Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы

Способы снятия эмоционального напряжения у детей

08.10.2020 11:10

Заниженная самооценка как одна из предпосылок эмоционального напряжения. Способы снятия эмоционального напряжения у детей

Самооценка – представление человека о важности своей личности, своих возможностей, качеств и чувств, достоинств и недостатков. Иными словами, самооценка – оценка самого себя.

В современной психологии есть 3 вида самооценки: заниженная, адекватная и завышенная. Завышенная и заниженная самооценки влияют на человека негативно, однако именно заниженная самооценка, согласно исследованиям психологов, связана с низкой психологической устойчивостью, а потому она представляет очень большой риск для психологического здоровья детей.

В случае с заниженной самооценкой у ребенка возможно возникновение эмоционального напряжения в самых элементарных ситуациях (ситуации отказа, просьбы, принятия решений, высказывания своей точки зрения  и т. д.). Потому низкая самооценка делает детей незащищенными от ежедневных мелких неудач. Особенно болезненно дети воспринимают критические замечания, высказанные в грубой форме и направленные на унижение их достоинства, репутации, на непризнание достижений.

Это связано с тем, что люди с низкой самооценкой очень критично относятся к себе и во многом зависят от признания и поощрения других. Они верят, что их признание другими напрямую зависит от их результатов в учебе, спорте и иных видах деятельности. Человеку с заниженной самооценкой кажется, что уровень любви окружающих к нему будет возрастать по мере его успехов, а в случае неудачи окружающие попросту от него отвернутся.

Сенситивным (чувствительным) периодом для становления самооценки является подростковый возраст. Именно в это время происходит становление самосознания (не только познание себя, но и формирование отношения к себе) и физиологические изменения в организме. В подростковом возрасте дети болезненно реагируют на какие-либо изменения в своей внешности, замечания со стороны взрослых  и др.

Очень важным в этот период для подростка является мнение о нем группы сверстников, к которой он принадлежит. Поэтому его самооценка во многом зависит и от мнения окружающих. Даже сам факт принадлежности подростка к такой группе формирует уверенность в себе. И если мнение окружения сверстников о нем будет соответствовать его ожиданиям, то оно поможет ему принять себя таким, каким он является.

В свое время римский император и философ Марк Аврелий писал: «Когда нас принимают такими, какие мы есть – мы принимаем себя». В первую очередь, это принятие должно исходить со стороны близких и родных.

Значительную роль в формировании самооценки подростка играет не только мнение окружающих, но и его собственные достижения. Поэтому для него очень важно знать, что вы верите в его успех. В этом случае могут помочь ободряющие слова. Бывает, в той или иной ситуации дети чувствуют себя неуверенно. Им не хватает смелости, и это часто мешает добиться того, чего бы они хотели и к чему у них есть способности. В подобных случаях каждый ожидает, чтобы его ободрили и поддержали. Например, фразами: «Ты справишься», «Ты обязательно должен(а) попытаться», «Ты лучший(ая)» и т. д.

Если вы родитель и замечаете склонность у ребенка к низкой оценке себя, своих способностей, качеств характера, придирчивость к своей внешности и любые другие проявления низкой самооценки, старайтесь, по возможности, выполнять следующие рекомендации:

отмечайте успехи похвалой, словами поощрения;

поощряйте высказывание собственной точки зрения, а также отмечайте значимость сказанного для вас;

давайте возможность проявлять собственную инициативу;

в случае неудач, подбадривайте позитивными словами;

постарайтесь научить извлекать положительный опыт из трудных жизненных ситуаций, а также делитесь своим опытом преодоления трудностей;

предоставляйте возможность признавать свое право на ошибку. Все мы иногда ошибаемся. Люди, которые чаще ошибаются, но при этом не сдаются и идут вперед, развивают способность конструктивно реагировать на неудачи;

научите подростка конструктивно отказывать или давать согласие на предложения сверстников. Важно ему помочь понять, что прежде, чем давать согласие/не согласие на что-либо, необходимо научиться осознавать, действительно ли он хочет выполнять какие-либо действия, которые ему предлагают.

Формирование самооценки ребенка во многом зависит не только от влияния окружения сверстников, но в большей степени – от мнения родных и близких ему людей. А ваша вера в успех и способности ребенка  –  основа его адекватного отношения к себе.

Вероника Коневега, психолог отдела общественного здоровья Брестского областного ЦГЭиОЗ

все новости

Государственные органы и организации Беларуси