Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы
Главная Экономика Инвестору Информация о реализации проекта по строительству аккумуляторного завода ООО «АйПауэр»

Часто задаваемые вопросы

31.01.2019 07:01

На какой стадии находится проведение государственной экологической экспертизы по проекту Брестского аккумуляторного завода?

По строительному проекту «Аккумуляторный завод ООО » АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт» (далее – строительный проект 2017 года) было выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы № 759/2017, утвержденное приказом Государственного учреждения образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.05.2017 № 759-Э.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 5 и подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке, оценке воздействия на окружающую среду», по проектной документации на строительство завода требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) и государственной экологической экспертизы ввиду того, что базовый размер санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) объекта составляет более 300 метров.

Базовый размер СЗЗ производства свинцовых аккумуляторов – 500 м. Принятый для аккумуляторного завода размер СЗЗ соответствует базовому.

В составе строительного проекта 2017 года проводилась оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС). По отчету об ОВОС проводились общественные обсуждения.

Строительным проектом «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт». Внесение изменений (объект: 290476591-550) (далее – внесение изменений в строительный проект) по отношению к строительному проекту 2017 года не планируется увеличения суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более, чем на пять процентов, увеличение объема сточных вод более, чем на пять процентов, не меняется назначение объекта и не планируется предоставление дополнительного земельного участка.

Принимая во внимание требования подпункта 7.7 пункта 7 «Положения о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017  № 47, доработка отчета об ОВОС и его общественные обсуждения не проводились.

По строительному проекту 2017 года проводилась государственная экспертиза, в ходе которой в данный проект были внесены изменения, в том числе в части решений по вентиляции. По результатам государственной экспертизы Республиканским унитарным предприятием «Главгосстройэкспертиза» по объекту «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт» выдано положительное заключение от 15.02.2018 № 58‑17/18. Измененные в строительном проекте 2017 года решения по вентиляции (в ходе проведения государственной экспертизы) учтены при внесении изменений в строительный проект. Данные изменения касаются уточнении диаметров воздуховодов и скоростей потока воздуха для всех вентиляционных систем.

В настоящее время (в ходе строительства аккумуляторного завода) реализована большая часть решений, принятых строительным проектом 2017 года.

Заказчиком произведена закупка нового технологического, пылегазоочистного и водоочистного оборудования. Получена техническая документация производителей (изготовителей) заявленного оборудования. Документация содержит технические, а также экологические, характеристики поставленного на объект оборудования. Она использована проектной организацией при внесении изменений в строительный проект 2017 года.

Ранее принятые принципиальные решения в технологической части проектной документации сохраняются. Внесены изменения с учетом закупленного оборудования.

Решения по возведению зданий и сооружений, прокладке инженерных сетей, предусмотренные строительным проектом 2017 года, сохраняются.

Основные решения, принятые при внесении изменений в строительный проект касаются:

  • участка приёма серной кислоты и подготовки электролита производственного корпуса в части замены оборудования хранения серной кислоты и разбавления серной кислоты;
  • участка производства свинцового порошка производственного корпуса в части: замены оборудования осаждения свинцового порошка и очистки запыленного воздуха;
  • участка формирования батарей производственного корпуса в части замены очистного оборудования от аэрозоли серной кислоты;
  • участка производства свинцовой ленты и участка сборки аккумуляторных батарей в части замены газоочистного оборудования;
  • очистных сооружений производственных сточных вод в части замены оборудования.

Воздействие на компоненты природной среды в проектной документации объекта определено для аккумуляторного завода в целом, при этом учтены:

решения строительного проекта 2017 года по вентиляции, измененные при проведении государственной экспертизы проекта;

решения, измененные внесением изменений в строительный проект.

Изменения и уточнения внесены в раздел «Охрана окружающей среды» проектной документации: в части охраны атмосферного воздуха (изменены параметры ранее запроектированных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, учтены ранее неучтенные источники выделения (технологическое оборудование) и источники выбросов загрязняющих веществ); в части водопотребления и водоотведения - в системе очистки сточных вод аккумуляторного завода и уточнены объёмы хозяйственно-бытовых сточных вод; в части решений по образованию отходов производства и обращения с ними.

По результатам проведения государственной экологической экспертизы сделан вывод о том, что представленные решения, содержащиеся в строительном проекте «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт». Внесение изменений (объект: 290476591-550) соответствуют требованиям: законодательства об охране атмосферного воздуха, законодательства об охране и использовании вод, законодательства об охране и использовании животного мира, законодательства об охране и использовании растительного мира, законодательства об охране и использовании земель, законодательства об охране и использовании недр, законодательства об обращении с отходами, законодательства о государственной экологической экспертизе.

Выдано положительное (с условиями) заключение № 270/2019 государственной экологической экспертизы по строительному проекту «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт». Внесение изменений (объект: 290476591-550).

Оценка соответствия (или несоответствия) фактических параметров заявленным значениям, указанным в проектной документации по объекту, осуществляется на стадии приемки объекта в эксплуатацию, в частности, в рамках осуществляемой Центром административной процедуры «Выдача заключения о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности», предусмотренной пунктом 3.18 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

В случае несоответствия фактических параметров проектным, при приемке объекта в эксплуатацию заключение о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности Центром не будет выдано.

(Источник: Государственное учреждение образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь )

Какое оборудование будет использоваться на заводе?

Завод будет оснащен самым современным роботизированным технологическим оборудованием европейского и корейского производства.

Основными поставщиками оборудования и технологий являются - Италия, Франция, Дания, Корея.

Стоит отметить, что аналогичное оборудование, в том числе по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды, используется на заводах международных корпораций ExideTechnologies и JOHNSON CONTROLS локализованных в США, Германии, Франции, Польше, Италии, Испании.

На заводе будет достигнут высокий уровень автоматизации основных и вспомогательных технологических процессов.

Применение прогрессивных технологий и современного оборудования позволит создать экологически безопасный цикл производства за счёт снижения объёма отходов и увеличения доли материалов, повторно использующихся в технологическом процессе.

 

Хотелось бы поподробнее узнать о характеристиках системы аспирации на строящемся заводе. В частности, интересует производитель и марка оборудования.

По итогам проведения переговоров по выбору организации на поставку Газоочистного оборудования для строящегося аккумуляторного завода ООО «АйПауэр», выбрана компания ЭКОФИЛЬТР, г. Санкт-Петербург, (www.efilter.ru)

В соответствии с Техническим заданием на закупку «Газоочистных установок» компания «Экофильтр» будет поставлять фильтр рукавно-катриджный СРФ10КР с импульсной продувкой, который отвечает всем заявленным требованиям — производительность, температурный режим, химический состав газовоздушной смеси, влагосодержание, концентрация пыли на входе, концентрация пыли на выходе и др. На оборудование имеется Декларация соответствия Таможенного союза о соответствии требованиям ТР ТС 010/2011.

В качестве фильтрующего элемента будет использован фильтровальный материал с микропористым ПТФЭ покрытием. Для справки: ПТФЭ – это нетканый материал, изготовленный на основе синтетических полистирольных смол, который обладает полной экологической безопасностью для здоровья людей и окружающей среды.

Эти покрытия обеспечивают поверхностно ориентированную фильтрацию пыли, пыль не проникает в глубину фильтровального материала. Микропористые поверхностные покрытия на основе ПТФЭ демонстрируют дополнительные положительные результаты. Этот полимер антиадгезивен (препятствует прилипанию) по своей химической природе. По этой причине осевшая пыль будет легко удалена с поверхности фильтра. По сравнению с обычным фильтровальным материалом, перепад давления в фильтре с ПТФЭ покрытием значительно ниже. Потребление сжатого воздуха снижается, и срок службы рукавов будет увеличен. Кроме того, это покрытие обладает устойчивостью к температурному и химическому воздействию.

 

Согласно каким критериям и нормативным документам установлена санитарно-защитная зона для аккумуляторного завода ООО «АйПауэр»?

В соответствии с пунктом 188 Приложения к Санитарным нормам и правилам «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее - Минздрав) 15.05.2014 № 35 (действовавшим на момент разработки проектной документации), для производства свинцовых аккумуляторов определён базовый размер санитарно-защитной зоны 500 м.

Справочно: СЗЗ — территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает достаточный уровень безопасности для здоровья населения от вредного воздействия (химического, биологического, физического) на её границе и за ней.

На аккумуляторном заводе ООО «АйПауэр» не предусмотрены технологические процессы по вторичной переработке цветных металлов (свинец не восстанавливается из свинецсодержащего лома и отходов). В качестве сырья предусмотрено использование свинца и его сплавов в готовом виде. В связи с этим пункт 181 указанного Приложения (производство по вторичной переработке цветных металлов (меди, свинца, цинка и другое) в количестве более 3 тыс. т/год - базовый размер СЗЗ 1000 метров) не применяется.

В Санитарных нормах и правилах, утверждённых постановлением Минздрава от 11.10.2017 № 91 и действующих с 02.11.2017, также для производства свинцовых аккумуляторов определён базовый размер СЗЗ - 500 м.

Согласно требованиям указанных санитарных норм и правил при соблюдении базовых размеров СЗЗ разработка расчётной СЗЗ, проекта СЗЗ и проведение расчётов по оценке рисков воздействия на здоровье населения деятельности объекта не требуется.

Аналогичные подходы установления СЗЗ для предприятий по производству свинцовых аккумуляторных батарей (500 м) определены санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан.

 

Проводились ли общественные обсуждения отчёта об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при строительстве аккумуляторного завода ООО «АйПауэр»?

Строительство аккумуляторного завода в Бресте в целом, и проведение процедуры общественных обсуждений отчёта об оценке воздействия на окружающую среду в частности, отвечает требованиям законодательства.

В соответствии с требованиями подпункта 4.5 пункта 4 Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчётов об оценке воздействия на окружающую среду, учёта принятых экологически значимых решений, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2016 № 458, Брестским райисполкомом были организованы общественные обсуждения по отчёту об ОВОС по Объекту на территории Брестского района.

Учитывая, что планируемое предприятие расположено на территории Брестского района, а его потенциальное опасное воздействие не выходит за пределы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) и не затрагивает иные административно-территориальные единицы, то общественные обсуждения были организованы только на территории Брестского района. Распоряжением председателя Брестского райисполкома от 02.12.2016 № 221-р была создана соответствующая комиссия для подготовки, организации и проведения общественного обсуждения отчёта об ОВОС.

В районной газете «Заря над Бугом» были размещены два уведомления об общественных обсуждениях отчёта об ОВОС по Объекту: в номере от 24.11.2016 № 47 (предварительно до создания комиссии) и в номере от 08.12.2016 № 49 (после создания комиссии).

Уведомления были опубликованы в газете, которая является одним из распространённых печатных изданий на территории Тельминского сельского совета, а также официальным печатным изданием Брестского районного Совета депутатов и Брестского райисполкома.

Кроме того, уведомление было размещено на официальном сайте Брестского райисполкома (brestrik.gov.by) 07.12.2016 со сроком проведения общественного обсуждения с 08.12.2016 по 07.01.2017.

Срок подачи заявлений о необходимости проведения общественного собрания и о намерении проведения общественной экологической экспертизы в последнем уведомлении был установлен до 22.12.2016.

Возможность ознакомления общественности с отчётом об ОВОС была предоставлена Брестским райисполкомом (отчёт был размещён в электронном виде на сайте райисполкома) и ООО «АйПауэр» (с отчётом можно было ознакомиться в офисе организации).

Протокол общественных обсуждений отчёта об ОВОС был утверждён заместителем председателя Брестского райисполкома 09.01.2017. Согласно протоколу общественных обсуждений за время проведения процедуры общественных обсуждений замечания и предложения (в том числе в части проведения собрания и общественной экологической экспертизы) от общественности не поступали и общественные обсуждения признаны состоявшимися.

Срок проведения общественных обсуждений отчёта об ОВОС по Объекту со дня опубликования второго уведомления до момента утверждения протокола составил не менее 30 дней (с 08.12.2016 по 07.01.2017). Фактически период проведения общественных обсуждений можно расценивать с 27.11.2016 по 07.01.2017 (более 30 дней), в рамках которого замечания и предложения от общественности не поступали.

Таким образом, местными органами власти была обеспечена возможность реализации прав граждан на доступ к полной, достоверной и своевременной экологической информации.

В целом, проведение процедуры общественных обсуждений отчёта об ОВОС по Объекту (включая оформление документов) отвечает требованиям законодательства.

 

Какая организация была выбрана для проведения ОВОС?

ООО «Экология-сервис» - независимая организация, имеет опыт проведения общественных обсуждений, проведения исследований в рамках проведения ОВОС, составления отчетов об ОВОС. Также данная организация имеет свою испытательную лабораторию. Персонал прошел обучение в ГУО «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 

Может ли быть повторно инициировано проведение ОВОС?

В постановлении Совмина имеется только процедура внесения изменений в ОВОС.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь 19.01.2017 № 47 «ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду», доработка отчета об ОВОС, в том числе по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе проведения общественных обсуждений отчета об ОВОС и от затрагиваемых сторон, в случаях:

1) выявления одного из следующих условий, не учтенных в отчете об ОВОС:

  • планируется увеличение суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на пять процентов от первоначально предусмотренной в отчете об ОВОС;
  • планируется увеличение объемов сточных вод более чем на пять процентов от первоначально предусмотренных в отчете об ОВОС;
  • планируется предоставление дополнительного земельного участка;
  • планируется изменение назначения объекта;

2) внесения изменений в утвержденную проектную документацию при выявлении одного из следующих условий:

  • планируется увеличение суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на пять процентов от первоначально предусмотренной в утвержденной проектной документации;
  • планируется увеличение объемов сточных вод более чем на пять процентов от первоначально предусмотренных в утвержденной проектной документации;
  • планируется предоставление дополнительного земельного участка;
  • планируется изменение назначения объекта.

 

Допустимо ли осуществление ООО «АйПауэр» деятельности, связанной с производством, переработкой и хранением опасного материала свинца на территории свободной экономической зоны, не противоречит ли это Закону Республики Беларусь «О свободных экономических зонах»?

На рассматриваемом заводе не предусмотрено производство по вторичной переработке цветных металлов, не будет выплавки свинца непосредственно из руд и концентратов, а также изготовления серной кислоты, а плавление (расплав) чушек свинца будет являться частью технологического процесса по производству аккумуляторных свинцовых батарей. Учитывая, что итоговым продуктом хозяйственной деятельности предприятия будут являться аккумуляторные свинцовые батареи, данная хозяйственная деятельность предприятия не относится к запрещенным видам деятельности в свободных экономических зонах согласно статье 5 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».

 

Дополнительную информацию Вы можете найти на интернет-ресурсах:

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды

Свободной экономической зоны «Брест»

Корпоративном сайте www.1ak-group.com

все новости

Государственные органы и организации Беларуси