Будет ли пуск надежным, а ток безопасным?
На этот и другие вопросы в интервью «БВ» ответил директор ООО «Аккумуляторный Альянс» Дмитрий Бутов.
— Не так давно достоянием общественности стала новость: в адрес председателя Брестского облисполкома поступило обращение от Вашего предприятия. В нем просьба отменить решение о приостановке строительства аккумуляторного завода... Не мне Вам рассказывать об общественных настроениях по поводу завода АКБ. Что можете возразить оппонентам и почему решено вновь поднять столь резонансный для Бреста вопрос?
— Начну с того, что в конце весны поменялись собственники аккумуляторного завода, а само предприятие было переименовано в ООО «Аккумуляторный Альянс». Важно понимать, что это не просто смена хозяев и вывески. У завода есть все необходимые разрешения: положительные заключения государственных экологической и строительной экспертиз, а также разрешения на выбросы. Так что мы готовы к проведению пусконаладочных работ и вводу в эксплуатацию.
Скажу больше: это заявление может легко проверить чуть ли не каждый желающий. Новые собственники и руководство предприятия взяли курс на полную открытость для общественности. Мы приглашали и будем приглашать на завод брестчан и жителей Брестского района. В ходе таких визитов детально разъясняется информация об установленном оборудовании, инженерных сетях и документации. Естественно, для полной прозрачности будут приглашаться профессиональные эксперты. С Академией наук, к примеру, договоренность уже достигнута. Рассматриваем возможность привлечения специалистов из других учреждений и даже стран.
— Насколько мне известно, в последнее время проводилось несколько государственных экспертиз. Что они показали?
— Экспертизы были не только государственными. По собственной инициативе мы проводили и независимый экологический мониторинг. Это делалось для всестороннего изучения вопроса безопасности скорректированного проекта.
Напомню, что первоначальный вариант проектной документации учитывал сценарий с минимальным воздействием производства на окружающую среду, но не учитывал возможность наихудших условий эксплуатации. Мы откорректировали его, учитывая и неблагоприятные режимы работы предприятия. Также уточнили потребности в основных материалах, установке дополнительных единиц газоочистного оборудования. И сейчас прогнозируем — и мы, и специалисты-экологи — снижение как валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу, так и объема сбрасываемых в канализацию сточных вод. В цифрах это выглядит так: выбросы в атмосферу снижены на 5,8 процента, сбросы в канализацию — на 11,3. Также на 14 процентов снижено образование производственных отходов.
Спешу успокоить общественность. Если в ходе пусконаладочных работ мы не подтвердим заявленные показатели по экологической безопасности, предприятие работать не будет.
— Какие же всё-таки нормативы по выбросам свинца установлены в переработанном проекте? И давайте сравним их с предельно допустимыми нормативами.
— Тут можете удивиться, но факт остается фактом. В ходе выполненных расчетов по аттестованным методикам установлено, что в месте размещения завода можно безопасно выбросить в атмосферный воздух до 124 кг/год. В обновленном проекте же валовый выброс свинца не превышает 17 кг/год. Такая вот повышенная планка безопасности...
— Что с дополнительным оборудованием? Какое приобретено и как оно повлияет на безопасность?
— Тут придется оперировать технической терминологией. Закуплена установка конденсирования пара — при производстве порошка она предотвратит выход пара за пределы рабочей зоны. Также приобретены дополнительные вытяжные зонты на участках пастонамазки и отливки цилиндриков и газоочистные установки для локализации выбросов при отливке ленты. Эти меры минимизируют вред для окружающей среды до безопасного уровня.
— Однако людей всё равно беспокоит близость предприятия к городу...
— Постараюсь развеять эти опасения. Завод расположен на промышленной площадке, имеет полукилометровую санитарно-защитную зону, и это более чем соответствует требованиям законодательства и безопасности для среды проживания людей.
Для сравнения: в мировой практике масса примеров, когда аккумуляторные заводы располагаются в городской черте, в непосредственной близости от жилой застройки. Есть расстояние и в 200 метров, и в 100, а в Германии, скажем, завод расположен через дорогу от жилых домов.
Зарубежные эксперты, о которых я говорил выше, посещали завод, знакомились с проектной документацией и установленным оборудованием. Их оценка — уровень безопасности завода очень высокий. Эти рецензии у нас есть, и с ними мы можем ознакомить желающих.
— Об информировании общественности. Как будет строиться диалог в дальнейшем?
— Возможно, повторюсь, но мы уже организовывали настоящие экскурсии для желающих познакомиться с производством лично. В дальнейшем планируем обеспечивать общественность информацией через СМИ и специально созданный сайт. Будем рассказывать обо всех этапах пусконаладочных работ и результатах совместного мониторинга с представителями общественности.
— А что всё-таки с референдумом по поводу аккумуляторного завода?
— С момента, когда был поднят вопрос о проведении референдума, прошло почти три месяца. За это время исполнительная власть, владельцы и руководство завода проводили встречи с общественностью города и района, предлагали варианты инициирования референдума. Однако инициатив со стороны радикально настроенных активистов так и не исходило. Вместо этого было бойкотирование встреч, призывы к выходу на площадь. Складывается ощущение, что проведение референдума стало невыгодно прежде всего для противников завода.
Между тем современное предприятие, которое способно приносить стране экспортную выручку, до сих пор не введено в эксплуатацию. Это при том, что на сегодняшний день мы действуем в соответствии с законодательством и требованиями природоохраны. Стоит ли еще терять время?
Беседовал Владислав ГРИБАНОВ
Источник: городская газета «Брестский вестник»