Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

Чего же не хватает вашему ребенку (о любви к детям)

27.02.2015 07:02

Каждый человек, независимо от возраста нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности. Но этого, оказывается, недостаточно. Человеку нужно ещё, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Любая потребность может оказаться неудовлетворенной, и это приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям. Предположим, человеку крупно не везет, одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах, депрессия или обида и гнев на «виновников».

Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов. Во-первых, они открыли, что самооценка сильно влияет на жизнь и даже на судьбу человека. Так, способные дети, но с низкой самооценкой хуже учатся, плохо ладят со сверстниками, учителями, менее успешны потом во взрослой жизни.

Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют, муштруют, самооценка его оказывается низкой, он чувствует себя ущербным.

Общий закон прост – в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Но инстинкт самосохранения заставляет бороться за психологическое выживание.

Ребенок ждет подтверждений, что он хороший мальчик, а ему говорят: «Ты плохой мальчик». Малыш, топая ногой, возражает: «Нет, я хороший, ты сама плохая». В ответ часто родители могут наказать ребенка, но этим лишь усугубляется его отрицательное переживание, потому что сейчас его чаша горечи переполнена, и уши его не слышат, что говорит родитель, его просто нужно выслушать.

От повторяющихся знаков любви у малыша складывается ощущение: «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствий, критики – «я плохой».

Наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение «ты плохой!», критику ошибок «ты не можешь!», игнорирование – «мне не до тебя», «ты нелюбим».

А ведь если недовольство или страдание ребенка повторяются по одному и тому же поводу, если он постоянно ноет, просит поиграть, почитать, или наоборот драчлив, грубит, то причина в неудовлетворении какой-то потребности. Ему, возможно,  не хватает вашего внимания или наоборот, чувства самостоятельности, или он страдает от запущенной учебы или неуспехов в школе.

Насколько мать стремится почувствовать переживания ребенка я наблюдала однажды. Идет молодая особа, целиком поглощена разговором по телефону, а рядом рыдает малыш, нетерпеливо дергает за одежду. И никакого внимания. Глядя на эту картину, сердце разрывалось: как хотелось малышу, чтобы мама поговорила с ним о машинах, о птичках, о солнышке, ему хотелось любви и внимания, быть услышанным, он соскучился за день по ней и сигналил об этом своим плачем. Но, увы. Многие скажут, пустяк. Не пустяк, по этой схеме мама будет и дальше выстраивать отношения с сыном. А через годы станет жаловаться на его черствость  

Душевная копилка ребенка работает непрерывно. Неизгладимо влияние того, что бросается туда в младенчестве, а дальше, по мере взросления, – в душе ребенка накапливаются или дары нашего тепла, одобрения, принятия, или тяжкие камни окриков, критики, наказаний. В результате, ребенок, в конце концов, приходит к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохой!». Это – вызов, за которым скрывается горечь отчаяния.

Всегда ли мы это отчаяние слышим? Жизнь показывает, что далеко не всегда. Неблагополучного ребенка продолжают наказывать, критиковать, а затем и вовсе отвергают в семье и школе.

Однажды мама двоих сыновей – подростков мне пожаловалась на старшего, что у него много проблем и в школе, и дома. Разговаривая по телефону с мужем, который был в командировке, она спросила: «А что ты купил нашему «чуду»?». За несколько часов, проведенных в их доме, я бесконечно слышала ласковые обращения к младшему сыну: «Сыночка, Димочка», которых я насчитала 20, и ни одного к старшему. Я спросила у мамы, сколько раз по имени она обратилась к старшему. На лице были недоумение и растерянность, она была застигнута врасплох. Комментарии были излишни. Это был ответ на все ее вопросы, почему мальчик не слушается, почему у него появилась не очень хорошая компания.

А как живется в школе детям, которые получают хорошие оценки, как учитель обращается к «отличникам» и как к отстающим. В первом случае: «молодец», «отлично, как всегда», а во втором: «опять не знаешь», «как всегда, не выучил», «когда же, наконец», «с тобой все ясно».

О том, какой он «хороший», «дорогой», или никому не нужный, неудачник – ребенок узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей.

И если его жизнь складывается из отрицательных переживаний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Он становится «трудным» и для себя, и для окружающих.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Прежде всего, нужно создать условия, которые не противоречат, а отвечают его потребностям. Он хочет много двигаться – создать для этого открытое пространство; хочет исследовать лужи – купить высокие резиновые сапоги; хочет рисовать большие картины – купить кусок дешевых обоев.

Моя знакомая мне рассказала, как однажды, обнимая трехлетнюю дочь, она сказала: «Доченька, ты любовь моя, счастье мое». Девочка спросила: «Мама, а если нелюбовь, то и несчастье?».

Что же делать родителям, чтобы их ребенок рос счастливым?

Прежде всего, конечно,

  • безусловно принимать его;
  • активно слушать его переживания и потребности;
  • бывать вместе (читать, играть, заниматься);
  • не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;
  • помогать, когда просит;
  • использовать в повседневном общении приветливые фразы:
    • «Я по тебе соскучилась»
    • «Мне нравится, как ты…»
    • «Как хорошо, что ты у нас есть»
    • «Ты мой хороший"
  • обнимать по 8 раз в день,

и многое другое, что нужно для радости вашего ребенка. Тогда он обязательно будет чувствовать себя счастливым, а вы не узнаете, что такое трудный ребенок.

Если у вас что-то не получается во взаимоотношениях с вашими детьми, позвоните по телефону 20-15-55 и вместе с психологом вы обсудите свои трудности.

Д.С.Самусевич, психолог ГУ «БОЦГЭиОЗ»

все новости

Государственные органы и организации Беларуси