Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы
Главная Общество Культура 3D-модели Усадьба Немцевичей

Историческая справка

30.11.2016 08:11

История рода Немцевичей

Герб Равич

Род Немцевичей герба Равич известен с XVI в. Первоначально он упоминается как «Урсын» в соответствии с изображением медведя на родовом гербе (лат. ursus – медведь). На поле герба Равич изображена девушка в короне, сидящая на черном медведе, что соответствовало бытовавшей легенде о дочери английского короля, которая оказалась не растерзанной злым зверем, а вернулась на нем в королевский дворец. С XVII в. Урсыны добавили к наименованию рода слово Немцевичи, обозначив таким образом свое происхождение из Германии. По другой версии «Урсын» является придомком, которым Немцевичи пользовались, начиная с XVII в., что подчеркивало знатность и древность рода.

Известными представителями рода были стольник Ежи, его внук Самуэль Казимир, также стольник, женатый на Кристине Деловицкой; их сын Андрей Ян, стольник витебский, посол на сейм в Варшаве от Слонимского повета, женатый во втором браке на Софье Годлевской из Полоцка и владелец Неплей и Клейников. Их сын Александр, мечник Берестейского воеводства, добавил к отцовским владениям Скоки. В 1763 г. Непли и Кузавка по наследству перешли Франтишку (1718 – 1795), чашнику брестскому, а Скоки и Клейники – Марцелию, подчашему мельницкому.

Юлиан Урсын-Немцевич

В семье Марцелия, женатого на Ядвиге (из Суходольских), имелось шестнадцать детей. В 1802 г. после смерти отца по завещанию от 1796 г. имение отошло старшему сыну Юлиану (1758 – 1841), известному общественному и политическому деятелю Речи Посполитой, писателю. В 1832 владения Скоки, Клейники, Адамково и Черевачицы, принадлежавшие Карлу и Фадею Немцевичам были конфискованы. В 1890 г. имение включало 319 десятин земли и владел им Иван Урсын-Немцевич (1828 – 1900), маршалок шляхты Гродненской губернии, потомок одного из братьев Юлиана. В 1905 г. Скоками и Голендерной владел его сын Иван. В 1927 г. по документам Скоки именуются фольварком имения Мотыкалы, которым владела Софья из Урсын-Немцевичей, жена Яна Альфреда Пилецкого. В 1931 г. Скоки принадлежали Янине Урсын-Немцевич, котороя продала часть земли крестьянам. Состав угодий имения и его недвижимое имущество в 1934 г. отражает запись в ипотечной книге. Последним владельцем Скоков был Станислав, автор книги «Моим внукам».

 

Архитектура усадьбы

Усадьба Немцевичей в Скоках была возведена в стилистике позднего барокко. Имя архитектора, чей проект дома, как и усадьбы со службами и парком, был осуществлен, неизвестен. Вероятнее всего им явился один из варшавских мастеров, работавших в это время в западных губерниях Российской империи, о чем свидетельствуют близкие по характеру постройки, возведенные на Брестчине и Гроденщине, хорошее знание традиций белорусской архитектуры эпохи барокко.

Имение состояло из главного дома, двух боковых, отдельно размещенных флигелей, пейзажного парка с элементами регулярной планировки и часовни. Его общая площадь составляла около 5 га. Сочетание нескольких корпусов, возведенных из кирпича, ограды, образующей замкнутый двор, и больших террасированных парковых пространств, простиравшихся с южной стороны, создавало особую романтическую атмосферу возрожденного в классицистическое время барочного комплекса.

Наполеон Орда, 1856—1883 гг.

Главный двухэтажный дом имел симметрично-осевое построение и в плане представлял вытянутый прямоугольник со значительно выступающими боковыми объемами. В разное время они имели шлемовидные завершения, напоминая угловые башни, либо трехскатные крыши, объединявшиеся с перекрытиями основного объема. Вытянутые боковые фасады, обращенные в сторону двора и в сторону парка, выделялись поднятыми на массивные опоры балконами-террасами. Количество опор менялось, но в первоначальном варианте дома их было по четыре с каждой фасадной стороны.

Основной прием решения фасадов – симметрия. Она подчеркивалась количеством оконных проемов (по 6 на каждом этаже) и размещенными строго по центру дверями: на первом этаже входом, на втором – выходом на балкон. Симметрия прочитывалась горизонтальными тягами карнизов, разделявших этажи и находящимися в переходе стен к крыше, вертикальным рисунком плоских лопаток, угловых пилястров, сандриками и наличниками окон. Так же симметрично воспринимались и боковые объемы, возведенные с отступом от линии дворового фасада.

Строгость решения стен главных фасадов подчеркивалась более мягкими линиями крыши. Она имела вальмовую (четырёхскатную) конструкцию и состояла из нескольких разноуровневых объемов. Характерный излом, идущий горизонтально в середине крыши, позволял создать не только дополнительный объем под перекрытиями, но и выразительный рисунок завершения всего дома, дополненный вертикалями печных труб. Освещение объема, образованного склонами крыши, обеспечивалась небольшими люкарнами.

Сведений об интерьерах дома сохранилось очень мало, внутренние объемы неоднократно перестраивались и меняли свою планировку. Так, по воспоминаниям Юлиана Немцевича, первый этаж имел много комнат, расположенных вдоль двух коридоров, планируемых под жилье троим сыновьям, которые, как предполагалось, должны были жить вместе и вести хозяйство. Этаж поэтому имел «монастырский вид». Однако современные исследования позволяют отнести это описание к разряду юношеских впечатлений. Вероятнее всего на первом этаже находилось несколько помещений анфиладного типа и коридор. Если первый этаж использовался под жилье, то второй имел преимущественно репрезентативное значение. Здесь находился большой бальный зал с боковыми балконами-галереями музыкантов. Из основного объема имелись проходы в боковые алькежи, которые служили для размещения библиотеки, архива, в качестве скарбницы.

Наполеона Ордf, 1861-1877 гг.

Усадебный дом с флигелями (официной справа и конюшней слева) образовали парадный двор с традиционным кругом в центре. Судя по фотографии, выполненной в 1914 г., он имел правильную геометрическую форму. Боковые одноэтажные флигели были с высокими крышами. На рисунке Н. Орды они изображены маленькими домиками, чем подчеркивалась высота главного здания, и расположение под углом к оси.

От въездной брамы, решенной в виде двух высоких и двух более низких пилонов с карнизом и четырехскатной крышей, к дому вела короткая аллея, оформленная стриженной зеленью и двумя симметрично расположенными группами елей. По внешней стороне партер был обсажен липами через 4 м (сохранилось несколько крупных дерева из первоначальных посадок). С восточной стороны за конюшней находился небольшой хозяйственный двор с колодцем в центре.

За домом со стороны паркового фасада были две невысокие террасы, оформленные рабатками. На первой симметрично зданию росли туи, посаженные, как считается, Тадеушем Костюшко и Юлианом Немцевичем. Вто-рая была решена в виде большой клумбы с посадками декоративных растений и цветов. Обе террасы фланкировали кулисы в виде посадок групп тополя белого, клена и липы.

По основной оси от усадебного здания шля главная аллея в виде грабовой шпалеры. В центральной части парка она была трехрядной с высотой коридора более 2 м. Во второй половине парка коридоры посадок зелени становились шире и примерно в два раза выше. В шпалере имелась зеленая беседка, выполненная также из граба. Продолжением зеленых коридоров являлась широкая (до 8 м) липовая аллея с расположением деревьев в ряду через 5 м. От нее открывался вид на искусственный рукав р. Лесная, который был южной границей парка. Примерно в центральной части парк пересекался нешироким каналом, обсаженным деревьями, образующими четыре сравнительно больших боскета. В них росли плодовые деревья, выращивались самшит, полынь, божье дерево, шалфей, рута, ирисы и др. В более позднее время эти пространства получили пейзажное оформление в виде полян и небольших древесных групп.

Схема планировки усадьбы Немцевичей

Композиционную основу восточной части парка составили три поляны. Первая (самая крупная) была окружена небольшими древесными группами из клена и граба. За каналом располагалась аналогично оформленная вторая поляна. Третьей поляной, обсаженной древесными группами, дополненными боярышником, сиренью и спиреями, парк замыкался. Это была наиболее уединенная часть парка с беседкой на небольшом видовом холме. Отсюда открывалась перспектива на живописные окрестности и передний план с водоемом.

Двор, по воспоминаниям Ю. Немцевича, окружала живописная дубрава, которую его отец «очистил», проложил «улицы», построил каплицу св. Марии Египетской, а вдоль дорожек расставил деревянные скульптуры святых, отшельников. Здесь же, в дубраве стояла колонна, сохранившаяся до нашего времени, со скульптурой св. Рафаила. Она представляет высокое центрическое сооружение на квадратном, со срезанными углами, кирпичном постаменте.

Судьба усадьбы и дворца Немцевичей в Скоках интересна и захватывающа. Они пережили несколько эвакуаций, два полных ограбления, годы запустения и нынешнее возрождение. Жизнь пяти поколений Немцевичей прошла связана с этими местами. Здесь были Тадеуш Костюшко, Наполеон Орда, русский имперaтор Александр III. В годы пeрвой мировой войны в усадьбе рaсполагалась ставка комaндующего Восточным гермaнским фронтом, фельдмaршала, принцa Баварского Леопольдa. В Скокoвском двoрце 15 декaбря 1917 года былo подписано перeмирие, которое остановило Первую мировую войну.

 

История строительства усадебного дома

Семья Марцелия Немцевича жила в небольшом одноэтажном доме, построенном в XVII в. Он имел сравнительно небольшие размеры и включал зал, спальню, детскую, салон, комнату с алькежем для гостей. Около господского дома стояла официна, где находились служебные помещения, кухня и жила прислуга. Детинец был обнесен оградой из штакетника с брамой. Дальше располагался фольварк со службами, включающими спихлер, сараи, оборы, гумна. Как свидетельсвуют описания, к дому примыкал парк, в боскетах которого росли плодовые декоративные деревья, высаживались цветы. Очевидно, усадьба в Скоках имела характерные черты ренессанса. По воспоминаниям Юлиана Немцевича, скромный родительский дом отличался гостеприимностью, в нем едва ли не каждый день в доме принимали гостей.

В 1765 г. Марцелий с семьей переехал в Клейники, в родительский дом. Усадьба располагалась на высокой террасе р. Лесная в окружении леса. Дедовский дом, по воспоминаниям Юлиана, был намного просторнее отцовского. В нем прошли его детские годы, отсюда в 1770 г. он уехал на учебу в Варшавский кадетский корпус. Переезд Марцелия Немцевича с семьей в Клейники был связан со строительством новой усадьбы. Старый дом, ставший тесным для большой семьи, разобрали, распахали детинец и начали строительство нового двора.

О строительстве усадебного дома в Скоках, его внешнем виде и интерьерах, о виде усадебного парка рассказывают страницы воспоминаний Юлиана Немцевича, а также акварельный рисунок Наполеона Орды, выполненный в 1860 – 1870-е гг.

Юлиан Урсын-Немцевич (1758 – 1841) – классик польской и белорусской литературы эпохи Просвещения, общественный деятель, один из авторов демократической Конституции 3 мая 1791 г., участник освободительного движения, сподвижник Тадеуша Костюшко в восстании 1794 г., участник восстания 1830 – 1831 гг. Родившийся в семье богатого шляхтича, он вместе с братьями получил домашнее образование, воспитывался в духе глубокого уважения к старшим и к людям духовного сана. Затем учился в Брестском иезуитском коллегиуме, а в двенадцать лет поступил в Варшавский кадетский корпус. По окончании кадетского корпуса Юлиан Урсын-Немцевич становится личным адъютантом князя Адама Чарторыйского, а в 1794 г. – личным адъютантом и секретарем Тадеуша Костюшко. В битве под Матиевицами был ранен, пленен и вместе с Т. Костюшко по приказу Екатерины II полтора года находился в заключении в Петропавловской крепости. Написав расписку об отказе заниматься политической деятельностью против российского правительства, он был освобожден Павлом I. Однако вскоре, в 1796 г. он уезжает в США, где поселяется в Элизабеттауне и женится на Сюзанне из Ливингстонов-Кин, вдове друга Т. Костюшко.

В 1802 г. умирает отец, и Ю. Немцевич смог возвратиться в Скоки по делам наследства. Указом Александра I от 20 ноября 1801 г. ему, а также Михаилу Огинскому, Станиславу Мирскому, Каролю Прозору, Антонию Тизенгаузу и другим изгнанникам, «... коим въезд в пределы российской империи был воспрещен, разрешая оный, повелеваем дозволить им возвратиться в свои деревни и иметь свободное пребывание...».

Двухлетний период жизни Юлиана после возвращения из США оказался творческим и плодотворным. Путешествуя, он интересуется историческими памятниками Беларуси и пишет о них, ратует за развитие просвещения, проведение буржуазно-демократических реформ, пишет сатиры на феодальные порядки, призывает к освобождению крестьян от крепостного гнета. Произведениями этих лет являются сборник «Литовские письма» (1812), роман «Два пана Сетехи» (1815), цикл «Исторические песни» (1816), книга «История правления Сигизмунда III», ряд драматических и поэтических произведений, повестей. 

Известие о создании Наполеоном марионеточного правительства Великого герцогства Варшавского, заставляет Ю. Немцевича второй раз покинуть Америку. После поражения восстания 1830 – 1831 гг. (писатель входил в состав Временного правительства, был сенатором-каштеляном) он эмигрировал в Париж, где умер 21 мая 1841 г. (по другим источникам – в своем имении Урсынов, недалеко от Варшавы). Прямых наследников не имел. Исполнителем завещания еще в 1833 г. назначил племянника Кароля Урсына Немцевича (1797 – 1867), сына Яна, маршалка шляхты Брестского повета и Текли Выгоновской, активного участника восстания 1830 – 1831 гг., автора мемуаров «Воспоминания с 1831 г.» и «Воспоминания о восстании в Бресте Литовском» (1869)».

все новости

Государственные органы и организации Беларуси