Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы
Главная О регионе Экскурс в историю

К 80-летию Брестской области. Восстановление после войны

01.03.2019 14:03

Восстановление городов, местечек и малых населенных пунктов периферийной глубинки - особая страница недолгой по хронологическим меркам истории Белорусской Советской Социалистической Республики. Их возрождение из пепла и руин произошло в рекордно короткие сроки – благодаря отлаженному механизму взаимодействия и взаимовыручки на уровне всей необъятной страны Советов. Эффект консолидации оказался высок:  Брест – наглядное тому подтверждение.

Дороги помощи

… Из журнала боевых действий 160-й стрелковой дивизии: «В ночь на 28.7.1944 противник был вынужден возобновить отход. 1295-й стрелковый полк захватил Волынку, продвинулся к реке Мухавец и к 6.00, использовав переправу, которую противник не успел уничтожить, ворвался на юго-западную окраину Бреста. Сломив здесь после короткого боя сопротивление арьергардных частей врага, к 7.40 полк вышел вдоль западной окраины Бреста в район станции Брест-Центральный и часом спустя в район предместья Граевское»… Представшую удручающую картину разрухи и запустения впоследствии детально описал бывший первый секретарь Брестского областного комитета КП(б)Б Тупицын: «Утром 28 июля 1944 года нам стало известно об освобождении Бреста, и мы двинулись в путь в 17 часов… Вот главная магистраль города – проспект 17 Сентября (сейчас ул. Ленина – Прим. Е.Л.). Многие здания улицы были разрушены еще 22 июня 1941 года. На руинах этих домов вырос бурьян. От здания театра остались только обгоревшие стены, в которых зияют огромные пробоины…Район вокзала – и тут запустение. На путях – взорванные паровозы, вагоны. Переезд к вокзалу разрушен».

Статистика скрупулезных подсчетов оказалась не менее шокирующей: ущерб, нанесенный гитлеровцами народному хозяйству города, составил свыше 303,7 млн рублей, из них по промышленности – 45,4, коммунальному хозяйству – 42,9, здравоохранению – 13,4, народному образованию – 5,5, торговле – 2,9 млн рублей. Оккупанты взорвали и сожгли 2 электростанции, хлебозавод, 11 пекарен, 6 мельниц, мясокомбинат, ликеро-водочный и пивоваренный заводы, паровозное и вагонное депо, мастерские, взорвали сооружения Днепровско-Бугского канала, разрушили полностью или частично свыше 3,3 тысячи домов. Согласно официальным данным, Брест тогда лишился половины своего жилого фонда. Становилось очевидным: практически стертый с лица земли до основания город, в котором оставалось менее 15 тысяч жителей из почти 69 тысяч, проживающих тут до войны, самостоятельно, собственными силами, отстроиться заново не был способен. Для этого требовалась экстренная поддержка – и она пришла незамедлительно.

В те времена для приграничья каждая отремонтированная и вновь пущенная в эксплуатацию железнодорожная колея воспринималась как очередная дорога помощи, обеспечивающая снабжение продолжающих наступление частей Красной Армии и в то же время  - доставку всего необходимого для скорейшего возвращения города над Бугом в привычную колею созидательной мирной жизни. Так, в Брест были направлены энергопоезд мощностью 1000 кВт и дизельная станция в 250 кВт, обеспечивающие город электроэнергией до восстановления местной электростанции в 1948 году. Уже 2 августа 1944 года областной центр принял первый эшелон трудящихся из ранее освобожденных восточных районов, своим трудом внесших достойную лепту в благое дело возрождения.

Наладить работу железной дороги удалось в буквальном смысле слова в считанные дни и месяцы. В восстановлении Брестского железнодорожного узла принимали участие не менее 8 тысяч человек городского и сельского населения. Уже 31 июля было открыто движение по линии Барановичи – Брест. Около 12 тысяч рабочих и 1400 сельских тружеников за пять дней (!) отремонтировали железнодорожный мост через Западный Буг. За двадцать героических дней были восстановлены все 1115 километров Брест – Литовской железной дороги, и уже к концу 1944 года она пропускала по 90 пар поездов в сутки – вдвое больше, чем перед войной!

Вокзал: остановка с комфортом

Одним из первых в городе объектов приложения объединенных усилий, средств, людских и материально-технических возможностей, соответственно, оказался железнодорожный вокзал Брест-Центральный - въездная «визитная карточка» советской державы с западного направления. Приступивший здесь к работе 2 августа 1944 года слесарь Владимир Васильевич Финцклер рассказывал, что к моменту освобождения его черепичная крыша была пробита, скорее всего, попавшим в нее снарядом, сильно пострадало здание почты, а сам вокзал и прилегающие территории оказались заминированы. Саперы вели разминирование около двух недель, и только после этого персонал был допущен к выполнению своих обязанностей.

Издание «Брестский железнодорожный вокзал - западные ворота страны» (Минск, «Энциклопедикс», 2005) повествует, в том, числе, об особенностях его функционирования на тот момент: «Развернулись ремонтные работы и на Брестском вокзале. Восстанавливалось пассажирское здание, очищались подвалы, благоустраивалась прилегающая территория. Большую помощь работникам вокзала оказывали городские власти.

Начальником вокзала сразу после освобождения Бреста был назначен Владимир Баранов. Его отчество, к сожалению, установить не удалось.

Рабочие и служащие поддержали инициативу саратовских железнодорожников о проведении месячника по наведению чистоты и порядка на вокзалах страны и культурному обслуживанию пассажиров. В это время очищена от хлама и мусора привокзальная площадь, посажено много деревьев и кустарников, покрашены и побелены помещения вокзала, установлено новое технологическое оборудование, протянуты линии связи. Все это позволило уже к середине 1945 года значительно увеличить пропускную способность помещений вокзала, улучшить обслуживание пассажиров.

Сотни советских людей возвращались на Родину – бывшие узники концентрационных лагерей, те, кого угнали на принудительные работы в Германию. Каждого нужно было накормить, одеть, оказать медицинскую помощь. В связи с этим на вокзале появился специальный пункт по приему репатриантов. В комнатах отдыха для них организовывались концерты, лекции, демонстрировались кинофильмы».

Театр – дело молодых

Примечательно, что в насущных заботах о восстановлении народного хозяйства не ушли в тень, на второй план культурные нужды и потребности горожан. Воссоздать для благодарных зрителей буквально по кирпичику упомянутый ранее театр, превращенный войной в груду развалин, было доверено молодым. Об этом можно судить по небольшой заметке «В Бресте будет театр», которая появилась на страницах газеты «Комсомольская правда» в номере за 12 октября 1944 года. Тогда в ней сообщалось, что восстановление театра – дело молодежи. Уже 15 октября по решению Брестского горкома комсомола был проведен первый массовый молодежный «восстановительный» воскресник. Интересная деталь: парни и девушки, непосредственно участвовавшие в возрождении родного города, имели личные книжки, в которой велся учет отработанных часов.

Брестский областной драматический театр имени Ленинского комсомола Белоруссии распахнул двери в октябре 1945 года. Первыми его актерами были выпускники Московского городского театрального училища, сыгравшие первые спектакли – «Вечер старинных водевилей», «Игра любви и случая» П. Мариво, «Мещане» М. Горького – соответственно, в столице Советского Союза. С 1949 года творческий коллектив пополнился актерами Могилевского областного театра. Справочной литература содержит  приведенные далее сведения о деятельности брестских профессиональных  театралов: «Постановками «Молодая гвардия» по А. Фадееву, «Иринка» К. Черного и «Как закалялась сталь» по Н. Островскому театр начал разрабатывать героико – романтическую тематику, определяющую его основное идейно – творческое направление. Эту тему театр продолжил спектаклями о событиях Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны, героизме советских людей в Великую Отечественную войну: «Юность отцов» Б. Горбатова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Константин Заслонов» А. Мовзона. Особе место в творческой жизни театра принадлежит спектаклю «Брестская крепость»  по пьесе К. Губаревича, отличающемуся романтической приподнятостью, напряженным внутренним действием. В 1960 году спектакль был показан в Москве на сцене Кремлевского театра, в 1967 году он был удостоен премии Ленинского комсомола».

По планам

Даже сегодня, в эпоху высоких скоростей и быстрых технологий, интенсивность темпов восстановления приграничья не может не впечатлять. Так, уже вскоре после освобождения в Бресте наладили энерго- и водообеспечение, работу порта и Днепровско-Бугского канала, сети магазинов, столовых, лечебных учреждений, стали выпускать продукцию хлебозавод и мясокомбинат. 1 сентября 1944 года возобновили деятельность детские сады и школы…

Дальнейшее восстановление и развитие города осуществлялось в соответствии с планами четвертой пятилетки на 1946 – 1950 годы. За это время на восстановление народного хозяйства было израсходовано 83,6 млн рублей, из них 23,8 - на развитие промышленности. В течение только этой первой послевоенной пятилетки вступили в строй 38 предприятий и артелей, в том числе две электростанции, мельница, электромеханические, вагоно-, судо-, авторемонтные и ремонтно-механические мастерские, трикотажная и мебельная фабрики, началось строительство завода сборного железобетона. В сравнении с 1945 годом выпуск валовой продукции увеличился в 4,5 раза, численность рабочих возросла в пять раз.

Многое делалось и в социальной сфере. Сохранившиеся сведения говорят сами за себя, не нуждаясь в дополнительных комментариях. Только по результатам этого пятилетия в городе над Бугом были открыты 21 общеобразовательная школа на 8175 учащихся, 4 ремесленных училища и школы ФЗО, стали действовать 6 больниц на 690 коек, 3 поликлиники, 3 амбулатории, 2 диспансера, 5 фельдшерских пунктов и столько же аптек. Работали областная библиотека, краеведческий музей, медицинское и музыкальное училища, 3 кинотеатра, 17 клубов, 45 библиотек с книжным фондом свыше 180 тысяч экземпляров, 11 детских дошкольных учреждений, 266 торговых точек. И еще несколько заслуживающих упоминания цифр: в названный период на восстановление и строительство жилья в Бресте израсходовали 1054 тысяч рублей, что позволило предоставить нуждающимся горожанам 626 домов общей площадью около ста тысяч квадратных метров.   

Перспективы будущего Бреста определил еще один важный документ – утвержденный в 1948 году генеральный план, согласно которому статус главных магистралей города придавался улицам Московской и Ленина.

Источник: областная газета «ЗАРЯ»

все новости

Государственные органы и организации Беларуси