Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная Общество Культура 3D-модели Усадьба Немцевичей

Историческая справка

30/11/2016 08:11

История рода Немцевичей

Герб Равич

Род Немцевичей герба Равич известен с XVI в. Первоначально он упоминается как «Урсын» в соответствии с изображением медведя на родовом гербе (лат. ursus – медведь). На поле герба Равич изображена девушка в короне, сидящая на черном медведе, что соответствовало бытовавшей легенде о дочери английского короля, которая оказалась не растерзанной злым зверем, а вернулась на нем в королевский дворец. С XVII в. Урсыны добавили к наименованию рода слово Немцевичи, обозначив таким образом свое происхождение из Германии. По другой версии «Урсын» является придомком, которым Немцевичи пользовались, начиная с XVII в., что подчеркивало знатность и древность рода.

Известными представителями рода были стольник Ежи, его внук Самуэль Казимир, также стольник, женатый на Кристине Деловицкой; их сын Андрей Ян, стольник витебский, посол на сейм в Варшаве от Слонимского повета, женатый во втором браке на Софье Годлевской из Полоцка и владелец Неплей и Клейников. Их сын Александр, мечник Берестейского воеводства, добавил к отцовским владениям Скоки. В 1763 г. Непли и Кузавка по наследству перешли Франтишку (1718 – 1795), чашнику брестскому, а Скоки и Клейники – Марцелию, подчашему мельницкому.

Юлиан Урсын-Немцевич

В семье Марцелия, женатого на Ядвиге (из Суходольских), имелось шестнадцать детей. В 1802 г. после смерти отца по завещанию от 1796 г. имение отошло старшему сыну Юлиану (1758 – 1841), известному общественному и политическому деятелю Речи Посполитой, писателю. В 1832 владения Скоки, Клейники, Адамково и Черевачицы, принадлежавшие Карлу и Фадею Немцевичам были конфискованы. В 1890 г. имение включало 319 десятин земли и владел им Иван Урсын-Немцевич (1828 – 1900), маршалок шляхты Гродненской губернии, потомок одного из братьев Юлиана. В 1905 г. Скоками и Голендерной владел его сын Иван. В 1927 г. по документам Скоки именуются фольварком имения Мотыкалы, которым владела Софья из Урсын-Немцевичей, жена Яна Альфреда Пилецкого. В 1931 г. Скоки принадлежали Янине Урсын-Немцевич, котороя продала часть земли крестьянам. Состав угодий имения и его недвижимое имущество в 1934 г. отражает запись в ипотечной книге. Последним владельцем Скоков был Станислав, автор книги «Моим внукам».

 

Архитектура усадьбы

Усадьба Немцевичей в Скоках была возведена в стилистике позднего барокко. Имя архитектора, чей проект дома, как и усадьбы со службами и парком, был осуществлен, неизвестен. Вероятнее всего им явился один из варшавских мастеров, работавших в это время в западных губерниях Российской империи, о чем свидетельствуют близкие по характеру постройки, возведенные на Брестчине и Гроденщине, хорошее знание традиций белорусской архитектуры эпохи барокко.

Имение состояло из главного дома, двух боковых, отдельно размещенных флигелей, пейзажного парка с элементами регулярной планировки и часовни. Его общая площадь составляла около 5 га. Сочетание нескольких корпусов, возведенных из кирпича, ограды, образующей замкнутый двор, и больших террасированных парковых пространств, простиравшихся с южной стороны, создавало особую романтическую атмосферу возрожденного в классицистическое время барочного комплекса.

Наполеон Орда, 1856—1883 гг.

Главный двухэтажный дом имел симметрично-осевое построение и в плане представлял вытянутый прямоугольник со значительно выступающими боковыми объемами. В разное время они имели шлемовидные завершения, напоминая угловые башни, либо трехскатные крыши, объединявшиеся с перекрытиями основного объема. Вытянутые боковые фасады, обращенные в сторону двора и в сторону парка, выделялись поднятыми на массивные опоры балконами-террасами. Количество опор менялось, но в первоначальном варианте дома их было по четыре с каждой фасадной стороны.

Основной прием решения фасадов – симметрия. Она подчеркивалась количеством оконных проемов (по 6 на каждом этаже) и размещенными строго по центру дверями: на первом этаже входом, на втором – выходом на балкон. Симметрия прочитывалась горизонтальными тягами карнизов, разделявших этажи и находящимися в переходе стен к крыше, вертикальным рисунком плоских лопаток, угловых пилястров, сандриками и наличниками окон. Так же симметрично воспринимались и боковые объемы, возведенные с отступом от линии дворового фасада.

Строгость решения стен главных фасадов подчеркивалась более мягкими линиями крыши. Она имела вальмовую (четырёхскатную) конструкцию и состояла из нескольких разноуровневых объемов. Характерный излом, идущий горизонтально в середине крыши, позволял создать не только дополнительный объем под перекрытиями, но и выразительный рисунок завершения всего дома, дополненный вертикалями печных труб. Освещение объема, образованного склонами крыши, обеспечивалась небольшими люкарнами.

Сведений об интерьерах дома сохранилось очень мало, внутренние объемы неоднократно перестраивались и меняли свою планировку. Так, по воспоминаниям Юлиана Немцевича, первый этаж имел много комнат, расположенных вдоль двух коридоров, планируемых под жилье троим сыновьям, которые, как предполагалось, должны были жить вместе и вести хозяйство. Этаж поэтому имел «монастырский вид». Однако современные исследования позволяют отнести это описание к разряду юношеских впечатлений. Вероятнее всего на первом этаже находилось несколько помещений анфиладного типа и коридор. Если первый этаж использовался под жилье, то второй имел преимущественно репрезентативное значение. Здесь находился большой бальный зал с боковыми балконами-галереями музыкантов. Из основного объема имелись проходы в боковые алькежи, которые служили для размещения библиотеки, архива, в качестве скарбницы.

Наполеона Ордf, 1861-1877 гг.

Усадебный дом с флигелями (официной справа и конюшней слева) образовали парадный двор с традиционным кругом в центре. Судя по фотографии, выполненной в 1914 г., он имел правильную геометрическую форму. Боковые одноэтажные флигели были с высокими крышами. На рисунке Н. Орды они изображены маленькими домиками, чем подчеркивалась высота главного здания, и расположение под углом к оси.

От въездной брамы, решенной в виде двух высоких и двух более низких пилонов с карнизом и четырехскатной крышей, к дому вела короткая аллея, оформленная стриженной зеленью и двумя симметрично расположенными группами елей. По внешней стороне партер был обсажен липами через 4 м (сохранилось несколько крупных дерева из первоначальных посадок). С восточной стороны за конюшней находился небольшой хозяйственный двор с колодцем в центре.

За домом со стороны паркового фасада были две невысокие террасы, оформленные рабатками. На первой симметрично зданию росли туи, посаженные, как считается, Тадеушем Костюшко и Юлианом Немцевичем. Вто-рая была решена в виде большой клумбы с посадками декоративных растений и цветов. Обе террасы фланкировали кулисы в виде посадок групп тополя белого, клена и липы.

По основной оси от усадебного здания шля главная аллея в виде грабовой шпалеры. В центральной части парка она была трехрядной с высотой коридора более 2 м. Во второй половине парка коридоры посадок зелени становились шире и примерно в два раза выше. В шпалере имелась зеленая беседка, выполненная также из граба. Продолжением зеленых коридоров являлась широкая (до 8 м) липовая аллея с расположением деревьев в ряду через 5 м. От нее открывался вид на искусственный рукав р. Лесная, который был южной границей парка. Примерно в центральной части парк пересекался нешироким каналом, обсаженным деревьями, образующими четыре сравнительно больших боскета. В них росли плодовые деревья, выращивались самшит, полынь, божье дерево, шалфей, рута, ирисы и др. В более позднее время эти пространства получили пейзажное оформление в виде полян и небольших древесных групп.

Схема планировки усадьбы Немцевичей

Композиционную основу восточной части парка составили три поляны. Первая (самая крупная) была окружена небольшими древесными группами из клена и граба. За каналом располагалась аналогично оформленная вторая поляна. Третьей поляной, обсаженной древесными группами, дополненными боярышником, сиренью и спиреями, парк замыкался. Это была наиболее уединенная часть парка с беседкой на небольшом видовом холме. Отсюда открывалась перспектива на живописные окрестности и передний план с водоемом.

Двор, по воспоминаниям Ю. Немцевича, окружала живописная дубрава, которую его отец «очистил», проложил «улицы», построил каплицу св. Марии Египетской, а вдоль дорожек расставил деревянные скульптуры святых, отшельников. Здесь же, в дубраве стояла колонна, сохранившаяся до нашего времени, со скульптурой св. Рафаила. Она представляет высокое центрическое сооружение на квадратном, со срезанными углами, кирпичном постаменте.

Судьба усадьбы и дворца Немцевичей в Скоках интересна и захватывающа. Они пережили несколько эвакуаций, два полных ограбления, годы запустения и нынешнее возрождение. Жизнь пяти поколений Немцевичей прошла связана с этими местами. Здесь были Тадеуш Костюшко, Наполеон Орда, русский имперaтор Александр III. В годы пeрвой мировой войны в усадьбе рaсполагалась ставка комaндующего Восточным гермaнским фронтом, фельдмaршала, принцa Баварского Леопольдa. В Скокoвском двoрце 15 декaбря 1917 года былo подписано перeмирие, которое остановило Первую мировую войну.

 

История строительства усадебного дома

Семья Марцелия Немцевича жила в небольшом одноэтажном доме, построенном в XVII в. Он имел сравнительно небольшие размеры и включал зал, спальню, детскую, салон, комнату с алькежем для гостей. Около господского дома стояла официна, где находились служебные помещения, кухня и жила прислуга. Детинец был обнесен оградой из штакетника с брамой. Дальше располагался фольварк со службами, включающими спихлер, сараи, оборы, гумна. Как свидетельсвуют описания, к дому примыкал парк, в боскетах которого росли плодовые декоративные деревья, высаживались цветы. Очевидно, усадьба в Скоках имела характерные черты ренессанса. По воспоминаниям Юлиана Немцевича, скромный родительский дом отличался гостеприимностью, в нем едва ли не каждый день в доме принимали гостей.

В 1765 г. Марцелий с семьей переехал в Клейники, в родительский дом. Усадьба располагалась на высокой террасе р. Лесная в окружении леса. Дедовский дом, по воспоминаниям Юлиана, был намного просторнее отцовского. В нем прошли его детские годы, отсюда в 1770 г. он уехал на учебу в Варшавский кадетский корпус. Переезд Марцелия Немцевича с семьей в Клейники был связан со строительством новой усадьбы. Старый дом, ставший тесным для большой семьи, разобрали, распахали детинец и начали строительство нового двора.

О строительстве усадебного дома в Скоках, его внешнем виде и интерьерах, о виде усадебного парка рассказывают страницы воспоминаний Юлиана Немцевича, а также акварельный рисунок Наполеона Орды, выполненный в 1860 – 1870-е гг.

Юлиан Урсын-Немцевич (1758 – 1841) – классик польской и белорусской литературы эпохи Просвещения, общественный деятель, один из авторов демократической Конституции 3 мая 1791 г., участник освободительного движения, сподвижник Тадеуша Костюшко в восстании 1794 г., участник восстания 1830 – 1831 гг. Родившийся в семье богатого шляхтича, он вместе с братьями получил домашнее образование, воспитывался в духе глубокого уважения к старшим и к людям духовного сана. Затем учился в Брестском иезуитском коллегиуме, а в двенадцать лет поступил в Варшавский кадетский корпус. По окончании кадетского корпуса Юлиан Урсын-Немцевич становится личным адъютантом князя Адама Чарторыйского, а в 1794 г. – личным адъютантом и секретарем Тадеуша Костюшко. В битве под Матиевицами был ранен, пленен и вместе с Т. Костюшко по приказу Екатерины II полтора года находился в заключении в Петропавловской крепости. Написав расписку об отказе заниматься политической деятельностью против российского правительства, он был освобожден Павлом I. Однако вскоре, в 1796 г. он уезжает в США, где поселяется в Элизабеттауне и женится на Сюзанне из Ливингстонов-Кин, вдове друга Т. Костюшко.

В 1802 г. умирает отец, и Ю. Немцевич смог возвратиться в Скоки по делам наследства. Указом Александра I от 20 ноября 1801 г. ему, а также Михаилу Огинскому, Станиславу Мирскому, Каролю Прозору, Антонию Тизенгаузу и другим изгнанникам, «... коим въезд в пределы российской империи был воспрещен, разрешая оный, повелеваем дозволить им возвратиться в свои деревни и иметь свободное пребывание...».

Двухлетний период жизни Юлиана после возвращения из США оказался творческим и плодотворным. Путешествуя, он интересуется историческими памятниками Беларуси и пишет о них, ратует за развитие просвещения, проведение буржуазно-демократических реформ, пишет сатиры на феодальные порядки, призывает к освобождению крестьян от крепостного гнета. Произведениями этих лет являются сборник «Литовские письма» (1812), роман «Два пана Сетехи» (1815), цикл «Исторические песни» (1816), книга «История правления Сигизмунда III», ряд драматических и поэтических произведений, повестей. 

Известие о создании Наполеоном марионеточного правительства Великого герцогства Варшавского, заставляет Ю. Немцевича второй раз покинуть Америку. После поражения восстания 1830 – 1831 гг. (писатель входил в состав Временного правительства, был сенатором-каштеляном) он эмигрировал в Париж, где умер 21 мая 1841 г. (по другим источникам – в своем имении Урсынов, недалеко от Варшавы). Прямых наследников не имел. Исполнителем завещания еще в 1833 г. назначил племянника Кароля Урсына Немцевича (1797 – 1867), сына Яна, маршалка шляхты Брестского повета и Текли Выгоновской, активного участника восстания 1830 – 1831 гг., автора мемуаров «Воспоминания с 1831 г.» и «Воспоминания о восстании в Бресте Литовском» (1869)».

Модель / Историческая справка / Видео / Разработчики / Благодарности / Системные требования