Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

Правоприменительная практика в сфере защиты прав потребителей

02.06.2014 10:06

Правоприменительная практика в сфере защиты прав потребителей 

Ежедневно граждане вступают в отношения, затрагивающие права потребителя. Общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей определены Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З "О защите прав потребителей" (далее - Закон).

Защита прав потребителей является одним из основополагающих факторов развития экономики. Целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных прав и интересов.

В то же время перестройка экономики, либерализация, создание условий для свободного движения товара, повышение конкуренции, изменение номенклатуры потребительского рынка являются своего рода лакмусом, позволяющим выявлять проблемы, возникающие при применении положений Закона на практике.

В связи с этим хотелось остановиться на некоторых аспектах применения норм Закона на практике.

1. Возврат и замена некачественного технически сложного или дорогостоящего товара.

Потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара (товар, стоимость которого в 400 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день продажи товара) только в случае обнаружения существенных недостатков (п. 2 ст. 20 Закона).

Справочно. Под существенным недостатком товара понимается:

1) неустранимый недостаток;

2) недостаток, который не может быть устранен без:

- несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара, определяемой на момент устранения недостатка);

- несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка);

3) недостаток выявляется неоднократно или проявляется вновь после его устранения;

4) другие подобные недостатки (ст. 1 Закона).

Перечень таких технически сложных товаров утверждается Правительством Республики Беларусь. В настоящее время перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их замены, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 N 778 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" и включает:

автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

мотоциклы, мотороллеры;

снегоходы;

прогулочные суда и другие плавучие средства бытового назначения, лодочные моторы;

холодильники и морозильники;

стиральные машины автоматические;

телевизоры, видеомагнитофоны, видеоплейеры, видеокамеры;

бытовую вычислительную и множительную технику;

персональные компьютеры, периферийные устройства к ним;

тракторы, номерные агрегаты к ним, мотоблоки и мотокультиваторы.

Важно знать!

Требование о замене некачественного технически сложного товара потребитель вправе предъявить только при наличии существенных недостатков.

Наличие в товаре существенных недостатков позволяет заменить некачественный технически сложный товар или дорогостоящий товар на товар надлежащего качества.

Требование о расторжении договора и возврате уплаченной суммы потребитель вправе предъявить в отношении любого товара (технически сложного, дорогостоящего или иного), даже с незначительным недостатком. При этом не требуется предварительно предъявлять продавцу какие бы то ни было иные требования (например, о замене товара, устранении недостатка и т.д.).

Пример. Потребитель обратился к продавцу с требованием о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате денег за некачественный холодильник. Согласно акту сервисного центра в холодильнике обнаружен производственный брак, который не является существенным. Вместе с тем продавцом на этом основании было отказано потребителю в удовлетворении его требования.

В данном случае отказ потребителю в удовлетворении его требования о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате денег является неправомерным.

В силу предписаний пункта 3 статьи 20 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не оговорены продавцом, вправе потребовать расторжения договора розничной купли-продажи товара и возврата уплаченной за некачественный товар, в том числе технически сложный и дорогостоящий товар, денежной суммы. При этом условие о наличии существенного недостатка в товаре в данном случае не применяется. В связи с этим продавец обязан в соответствии со статьей 25 Закона удовлетворить требование потребителя незамедлительно. В случае если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать семи дней со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение указанных сроков продавец, допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% стоимости товара (ст. 26 Закона). При этом цена товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) или на день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно. Если на день реализации потребителю товара его цена была выше, чем цена аналогичного товара на момент выплаты неустойки или на день вынесения судебного решения, размер неустойки определяется исходя из цены товара на день его реализации потребителю.

2. Соразмерное уменьшение покупной цены товара.

В соответствии со статьей 20 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору заявить одно из требований, предусмотренных статьей 20 Закона, в том числе требование соразмерного уменьшения покупной цены товара.

Законом и иными нормативными правовыми актами не установлен порядок определения суммы, на которую может быть уменьшена покупная цена товара.

Поскольку данный вопрос не урегулирован законодательно, то по общему правилу размер суммы, подлежащей выплате, определяется по соглашению сторон.

При определении размера уменьшения покупной цены товара могут быть использованы следующие способы:

определение суммы, подлежащей выплате по среднерыночному тарифу на услуги по ремонту идентичного (аналогичного товара) с соответствующими недостатками;

определение суммы, подлежащей выплате по проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с наличием соответствующих недостатков в товаре;

выплата разницы между себестоимостью (оценочной стоимостью товара) ненадлежащего качества и заявленной рыночной стоимостью данного товара.

Важно знать!

В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем такого требования, а если оно добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены (п. 3 ст. 27 Закона).

3. Возмещение потребителю разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя (п. 4 ст. 27 Закона).

Данное право гарантирует потребителю возможность в случае возврата товара ненадлежащего качества приобрести соответствующий товар без доплаты разницы в цене, т.е. не нести убытки.

Справочно. Министерство торговли Республики Беларусь письмом от 04.08.2011 N 10-19/551к "О некоторых вопросах защиты прав потребителей" в целях формирования единой практики и установления единых подходов относительно термина "соответствующий товар" определило, что исходя из анализа норм статьи 474 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), статей 26 и 27 Закона, по совокупности признаков, определенных в Законе и ГК, а также гарантированной Законом защиты прав потребителей применительно к пункту 4 статьи 27 Закона под "соответствующим товаром" следует понимать:

идентичный товар, т.е. товар той же марки, типа, артикула и др., что и товар, возвращаемый потребителем продавцу как некачественный, либо

при отсутствии идентичного товара товар, схожий с приобретенным товаром по назначению, набору функциональных (технических, физических, качественных) характеристик, размеру и находящийся с приобретенным товаром в одном ценовом ряду. При этом в данном случае различия в производителе, товарном знаке товаров и незначительные различия в их внешнем виде не учитываются.

В случае обращения потребителя с требованием о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате выплаченной денежной суммы за приобретенный товар и разницы в цене между приобретенным и соответствующим товаром цена соответствующего товара определяется следующим образом:

по цене идентичного товара у продавца на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения;

при отсутствии идентичного товара у продавца - по отпускной цене идентичного товара производителя (поставщика) на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения (определяется по запросу) с применением торговой надбавки, обычно применяемой продавцом при продаже такого товара;

при отсутствии идентичного товара у производителя, поставщика (снят с производства, прекращена поставка и т.д.) - по цене товара, схожего с приобретенным товаром по назначению, набору функциональных (технических, физических) характеристик, размеру и находящегося с приобретенным товаром в одном ценовом ряду.

Справочно. Понятие термина "один ценовой ряд" предполагает, что к одному ценовому ряду относятся товары, схожие (наиболее близкие) по цене, назначению, набору функциональных (технических, физических, качественных) характеристик, потребительских свойств.

 

4. Проведение проверки качества и экспертизы товара.

Продавец, к которому обратился потребитель в случае приобретения им товара ненадлежащего качества и заявил одно из требований, указанных в статье 20 Закона, обязан принять такой товар у потребителя и удовлетворить его требование, если не сомневается в его обоснованности. Однако в случае сомнения Закон предоставляет продавцу право провести проверку качества товара. Проверка качества может быть проведена продавцом (как самостоятельно (силами своих сотрудников), так и с привлечением специалистов сервисного центра, изготовителя и др.). Вместе с тем необходимо помнить, что проведение проверки качества является правом, а не обязанностью продавца. Продавец может не проводить такую проверку, если у него отсутствуют обоснованные сомнения в причинах возникновения недостатка товара.

На практике встречаются следующие нарушения требований Закона при проведении проверки качества продавцом:

продавец отказывается принять товар ненадлежащего качества у потребителя без соответствующего заключения сервисного центра;

неисполнение продавцом обязанности информирования потребителя о его праве на участие в проверке качества, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, - также о месте и времени проведения проверки качества товара.

Важно знать!

Согласно Закону потребитель вправе участвовать в проведении проверки качества лично или через своего представителя.

Письменное уведомление потребителя Законом не предусмотрено.

Проверка продавцом качества товара не является экспертизой качества товара.

Вместе с тем зачастую продавец, а также сам потребитель принимают проверку качества, проведенную продавцом, уполномоченным сервисным центром, за экспертизу.

Справочно. Экспертиза - система действий по установлению соответствия товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) требованиям законодательства, условиям договора и (или) документации, выданной на товар (результат выполненной работы, оказанную услугу) изготовителем (исполнителем), а также информации о товаре (работе, услуге) фактическим характеристикам товара (работы, услуги), осуществляемых на основе специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности (Положение о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 N 26 (далее - Положение).

В силу пункта 9 статьи 20 Закона при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Важно знать!

Экспертиза проводится за счет продавца.

Потребитель вправе оплатить экспертизу самостоятельно, однако в этом случае продавец должен быть извещен о таком решении потребителя.

Потребитель должен быть извещен продавцом о месте и времени проведения экспертизы в письменной форме.

Потребитель вправе принять участие в проведении экспертизы товара лично или через своего представителя.

В течение гарантийного срока доказывать отсутствие недостатка в товаре или его причину должен продавец, по истечении гарантийного срока - потребитель (например, найти эксперта, получить соответствующее заключение эксперта).

Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

В случае несогласия с выводами экспертизы потребитель вправе оспорить заключение в судебном порядке.

Экспертизу в соответствии с пунктом 4 Положения вправе проводить:

аккредитованные органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

государственные судебно-экспертные учреждения и лица, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги - судебно-экспертная деятельность;

торгово-промышленные палаты - по вопросам качества товаров;

общественные объединения потребителей.

Экспертная организация вправе отказать потребителю, продавцу, изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю или государственному органу по защите прав потребителей в проведении экспертизы в случае отсутствия у экспертной организации:

соответствующей материально-технической базы для проведения экспертизы;

специалистов по проведению экспертизы, специализирующихся на проведении исследований (испытаний, анализа, оценки) товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), подлежащих экспертизе.

При отказе экспертной организации от проведения экспертизы экспертизу вправе провести:

ремонтные организации, за исключением ремонтных организаций, уполномоченных на устранение недостатков и (или) техническое обслуживание товаров изготовителями (продавцами, поставщиками, представителями), изготовившими (реализовавшими) товары, подлежащие экспертизе;

изготовители (исполнители), за исключением изготовителей (исполнителей), изготовивших товары (выполнивших работы, оказавших услуги), подлежащие экспертизе.

Оплата экспертизы производится:

продавцом, изготовителем, поставщиком, представителем или исполнителем, подавшим заявление, в размере и сроки, определенные экспертной организацией;

продавцом, изготовителем, поставщиком, представителем или исполнителем, указанным в заявлении, письме, в размере и сроки, определенные экспертной организацией, - при подаче заявления потребителем или представлении письма государственным органом по защите прав потребителей.

Экспертная организация вправе отказаться от проведения экспертизы, если ее оплата не произведена соответствующим лицом в размере и сроки, определенные экспертной организацией (п. 12 Положения).

В соответствии с пунктом 14 Положения экспертиза проводится в сроки, предусмотренные техническими нормативными правовыми актами или иным законодательством, а если такие сроки не предусмотрены, то в течение 10 дней со дня оплаты экспертизы.

Экспертная организация вправе продлить эти сроки проведения экспертизы, если объем ее работы не позволяет провести экспертизу в указанные сроки, но не более чем на один месяц со дня подачи заявления (письма).

Экспертная организация по согласованию с заявителем (государственным органом по защите прав потребителей) определяет конкретное время проведения экспертизы.

Внимание! Объектами экспертизы пищевых продуктов не могут являться пищевые продукты, приобретенные потребителями. Объектами такой экспертизы являются образцы (пробы) продуктов, отобранные в месте их продажи или у изготовителей в установленном законодательством порядке

 

все новости

Государственные органы и организации Беларуси