1. Что
значит освоение (занятие) земельного участка?
ОТВЕТ: Разъясняем, что согласно подпункту
1.14 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее Кодекс)
занятие земельного участка - строительство объекта недвижимого имущества
(осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной
проектной документацией, в том числе в отношении нежилых построек на придомовой
территории на предоставленном земельном участке) в случае, если земельный
участок предоставлен для целей, связанных со строительством капитальных
строений (зданий, сооружений), а также иное освоение земельного участка
(осуществление комплекса работ в соответствии с целевым назначением и условиями
предоставления земельного участка) в случае, если земельный участок предоставлен
для целей, не связанных со строительством капитальных строений (зданий,
сооружений).
В случае если в установленные сроки
гражданин не приступит к занятию земельного участка, земельный участок будет
изъят.
Обращаем внимание, что строительство на
земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания дома, в
соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 87 «О некоторых мерах по
сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов,
дач», должно быть завершено в течение трех лет с даты осуществления
государственной регистрации права на этот земельный участок. При этом
завершением строительства считается возведение фундамента, стен и крыши этого
дома, независимо от его ввода в эксплуатацию.
2.
Можно ли разделить земельный участок, предоставленный для строительства и
обслуживания жилого дома.
ОТВЕТ:
Да, можно, если земельный участок является делимым.
Делимым
является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая
из которых после раздела образует новый земельный участок, и это
не приведет к нарушению градостроительных регламентов,
природоохранных, санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных,
строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный
участок признается неделимым.
При
этом есть определенные условия, которые должны быть соблюдены при разделе земельного
участка:
изменение
вида права на существующий земельный участок на право частной
собственности (если он принадлежит заявителю на ином виде права) или
на право аренды (если он в соответствии с законодательством
не может быть предоставлен в частную собственность);
внесение
платы за земельный участок или платы за право аренды земельного
участка в соответствии со статьями 36 и 37 Кодекса;
наличие
инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей минимально
необходимый уровень инженерного оборудования земельных участков;
соблюдение
предельных размеров земельных участков, установленных статьей 46 Кодекса,
градостроительных регламентов, природоохранных, санитарно-эпидемиологических
требований, противопожарных, строительных и иных норм и правил.
Таким
образом, должны быть подъезд к образованному участку, возможность подвести к
нему инженерные сети, построить на нем жилой дом и хозяйственные постройки без
последствий для соседних домовладений.
3. Как получить пустующий земельный
участок в населенном пункте для строительства жилого дома.
ОТВЕТ:
Пустующие и неиспользуемые земельные участки можно получить в установленном
порядке после их включения районным исполнительным комитетом в перечень
свободных (незанятых) участков с учетом очередности граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий и желающих получить земельный участок для
строительства и обслуживания жилых домов, в данном населенном пункте.
Земельные
участки включаются в указанный перечень после прекращения прав граждан на них в
установленном порядке.
Перечни
свободных (незанятых) участков размещаются на сайтах горрайисполкомов и на
сайте Брестского облисполкома.
Местными
исполнительными комитетами ведется учет граждан, желающих получить земельные
участки для строительства и обслуживания жилых домов (далее – учет).
Постановка
граждан на учет осуществляется посредством формирования местными
исполнительными комитетами, списка граждан, желающих получить земельные участки
для строительства и обслуживания жилых домов
Заявление
о предоставлении земельного участка подается в местный исполнительный комитет
по месту нахождения участка согласно очередности.
4.
Можно ли во время «земельной амнистии» узаконить жилой дом, построенный на
земельном участке, предоставленном для ведения коллективного садоводства в
садоводческом товариществе и изменить целевое назначение земельного участка?
ОТВЕТ:
Нет, такой дом во время амнистии узаконить не представляется возможным, так как
на земельном участке, предназначенном для ведения коллективного садоводства,
может быть построен только садовый домик и хозяйственные строения и сооружения
необходимые для ведения коллективного садоводства, изменять целевое назначение
участка в садоводческом товариществе не разрешается.
Наличие правоудостоверяющих документов на земельный
участок, расположенный в садоводческом товариществе, является основанием для
его застройки в соответствии с проектом организации территории и застройки
садоводческого товарищества.
5.
Можно ли сдать в аренду садовый домик и земельный участок?
ОТВЕТ: Предоставить в аренду можно только садовый
участок (пустой) находящийся на праве частной собственности, если же на участке
имеется садовый домик, то для сдачи его в аренду должны быть оформлены
документы, удостоверяющие права на него и на земельный участок.
Арендатор имеет право использовать такой участок
только по целевому назначению, то есть для ведения садоводства.
6. В какой срок земельный спор должен быть рассмотрен?
ОТВЕТ:
Согласно пункту 2 статьи 109 Кодекса Республики Беларусь о земле, земельный
спор должен быть рассмотрен местными исполнительными и распорядительными
комитетами на основании заявления «О рассмотрении земельного спора» одной из
сторон, в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор,
не требующий дополнительного изучения и проверки, - не позднее 15 календарных
дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных
материалов исполнительный комитет, в который поступило заявление, может
продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив
об этом заявителя.
По результатам рассмотрения земельного спора
исполнительный комитет, рассматривающий его, принимает решение,
предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления
нарушенных прав землепользователей, которое не позднее 5 рабочих дней
направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.