Брестский областной исполнительный комитет

Брестский областной исполнительный комитет
Карта сайта
Прямые телефонные линии
Прямые телефонные линии
Электронные обращения
Электронные обращения
Одно окно
Одно окно
Очередь на жилье
Очередь на жилье
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы
Главная Общество Средства массовой информации

Типичные нарушения при размещении рекламы алкогольной и табачной продукции

04.03.2023 08:03

В последнее время участились случаи размещения (распространения) рекламы производителей алкогольных напитков и их продукции, выполненных в форме рекламной статьи, с нарушениями законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее - Закон) рекламой является информация (в том числе статья, иной авторский или информационный материал):

о продукции, организации или ином объекте рекламирования (в рассматриваемом случае объектами рекламирования являются само предприятие и производимая им алкогольная продукция);

распространяемая в любой форме с помощью любых средств (в данном случае с помощью печатных СМИ);

предназначенная для неопределенного круга лиц (читателями печатных СМИ является неопределенный круг лиц);

направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (привлечение внимания к предприятию и производимой им продукции, продвижение на рынке тех или иных алкогольных напитков).

Среди наиболее типичных признаков нарушений при размещении (распространении) рекламы алкогольных напитков в форме рекламной статьи (в соответствии с требованиями статьи 17 Закона, Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.11.2007 № 1497) являются:

1.  Наличие информации о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков.

Например: «в рецептуру напитков входят ароматные спирты...», «напитки изготавливаются из высококачественных спиртованных соков...», «...в состав напитка, как и в уже выпускаемых аналогах, входят только натуральные компоненты», «....по составам напитков нашего ликероводочного завода сегодня можно изучать энциклопедию лечебных трав», «...напитки стабильно хорошего качества», «плодово-ягодные ...», «виноградные...», «...два десертных...», «...компоненты, которые делают этот вид продукции не только приятным на вкус», «природные компоненты позволяют производить уникальную продукцию», «отличное, превосходное качество продукции» и т.п.

2.  Наличие информации о цене.

Например: «... стоимость нового напитка является приемлемой для потребителя по сравнению аналогичными напитками иностранных производителей и составляет 23 тысячи белорусских рублей».

3.  Наличие изображений алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки).

Например: изображение бутылок на конвейере, льющихся алкогольных напитков, бочек для хранения вина, контур бутылки и т.д.

4.  Наличие наименований видов алкогольных напитков. Например: «...водки особые, в рецептуру которых будут входить...», «...два ликера...», «бальзамы, настойки, наливки, ликеры ...», «водка- «Беларуская гарэлка», настойка «Полесье с зубровочкой», «...вино «Алиготе» и т.п.

5.  Использование образов людей.

Например: фотографии руководителя, технолога предприятия, работников предприятия в цехе; фотографии представителей предприятия или посетителей на выставке алкогольных напитков и др.

6.  Использование образов, высказываний, внушающих, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека.

Например: «...разработали новую рецептуру целебного напитка...», «...компоненты, которые делают этот вид продукции полезным для здоровья...», «по составам бальзамов ликероводочного завода сегодня можно изучать энциклопедию лечебных трав», «...этот напиток будет хорошим дополнением к чаю при простуде», «такие напитки будут хорошим дополнением к отдыху» и т.д.

7.  Отсутствие предупредительной надписи о вреде, который наносит здоровью человека потребление алкогольных напитков или несоответствие размера и графического исполнения такой надписи требованиям законодательства (предупредительная надпись должна быть выполнена четкими буквами, цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой находится надпись, размещаться в нижней части по всей длине площади рекламы и занимать не менее 10 процентов площади рекламы).

Например: отсутствие предупредительной надписи, неконтрастирующие цвета надписи и фона, на котором исполнена эта надпись (белая надпись на светло-оранжевом фоне, серая надпись на черном фоне или наоборот и др. неконтрастные сочетания), предупредительная надпись занимает площадь менее 10 процентов площади рекламы.

Кроме того, согласно статье 12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ответственность за размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков с нарушениями требований статьи 17 Закона несет должностное лицо редакции печатного СМИ.

Также следует отметить, что при размещении в печатных СМИ рекламы алкогольных напитков в форме рекламных статей часто встречаются нарушения общих требований к рекламе - отсутствует информация об учетном номере плательщика и реквизитах лицензии рекламодателя, что является неисполнением требований, предусмотренных пунктами 4,6 статьи 10 Закона.


все новости

Государственные органы и организации Беларуси