном разрезе обеспечено снижение  численности состоящих на учете безработных:
в Брестской области  – с 7,6 до 6,8 тыс. человек (на 9,7%);
в Витебской области – с 7 до 5,8 тыс. человек (на 16,6%);
в Гомельской – с 7,5 до 6,2 тыс. человек  (на 16,8%);
в Гродненской – с 5,8 до 5,4 тыс. человек  (на 6,8%);
в Могилевской области – с 5,3 до 4,8 тыс. человек (на 9,7%).

Рост численности состоящих на учете безработных наблюдается:
в  г.Минске – с 6,6 до 6,9 тыс. человек (на 4,7%);
в Минской области  – с 6,1 до 6,6 тыс. человек (на 7,5%).

Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие данные по своему региону (организации).

Нанимателями заявлены сведения о наличии на 1 сентября 2016 г. 37,4 тыс. свободных рабочих мест, что составило 135,6% от числа вакансий на 1 сентября 2015 г.

Справочно.
Спрос на работников по регионам увеличился:
в Брестской области  – с 2,7 до 3,4 тыс. вакансий (на 26,6%);
в Гомельской – с 3,8 до 7,3 тыс. вакансий  (на 92,9%);
в Гродненской – с 4,5 до 5,5 тыс. вакансий  (на 22,1%);
в Минской – с 3,1 до 5,1 тыс. вакансий (на 63%);
в Могилевской области – с 3,5 до 4,8 тыс. вакансий (на 37,8%);
в г.Минске – с 7,4 до 8,7 тыс. вакансий (на 17,1%).
В Витебской области  количество вакансий практически не изменилось (2,5 тыс. вакансий).

В настоящее время спрос на работников в основном формируется такими видами экономической деятельности, как: здравоохранение и социальные услуги (заявлено 6,2 тыс. вакансий, или 16,5% от общего их числа), сельское, лесное и рыбное хозяйство (5,8 тыс. вакансий, или 15,5%), обрабатывающая промышленность (заявлено 5,6 тыс. вакансий, или 14,9%), строительство (5 тыс. вакансий, или 13,1%), оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов (2,9 тыс. вакансий, или 7,8%),  образование (2,9 тыс. вакансий, или 7,6%).

Справочно.

В городской местности наиболее востребованы: врач, ветеринарный врач, акушерка, медицинская сестра, рентгенолаборант, фармацевт и фармацевт-рецептар, провизор, фельдшер и фельдшер-лаборант,  руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель по спорту, учитель-дефектолог; арматурщик, контролер-кассир, парикмахер, повар.

Наиболее востребованы в сельской местности: агроном, врач, медицинская сестра, ветеринарный врач,  бригадир производственной бригады: в растениеводстве; в животноводстве; зоотехник, главный инженер, главный энергетик, оператор машинного доения, тракторист и  тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

В то же время по наиболее востребованным в предыдущие годы специальностям строительной отрасли, а также профессиям водителей, станочников, слесарей различных профилей число заявленных нанимателями вакансий значительно ниже численности состоящих на учете безработных, имеющих данные профессии.

Ситуация в сфере занятости

Данные республиканского мониторинга, проводимого органами по труду, занятости и социальной защите, местными исполнительными и распорядительными органами, указывают на некоторое снижение остроты проблемы безработицы в нашей стране.

Уровень зарегистрированной безработицы на 1 сентября 2016 г. составил 1% к численности экономически активного населения, не изменившись по сравнению с 1 сентября 2015 г. и 1 августа 2016 г.  Данный показатель не выходит за пределы прогнозного значения: на конец 2016 г. – 2,0%.

Справочно.

На 1 августа 2016 г. уровень зарегистрированной безработицы в Российской Федерации составил 1,2%.

На 1 августа 2016 г. из 128 регионов республики уровень безработицы составил:

1% и ниже – в 66 регионах (на 1 августа 2015 г. – в 67 регионах);

1,1–1,5% – в 57 регионах (на 1 августа 2015 г. – в 51 регионе);

свыше 1,5% – в 5 регионах (на 1 августа 2015 г. – в 10 регионах).

Справочно.
Уровень безработицы по областям снизился:
в Брестской области – с 1,2 до 1,1%;
в Витебской –  с 1,3 до 1,1%;
в Гомельской – с 1,2 до 1,0%;
в Гродненской –  с 1,2 до 1,1%;
в Могилевской –  с 1,1 до 1,0%.
В Минской области уровень безработицы не изменился по сравнению с 1 сентября 2015 г. и составил 0,9%,  в г.Минске – увеличился с 0,6 до 0,7%.

Коэффициент напряженности на рынке труда республики снизился с 1,7 на 1 сентября 2015 г. до 1,1 безработных на одну вакансию на 1 сентября 2016 г.

Справочно.

Коэффициент напряженности на рынке труда показывает, какое число безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию.

В региональном разрезе наблюдается снижение  коэффициента напряженности:
в Брестской области  – с 2,8 до 2,0 безработных на вакансию;
в Витебской – с 2,8 до 2,3 безработных на вакансию;
в Гомельской – с 2,0 до 0,8 безработных на вакансию;
в Гродненской – с 1,3 до 1,0 безработных на вакансию;
в Минской – с 1,9 до 1,3 безработных на вакансию;
в Могилевской области – с 1,5 до 1,0 безработных на вакансию;
в г.Минске – с 0,9 до 0,8 безработных на вакансию.

Основные направления государственной политики в сфере содействия занятости

В 2016 году реализация политики занятости обеспечивается путем выполнения мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

На выполнение в 2016 году названной подпрограммы направлено 320,8 млрд. руб. (в том числе 300,4 млрд. руб. из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь).

Активные меры по обеспечению занятости населения предусматривают:

  • содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы;
  • организацию обучения безработных по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства;
  • содействие в организации предпринимательской деятельности безработных;
  • содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений;
  • организацию оплачиваемых общественных работ;
  • интеграцию в трудовую сферу целевых групп населения.

В целях оказания информационного содействия гражданам, нуждающимся в трудоустройстве, создан Общереспубликанский банк вакансий, в котором аккумулируются сведения о наличии вакансий на предприятиях республики, в том числе с возможностью предоставления жилого помещения.

Банк вакансий размещен на веб-портале государственной службы занятости населения (http://gsz.gov.by/ru), что позволяет нанимателям самостоятельно в онлайн-режиме размещать сведения о наличии у них свободных рабочих мест (вакансий).

Посещаемость банка вакансий постоянно растет.

Справочно.

В январе–июне 2016 г. отмечено около 1,2 млн. посещений банка вакансий  (в первом полугодии 2015 г. – 1 млн. посещений).

Достигнутые в 2016 году результаты

В рамках реализации подпрограммы «Содействие занятости населения» в январе–августе 2016 г.:

  • при содействии службы занятости трудоустроено на постоянную работу 112,4 тыс. человек (из них 71,7 тыс. безработных) на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии;
  • оказано содействие в трудоустройстве 11,7 тыс. безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости;
  • направлено на обучение 7,2  тыс. граждан;
  • в оплачиваемых общественных работах приняли участие 38,3  тыс. человек;
  • на новое место жительства и работы переселено 109 семей  безработных;
  • оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности в сфере агроэкотуризма с финансовой поддержкой путем предоставления субсидий 1,1 тыс. безработных;
  • оказано содействие в трудоустройстве на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» 451 безработному из числа выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также из числа прошедших обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
  • организована адаптация к трудовой деятельности 373 инвалидов.

Особая значимость придается работе с нанимателями. Стимулируются наниматели, создающие новые рабочие места для трудоустройства на них граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения. Осуществляется поддержка обществ инвалидов, в том числе через финансирование и компенсацию затрат по созданию рабочих мест для инвалидов.

В целях предупреждения роста социальной напряженности в организациях с неустойчивым финансовым положением, имеющих задолженность по заработной плате, вынужденную неполную занятость и простои, содействия максимальной занятости высвобождаемых работников органами государственной службы занятости активизировалась деятельность по консультированию нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснению ситуации на рынке труда регионов, организованы «горячие линии».

Обеспечивается взаимодействие органов по труду, занятости и социальной защите с нанимателями, осуществляющими оптимизацию численности работников.

Справочно.

В январе–июне 2016 г. разработан 21 совместный план, направленный на обеспечение занятости высвобождаемых работников.

Такие планы предусматривают проведение информационных мероприятий (консультирование нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснение ситуации на рынке труда региона, организация «горячих линий» и др.), а также меры по трудоустройству работников внутри организации и меры содействия занятости со стороны органов по труду, занятости и социальной защите.

Гражданам, работающим в режиме вынужденной неполной занятости, с целью улучшения материального положения предлагается участие в оплачиваемых общественных работах.

Указом Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» поставлена задача обеспечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств на 50 тыс. человек.

Во исполнение требований Главы государства организована системная работа по созданию рабочих мест для трудоустройства граждан.

Определены ключевые направления для принятия мер, способствующих созданию новых рабочих мест. Министерствами и концернами, облисполкомами и Минским горисполкомом доведены до подчиненных (входящих в состав) организаций, гор- и райисполкомов (местных администраций г.Минска) уточненные поквартальные задания по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места и организована работа по их выполнению.

К работе по трудоустройству граждан в регионах привлечены центры поддержки предпринимательства. Ими совместно с районными управлениями занятости организована консультационная поддержка высвобождаемым гражданам с крупных промышленных предприятий по вопросам организации собственного дела, развернута работа по повышению их правовой и финансовой грамотности.

В ходе организации работы по созданию новых рабочих мест одной из ключевых задач остается вовлечение в хозяйственный оборот имущества, находящегося в государственной собственности

Важным направлением создания качественных новых рабочих мест является реализация инвестиционных проектов.

В Республике Беларусь в 2016 году реализуется 119 основных инвестиционных проектов. Освоение по ним составило 24,2 трлн. руб. без учета деноминации, или 123,2% от запланированного на январь–июнь 2016 г. и 50,5% от уточненного годового объема инвестиций (47,9 трлн. руб.).

Справочно.

Важнейшим инвестиционным проектом является строительство Белорусской атомной электростанции, где в течение первого полугодия 2016 г. было создано 94 новых рабочих места. В целом введение в 2022 году в эксплуатацию БелАЭС позволит создать более 1100 рабочих мест.

В ОАО «СветлогорскХимволокно» завершена реконструкция цеха крашения, а также создано производство новой продукции – нетканого материала, дублированного дышащей полиэтиленовой пленкой, мощностью 3 тыс. т в год. В январе–июне 2016 г. на созданные рабочие места трудоустроено 12 человек.

На РУП «Белмедпрепараты» созданы новые производственные мощности, реконструированы производства фармацевтических субстанций по международным стандартам GMP, модернизированы действующие производства лекарственных средств с трудоустройством на новые рабочие места 55 человек.

До конца 2016 г. планируется завершить реализацию ряда инвестиционных проектов в ОАО «Нафтан», ОАО «Полоцк-Стекловолокно», ОАО «Завод горного воска», ОАО «Белшина», в результате которой на вновь созданные рабочие места планируется трудоустроить 150 человек.

Благодаря реализации инвестиционных проектов в Беларусь привлекаются новые прогрессивные технологии, позволяющие создавать рабочие места  нового поколения, где обеспечиваются современные условия труда, высокий уровень добавленной стоимости и, соответственно, достойная заработная плата.

По итогам работы за январь–июнь 2016 г. выполнение поставленных задач в целом обеспечено.

На вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств трудоустроено 34583 человека (задание на полугодие – 18910 человек), из них за счет создания новых предприятий – 19557 человек. Наибольшее количество новых рабочих мест создано в г.Минске – более 15 тыс., или 43,4% от общего количества (см. Приложение 1).

Качественный анализ созданных рабочих мест в январе–июне 2016 г. свидетельствует в целом о более высоком уровне заработной платы и более эффективной работе организаций, обеспечивших создание новых рабочих мест, по сравнению с аналогичными показателями в среднем по экономике.

Справочно.

В организациях, обеспечивших трудоустройство граждан на дополнительно введенные рабочие места за счет создания новых производств, среднемесячная заработная плата за январь–июнь 2016 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 12,5%, что выше темпов роста зарплаты в среднем по экономике (рост на 8%), и составила 8917,2 тыс. руб., что в 1,3 раза превышает уровень заработной платы по Республике Беларусь (6991,9 тыс. руб.),
см. Приложение 2.

Основным источником роста заработной платы в организациях, создающих новые рабочие места, является более высокий уровень производительности труда, который в 1,7 раза выше среднереспубликанского уровня.

Основные направления совершенствования регулирования рынка труда в текущем пятилетии

18 июля 2016 г. Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписан Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» № 409-З (далее – Закон), направленный на развитие и поддержку высокой мотивации безработных к активному поиску работы, усиление ответственности нанимателей и безработных за соблюдение законодательства о занятости населения. Основные положения Закона вступают в силу в конце октября 2016 г.

За прошедшие 10 лет это самые масштабные изменения. Они касаются абсолютно всех участников рынка труда: нанимателей, соискателей, государства.

Законом предусмотрено для граждан:

  • установление обязанностей безработного (самостоятельно заниматься поиском работы,  являться на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления, являться в органы по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу (учебу) и т.д.), что позволит закрепить систему взаимоответственности органов по труду, занятости и социальной защите, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства, а также позволит увязать выполнение обязанностей безработного с его правом на получение социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи безработному и др.);
  • усиление ответственности безработных за нарушение законодательства о занятости населения, что направлено на  стимулирование безработных к более активному поиску работы;
  • сокращение максимального периода нахождения граждан на учете в качестве безработных с тридцати шести до восемнадцати календарных месяцев, что направлено на профилактику социального иждивенчества;
  • предоставление права безработным гражданам на получение содействия в приобретении опыта практической работы в соответствии с полученной профессией (специальностью), что позволит повысить их конкурентоспособность и в дальнейшем – их шансы на трудоустройство. Такое право будет распространяться также и на безработных из числа женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3-х лет;
  • предоставление возможности прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости для граждан, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет (кроме граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет), за счет средств фонда социальной защиты населения.

Для нанимателей Закон устанавливает обязанности:

  • письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансий в течение пяти дней с даты их образования (в действующей сегодня редакции  – в течение  двух недель);
  • информировать органы по труду, занятости и социальной защите о предстоящем высвобождении работников не позднее, чем за два месяца (в действующей редакции – только в случае массового высвобождения), что позволит обеспечить оперативное прогнозирование численности граждан, потенциально нуждающихся в содействии органов по труду, занятости и социальной защите в подборе места работы;
  • информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, в день заполнения.

Органам государственной службы занятости населения предоставляется право полностью или частично компенсировать затраты нанимателей на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения.

Справочно.

Законом определено, что к работникам, находящимся под угрозой увольнения, относятся те сотрудники, которые:
– подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя;
– предупреждены о сокращении численности или штата работников;
– по инициативе нанимателя находятся в вынужденном простое, работают в режиме неполного рабочего времени, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.

Данная норма позволит обеспечивать опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, их последующее трудоустройство, минуя стадию безработицы.

У нанимателей, привлекающих граждан на оплачиваемые общественные работы, появилась возможность заключать не только срочные трудовые договоры, но и гражданско-правовые. Это значительно упростит процедуру трудоустройства на такие работы, а также снизит материальные и временные затраты кадровых служб нанимателей.

Законом изменены и возрастные критерии, при которых нанимателями полностью возмещаются органам по труду, занятости и социальной защите затраты на переподготовку или повышение квалификации безработных из числа работников, уволенных ими в связи с сокращением численности или штата работников (за исключением лиц, занятых на неквалифицированных работах, а также лиц, достигших возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин) и не проходивших по последнему месту работы в течение пяти лет, предшествующих увольнению, переподготовку или повышение квалификации. Ранее предельный возраст составлял 45 и 50 лет соответственно.

Важной новацией Закона о занятости является и то, что с 1 января 2017 г. услуги по трудоустройству смогут оказывать только включенные в реестр агентства по трудоустройству (сегодня деятельность таких агентств законодательно не регламентирована и на нее распространяются лишь общие механизмы защиты прав граждан при предоставлении им некачественных услуг, в том числе в сфере трудоустройства). В соответствии с Законом перечень услуг по содействию в трудоустройстве, предоставляемых агентствами по трудоустройству, порядок формирования и ведения реестра агентств будут определяться Правительством Республики Беларусь.

В рамках выполнения Комплекса мер по решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь  от 18 января 2016 г. № 28/2, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработан и представлен в Совет Министров Республики Беларусь проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании мер социальной защиты отдельных категорий безработных», направленный на дифференцированное повышение размера пособия по безработице и стипендий гражданам, проходящим обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, исходя из размера бюджета прожиточного минимума.

Правительством начата разработка системы страхования от безработицы.

Справочно.

По поручению Совета Министров Республики Беларусь создается рабочая группа под руководством Министра труда и социальной защиты, включающая представителей Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства юстиции, Федерации профсоюзов Беларуси и представителей нанимателей. Планируется, что в 2017 году будет разработан пакет проектов нормативных правовых актов, регламентирующих механизмы формирования и использования страхового фонда, а в 2018 году  эти нормы вступят в силу.

Основная цель политики занятости на 2016–2020 годы – повышение эффективности использования трудового потенциала Республики Беларусь.

Задачи подпрограммы «Содействие занятости населения» на 2016–2020 годы:

  • обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
  • содействие повышению качества трудовых ресурсов и росту конкурентоспособности рабочей силы;
  • содействие социально ответственной реструктуризации экономики;
  • стимулирование экономической активности населения.

Планируется, что реализация названной подпрограммы будет способствовать сбалансированности и повышению эффективности использования трудового потенциала республики, будет содействовать эффективному распределению трудовых ресурсов, обеспечению социальной защиты от безработицы, а также сохранению в 2016–2020 годах уровня безработицы в пределах социально допустимого значения,
не превышающего 2% к численности экономически активного населения.

Вложения:
Скачать этот файл (ИПГ_октябрь_2016_приложение.doc)Приложение85 Kb
Герб Брестской области