Печать

Март, 2018: Реализация политики занятости в Брестской области

Важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства играет обеспечение эффективной занятости населения.

Конституцией Республики Беларусь (статья 41) гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Основные принципы государственной политики занятости определены в  Законе «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З и направлены на:

-      обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на труд, а также здоровые и безопасные условия труда;

-      содействие в трудоустройстве  трудоспособным гражданам;

-      сокращение безработицы;

-      предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

-      содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

-      принятие мер содействия в трудоустройстве гражданам с ограниченной трудоспособностью.

В области работу по реализации мероприятий политики занятости координирует комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома (далее – комитет), в районах и городах областного подчинения – управления по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов (далее – управления).

Ключевым инструментом регулирования занятости выступают областные мероприятия по реализации государственных программ содействия занятости населения, которые разрабатываются, начиная с 1992 года с учетом важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики.

В 2017 году в области реализовывался план деятельности по выполнению целевых показателей подпрограммы 1 «Содействие занятости населения» и иные меры  по выполнению Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, направленные на обеспечение максимально возможной занятости населения.

Численность населения Брестской области по предварительным данным главного статистического управления на начало 2018 года  составило 1384,3 тыс. человек. Наша область по численности населения занимает четвертое место в республике после г. Минска, Минской и Гомельской областей.

Доля городского населения в 2017 году составляла 70,5 процента от всего населения, третья его часть сосредоточена в г. Бресте.

Основной тенденцией возрастной структуры является его постарение.

Каждый четвертый житель области – в пенсионном возрасте. Численность лиц этой категории на начало 2017 года превышает численность детей в возрасте до 16 лет на 69,8 тыс. человек.

За 2011-2016 годы возрастная структура населения изменилась следующим образом: удельный вес молодежи (0-15 лет) увеличился             с  17,9  до 19,1 процента, доля населения в трудоспособном возрасте уменьшилась с 58,9 до 55,6 процента, лиц старше трудоспособного возраста  увеличилась  с 23,2 до 25,3 процента соответственно.

В 2017 году в области демографическая ситуация характеризуется снижением рождаемости и увеличением смертности населения.

Естественный прирост населения в 2016 году сменился на естественную убыль в 2017 году («минус» 1 587 человек).

Однако  у нас один из самых высоких уровней рождаемости и самый низкий коэффициент смертности населения среди областей.

В январе-декабре 2017 г. в экономике области было занято 593 тыс. человек. На рынке труда сохранялась контролируемая и управляемая ситуация.

Вопросы занятости находились в течение всего 2017 года под пристальным вниманием органов власти, населения и нанимателей. Они рассматривались на заседаниях горрайисполкомов, постоянно обсуждались в средствах массовой информации, в том числе в интернете, в бытовых разговорах граждан.

        Их актуальность не теряет свое значение и в 2018 году.

        Анализ ситуации на рынке труда области и результаты, которые достигнуты за 2017 год, позволяют сделать вывод о том, что практически все показатели, характеризующие состояние рынка труда улучшились по сравнению с началом года.

Так, снизилась численность состоящих на учете безработных (на 1,6 тыс.), уменьшился коэффициент напряженности с 1,6 до 0,7. Уровень зарегистрированной безработицы от экономически активного населения снизился с 0,9 до 0,7 и не превысил предельный запланированный ни в одном из районов и городов областного подчинения, а он является одним из главных индикаторов состояния рынка труд.

Количество заявленных в службу занятости вакансий  выросло почти в 2 раза и во всех регионах области больше числа безработных.

Несмотря на то, что 2017 год характеризовался ростом обращений  граждан в службу занятости (на 1,8 тыс. человек больше, чем в прошлом году), удалось изменить сложившуюся в 2015 и 2016 годах тенденцию роста уровня безработицы и увеличения напряженности на рынке труда. 

          Что же позволило в 2017 году сохранить управляемую ситуацию на рынке труда области и улучшить его основные характеристики?

        В первую очередь активизация работы по содействию занятости населения, организуемая органами по труду, занятости и социальной защите во взаимодействии с различными структурными подразделениями исполкомов, общественными и государственными объединениями, нанимателями и др.

Значительное влияние на улучшение ситуации на рынке труда оказала работа, проводимая в рамках выполнения поручений Главы государства по трудоустройству всех желающих, предотвращению несанкционированного увольнения работников, согласованию высвобождения работников при условии их обязательного трудоустройства.

         В области активно проводится работа по информированию населения и нанимателей по вопросам занятости. В 2017 году проведено 587 информационных мероприятий массового характера, направленных на содействие в трудоустройстве, с участием 27,7 тыс. человек, в том числе 222 ярмарки вакансий и Дней предприятия. Для граждан, освобожденных из мест лишения свободы и с непогашенной судимостью, проведено 131 целевое мероприятие (ярмарки вакансий, акции и выездные встречи).

В целях информирования населения и нанимателей по вопросам занятости используются сеть Интернет, в том числе портал государственной службы занятости, информационные стенды, инфокиоски, печатная продукция, средства массовой информации.

 В области обеспечена ежедневная актуализация общереспубликанского банка вакансий, в котором аккумулируются актуальные сведения о наличии вакансий на предприятиях  области и республики. На портале государственной службы занятости населения (http://gsz.gov.by/ru) наниматели имеют возможность самостоятельно в онлайн-режиме размещать сведения о наличии у них свободных рабочих мест (вакансий), соискатели имеют возможность разместить свое резюме для просмотра нанимателями, заинтересованными в подборе кадров.

Управлениями проводится контроль за своевременным и точным предоставлением нанимателями сведений о свободных рабочих местах в общереспубликанский банк вакансий.

Мониторингами охвачено 429 организаций области, выявлено 288 нарушений в части полноты и своевременности подачи сведений о вакансиях.

Основные итоги содействия занятости населения в 2017 году

За 2017 год при содействии управлений трудоустроено 26,1 тыс. человек, том числе 17,4 тысяч безработных, что больше чем в предыдущем году на 2,6 и 1,1  тыс. чел. соответственно.

На оплачиваемые общественные работы направлено 6,5 тыс. человек.

С использованием средств фонда в свободное от учебы время организована занятость 5,0 тыс. учащихся (143,3% ожидаемого результата), из которых 63% находятся в СОП, воспитываются в неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семьях, состоящих на учете в ИДН.

Справочно: По данному показателю область занимает второе место в Республике после Гомельской области.

        По результатам работы в 2017 году перевыполнены все запланированные целевые показатели:

-Уровень трудоустройства безработных составил 56,6% от числа нуждающихся в трудоустройстве  (на 6 процентных пунктов больше чем за соответствующий период прошлого года) при годовом задании 48,1%.

-Уровень трудоустройства безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости составил 42,9% от числа нуждающихся в трудоустройстве этих категорий (на 5,8 процентных пунктов больше чем за соответствующий период прошлого года) при целевом показателе – 35%.

-Удельный вес безработных, направленных на обучение от нуждающихся в трудоустройстве, составил 5,1 % (на 0,1 процентного пункта больше чем за соответствующий период прошлого года), при  показателе 4,5%.     

Чтобы снизить дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда области, а также повысить качество трудовых ресурсов,  на обучение направлено 1 592 человека, из них 1 568 безработных.

Под конкретные рабочие места с гарантией трудоустройства после обучения направлено 622 безработных или 40% от общего числа направленных.

Так, по заказу нанимателей обучались машинисты (кочегары) и операторы котельных, швеи, продавцы, парикмахеры, социальные работники, вальщики леса, рабочие строительных профессий и другие.

Увеличению числа трудоустроенных поспособствовало создание новых рабочих мест. Всего на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий в области трудоустроено 6,8 тыс. человек при годовом задании 6,5 тыс. 

Наибольшее количество рабочих мест создано на новых производствах в торговле и сфере услуг – 1757 чел. (57%), в промышленности – 1072 человека (35%), в сельском хозяйстве – 162 человека (5%), в строительстве – 90 человек (3%).

Обеспечивалось выполнение требования законодательства о приоритетном праве на трудоустройство граждан Республики Беларусь и иностранных граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь.

Трудовая деятельность трудящимися-иммигрантами допускалась, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в республике.

Трудоустройство иностранных работников осуществлялось только при наличии специального разрешения, выдаваемого по ходатайству нанимателя Республики Беларусь подразделением по гражданству и миграции управления внутренних дел облисполкома на основании заключения службы занятости и ситуации на рынке труда.

В 2017 году комитетом рассмотрено 778 обращений по согласованию привлечения иностранной рабочей силы, выдано 678 положительных и 100 отрицательных заключений о возможности осуществления иностранцами трудовой деятельности в Республике Беларусь.

Для организации предпринимательской, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма безработными гражданами управлениями оказывается консультативная, методическая и правовая помощь, организуется обучение основам предпринимательства, предоставляется финансовая поддержка в виде субсидий.

В 2017 году такие субсидии выделены 267 безработным, из которых 193 человека прошли обучение основам предпринимательства.

Для приема на работу безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, на 2017 год нанимателям установлена бронь в количестве 3,6 тыс. человек.

Справочно: К данным категориям граждан относятся: инвалиды;  молодежь в возрасте до 21 года, впервые ищущая работу; граждане, уволенные с военной службы, из органов внутренних дел и других силовых структур в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам; ветераны боевых действий на территории других государств;  дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане, эвакуированные и отселенные из зон эвакуации, а также самостоятельно выехавшим из этих зон после катастрофы на Чернобыльской АЭС; родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста; граждане, освобожденные из мест лишения свободы.

За 2017 год трудоустроено 2,3 тыс. таких граждан, из них 990 человек – в счет брони.

В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда 55 безработных инвалидов направлены на адаптацию к трудовой деятельности.

4 предприятиям общественных объединений инвалидов компенсированы затраты за приобретение оборудования для создания и сохранения 9 рабочих мест.

По итогам реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» управлениями в 2017 годуобеспечено100-процентное трудоустройство обязанных лиц.

Справочно. В органы по труду, занятости и социальной защите в 2017 году обратилось 549 обязанных лиц, 546 человек трудоустроено на постоянную работу, 3 человека сняты с учета по различным причинам.

В рамках реализации Закона об альтернативной службе в нашу область прибыли, трудоустроены и продолжают альтернативную службу на предприятиях области 13 человек.

Законодательством о занятости для безработных, а также граждан, направленных управлениями на обучение, предусмотрена социальная поддержка в виде выплаты пособия по безработице, по беременности и родам, на погребение, стипендий, материальной помощи.

В 2017 году пособие по безработице получили 12,6 тыс. безработных, материальную помощь – 1,4 тыс., стипендии - 1,6 тыс. граждан, направленных на обучение.

АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НА РЫНКЕ ТРУДА области

По состоянию на 1 февраля 2018 г. в органы по труду, занятости и социальной защите области заявлены сведения о наличии 5,9 тыс. вакансий, из которых доля вакансий для специалистов (служащих) составляет 35,4 %, по рабочим профессиям – 64,6 %.

Справочно. Сложившаяся структура вакансий в области характерна как для городской, так и для сельской местности.

                                             всего

                                      вакансий, тыс.                                           

в городской

местности

в сельской

местности

                                              5,9(100%)

       4,2 (70,8%)

     1,7 (29,2%)

 в том числе:

 

 

 по рабочим профессиям   3,8(64,6%)

     2,7 (64,6%)

1,5(64,5%)

 для специалистов

(служащих)                         2,1(35,4%)

    

     1,5 (35,4%)

 

0,6 (35,5%)

При этом на 1 безработного условно приходится 1,4 вакансии.

Численность состоящих на учете безработных составила 4,4 тыс. человек, из них имеют рабочие профессии 3,5 тыс. человек (79,1 %), имеют специальность 713 человек (17,6%), не имеют профессии (квалификации) − 143 человека (3,3%).

По данным банка вакансий наиболее востребованными у нанимателей в целом по области являются: швеи (340 вакансий), водители автомобиля (337 вакансий), врачи-специалисты (288), медицинские сестры (210), сборщики обуви (191).

Справочно. Количество вакансий для врачей в 144 раза превышает численность зарегистрированных безработных, имеющих данную специальность; для сборщиков обуви почти в 50 раз,  медицинских сестер в 21 раз, швей почти в 8 раз, водителей автомобиля более чем в 3 раза.

Наряду с ними востребованы со стороны нанимателей:

специалисты (служащие): инженер (150 вакансий и 26 безработных, имеющих данную специальность), фельдшер и фельдшер-лаборант (63 и 2), бухгалтер, главный бухгалтер (60 и 53), ветеринарный врач (100 и 4), ветеринарный фельдшер (45-0), зоотехник и главный зоотехник (43 и 2), художественный руководитель (33-1).

рабочие профессии: продавец (154 вакансии и 138 безработных, имеющих данную профессию), каменщик (124 и 76), бетонщик (119 и 33), повар (71и 36), станочник деревообрабатывающих станков (67 и 36), электрогазосварщик (63 и 49), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (62 и 38).

Однако наибольшим спросом среди безработных пользуются вакансии, предназначенныедля неквалифицированной рабочей силы.

Справочно. На одну вакансию укладчика-упаковщика приходится 29 безработных, уборщика территорий - 6,8, дворника – 17,8,      грузчика – 17,3, сторожа – 9,4, подсобного рабочего – 6,7.

Заработная плата на заявленные вакансии колеблется от 30,50 рублей у дворника и помощника воспитателя на 0,1 ставки до 1850,00 рублей у оператора ЭВМ (ПЭВМ), владеющего английским языком и имеющего опыт программирования и участия в проектировании.

В банке вакансий отсутствуют свободные рабочие места по следующим профессиям и специальностям рабочий зеленого строительства (состоит на учете 24 безработных), рабочий по благоустройству населенных пунктов (18), сортировщик (16), аппаратчик обработки зерна (15), охранник (15), матрос-спасатель (10).

Спрос и предложение (ТОП-10)  по состоянию на 01.02.2018

Профессия
(специальность)

Количество
вакансий, заявленных нанимателями

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и соцзащите

Заработная плата
по вакансиям

Рабочие профессии

Швея

340

43

152,20 - 780,00

Водитель автомобиля

337

110

46,00 - 1300,00

Сборщик обуви

191

4

390,00 - 650,00

Продавец

154

138

61,00 - 660,00

Каменщик

124

76

305,00 - 800,00

Бетонщик

119

33

305,00 - 1000,00

Оператор машинного доения

113

23

305,00 - 800,00

Повар

71

36

61,00 - 600,00

Станочник деревообра-батывающих станков        

67

36

305,0 - 600,00

Электрогазосварщик

63

49

152,50 - 1000,00

Специалисты (служащие)

Врач-специалист

288

2

76,25 - 900,00

Медицинская сестра-специалист

210

10

70,00 - 631,13

Инженер

150

26

31,67 - 1200,00

Ветеринарный врач и главный ветврач

100

4

305,0 - 1287,00

Фельдшер, фельдшер-лаборант

63

2

76,25 - 550,00

Бухгалтер, гл.бухгалтер

60

53

153,00 - 900,00

Ветеринарный фельдшер

45

0

305,00 - 460,00

Зоотехник, гл. зоотехник

43

2

153,00 - 770,00

Специалист

38

25

150,0 - 919,00

Художественый руководитель

33

1

149,00 - 377,00

Неквалифицированная рабочая сила

Животновод

76

82

305,00 - 600,00

Уборщик помещений (производственных служебных)

55

170

76,25 - 460,00

Санитарка

50

44

105,00 - 390,00

Подсобный рабочий

48

321

305,00 - 800,00

Полевод

31

101

305,00

Уборщик территорий

15

102

305,00

Грузчик

14

242

305,00 - 500,00

Кухонный рабочий

14

26

76,25 - 400,00

Сторож

14

132

229,00 - 450,00

Дворник

5

89

30,50 - 155,00

Заработная плата,   ниже, чем минимальная  (305,0 руб.)− указана для совместителей и работников, работающих неполный рабочий день.

В 2018 году в области работа по содействию занятости населения направлена на обеспечение возможностей каждому гражданину применить свои знания, навыки и творческий потенциал с максимальной пользой для себя, своей семьи и общества, на вовлечение в экономику наибольшего числа трудоспособных граждан.

Герб Брестской области