Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

По вопросам образования

01.01.2024 10:01

Вопрос 1. Что способствует процессу успешной адаптации ребенка к школе?

Прежде всего, это развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения. Не менее важно развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми – не членами семьи, быть общительным, интересным, успешным  - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения с одноклассниками и педагогами.  Важнейшее условие успешной адаптации к школе - формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки. Конечно, лучше всего - если родители позаботились об оздоровлении ребенка перед школой,  это несомненно способствует ускорению процесса адаптации. Ребенок в этом случае быстрее и с меньшим напряжением справляется с трудностями начала школьного обучения и может лучше учиться.

 

Вопрос 2. Легко ли первоклассники переносят школьную нагрузку?

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих  детей, и особенно шестилеток,  социальная адаптация представляет существенную проблему, так как личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности еще не сформировалась.Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.

Вопрос 3. Какие самые распространенные формы школьного неблагополучия?

Наиболее  распространенная форма проявления школьного неблагополучия - тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в себе и в правильности собственного поведения.   Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка  является недостаточный уровень школьной зрелости, может быть связано во многом  с состоянием его здоровья.   Задача  педагогического коллектива создать совместно с родителями такие условия, в которых описанные трудности не будут  тормозить развитие учащегося, не  скажутся на мотивации, а значит и на  успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться. Чувство неуверенности в себе, как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности. 

Вопрос 4.  Как помочь ребенку стать уверенным в себе? 

Прежде всего, и  родителям, и педагогам  нужно  принять мысль о том, что  ребенок имеет право на свою точку зрения, научиться проявлять  уважение к его душевному настрою, словам и образу мысли. Даже  в тех случаях, когда  всем кажется, что ребенок говорит глупости, надо  выслушать его, а не поднимать  на смех.  Взрослым надо научиться позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми эти мечты ни казались.  Сегодня он хочет стать ученым, завтра – летчиком.  Ребенку нужна мечта, это помогает ему развиваться, чувствовать себя более уверенным в реальном мире. И еще совет:  пусть и не всегда, но предоставляйте ребенку право осуществлять самостоятельный выбор, поддерживайте принятие  самостоятельных решений.  Конечно, он   может  ошибиться, но  все мы учимся на своих ошибках.   Ребенок должен быть уверен, что у него есть право на ошибку, а, кроме того, надежный тыл, постоянная поддержка. Это важно для того, чтобы  его поступками  двигал не страх, а убеждения, любовь и другие мотивы.

Родителям, как, впрочем,  и учителям,  важно научиться  не сравнивать своего ребенка  с  другими, не ставить ему в пример кого бы то ни было. Каждый человек - индивидуальность, и ребенок должен понять это как можно раньше, чтобы в трудных ситуациях не терять самоуважение. Мы, взрослые, часто делаем ошибку, не позволяя ребенку развиваться в соответствии с его возможностями, индивидуальными особенностями. Нам трудно принять, что он вовсе не обязан соответствовать тому образу, который существует в нашем воображении. Часто ребенок сильно переживает, что не может быть таким, каким  мы хотим его видеть.  Это не идет ему на пользу,  результаты его деятельности только ухудшаются.

 

Вопрос 5.  Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

         Не обязательно.

Вопрос 6. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
          Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.
Педагоги и психологи считают, что готовить ребенка к школе обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.
Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.
При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.


Вопрос 7. Нужна ли школьная форма первоклассникам?
        Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Вопрос 8. Как помочь учащемуся преодолеть экзаменационный стресс?

Накануне экзамена

В первую очередь очень важно предоставить организму полноценный сон. Особенно чревата негативными последствиями подготовка ночью. Известно, что недостаток сна либо его избыток приводят к заторможенности и замедленности реакций. Гормон мелатонин, который вырабатывается ночью, напрямую влияет на качество сна и снижение стресса, позволяя организму полностью восстановиться.

Настроить себя на успех: «У меня все получится, я все вспомню».

Заранее продумать свой гардероб, чтобы не пришлось расходовать время и энергию на выбор одежды. Лучше надеть «счастливую одежду» или взять на экзамен «счастливую ручку», то есть предметы, с которыми учащиеся уже переживали ситуацию успеха. В момент волнения эти символы будут давать дополнительный ресурс.

Не принимать успокоительные средства. Влияние лекарственных средств может оказать обратный эффект на организм, сильно затормозить состояние нервной системы, поэтому не стоит рисковать. Реакция на один и тот же препарат у каждого человека абсолютно разная.

В день экзамена

Перед экзаменом следует выпить несколько глотков чистой воды, так как во время стресса при недостатке воды происходит снижение скорости нервных процессов. Нежелательно пить сладкую газированную воду, чай, кофе, потому что они ускоряют обезвоживание организма.

Не приходить задолго до начала экзамена, так как можно перенервничать. Лучше всего приходить за полчаса, это позволит адаптироваться к ситуации.

На экзамене очень важно выглядеть уверенным в себе, даже, если это не так. Уверенный вид учащегося производит хорошее впечатление на экзаменатора.

В случае возникновения трудной ситуации на устном экзамене

Если нет ответа на вопрос, необходимо записывать всю информацию, какую только можно вспомнить из любых источников: телепередачи, разговора с родителями или друзьями и др., главное – не паниковать. В процессе письма обязательно придут мысли и постепенно вспомнится изученный материал. В конце подготовки желательно составить план ответа, изложить четко и логично текст.

При возникновении «ступора» и невозможности вспомнить хорошо выученный учебный материал можно воспользоваться некоторыми приемами, которые помогут быстро снизить запредельный порог стрессового напряжения.

Первой помощью при остром стрессе на экзамене являются:

  • умение сказать себе «Стоп!», собрать всю волю «в кулак» и не провоцировать дальнейшее развитие напряжения, подчинить своей воле негативные эмоции, как бы «выйти от ситуации», оставить ее;
  • медленное дыхание через нос и еще более медленный выдох с последующей задержкой дыхания. На физиологическом уровне концентрация внимания на процессе дыхания носит выраженный успокаивающий характер. Упражнение необходимо выполнять до тех пор, пока не наступят признаки снижения высокой тревоги;
  • осуществление минутной релаксации. Расслабить уголки рта, увлажнить губы, расслабить напряженные плечи, мышцы лица, которые отражают ваши мысли, эмоции, внутреннее состояние. Постарайтесь как можно выше поднять брови и расслабьтесь;
  • сжатие кистей рук в кулак, настолько сильно, насколько возможно, затем расслабление. Упражнения, основанные на чередовании напряжения и расслабления, снимают сильное напряжение в течение короткого времени;
  • зевание уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Чем интенсивнее умственная работа, тем больше зевков можно совершить. Активизации интеллектуальной деятельности способствует также массаж мочек ушей.

Эти несложные упражнения помогут в экстремальной ситуации снизить высокое стрессовое напряжение и продолжить прерванную работу.

Важным ресурсом успешной сдачи экзаменов учащимся является психологическая поддержка родителей, так как ребенок, кроме получения отметки, постигает самую главную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации. В первую очередь родителям не нужно ставить перед ребенком сверхзадач. Рекомендуется:

  • создать максимально комфортную обстановку, следить за соблюдением режима дня и питания;
  • помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам;
  • опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов;
  • проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, понимать его переживания и не выступать в роли судьи;
  • не повышать тревожность ребенка накануне экзаменов, не вселять свои собственные страхи – это может отрицательно сказаться на получении экзаменационного результата;
  • помнить, что самое главное в ситуации экзамена – это победа ребенка над самим собой, приобретение своего собственного опыта, формирование умения преодолевать трудности и идти дальше.

Вопрос 9. Что делать родителям, чтобы снизить вероятность буллинга в отношении  их ребенка?

Родители должны помочь ребенку укреплять имеющиеся связи с его товарищами и заводить новых друзей: приглашать знакомых и одноклассников на дни рождения и вечеринки, придумывать конкурсы и соревнования, совместные мероприятия и командные игры. Поддержать ребенка в поиске общих с друзьями полезных интересов, кружков, спортивных секций. Научить подростка правилам уверенного поведения и эффективной коммуникации. Что касается Интернета, важно научить ребенка не передавать никому своих персональных данных и не делиться с незнакомцами личной информацией, не выставлять напоказ свои видео и фотографии, которые предназначены для личного просмотра. Создавать атмосферу доверия, поддержки и открытости в семье. Это, безусловно, поможет ребенку свободнее социализироваться и адаптироваться в обществе. И быть внимательными к своему сыну или дочери.


все новости

Государственные органы и организации Беларуси