В последнее время участились случаи размещения (распространения) рекламы производителей алкогольных напитков и их продукции, выполненных в форме рекламной статьи, с нарушениями законодательства о рекламе.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее - Закон) рекламой является информация (в том числе статья, иной авторский или информационный материал):
о продукции, организации или ином объекте рекламирования (в рассматриваемом случае объектами рекламирования являются само предприятие и производимая им алкогольная продукция);
распространяемая в любой форме с помощью любых средств (в данном случае с помощью печатных СМИ);
предназначенная для неопределенного круга лиц (читателями печатных СМИ является неопределенный круг лиц);
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (привлечение внимания к предприятию и производимой им продукции, продвижение на рынке тех или иных алкогольных напитков).
Среди наиболее типичных признаков нарушений при размещении (распространении) рекламы алкогольных напитков в форме рекламной статьи (в соответствии с требованиями статьи 17 Закона, Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.11.2007 № 1497) являются:
1. Наличие информации о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков.
Например: «в рецептуру напитков входят ароматные спирты...», «напитки изготавливаются из высококачественных спиртованных соков...», «...в состав напитка, как и в уже выпускаемых аналогах, входят только натуральные компоненты», «....по составам напитков нашего ликероводочного завода сегодня можно изучать энциклопедию лечебных трав», «...напитки стабильно хорошего качества», «плодово-ягодные ...», «виноградные...», «...два десертных...», «...компоненты, которые делают этот вид продукции не только приятным на вкус», «природные компоненты позволяют производить уникальную продукцию», «отличное, превосходное качество продукции» и т.п.
2. Наличие информации о цене.
Например: «... стоимость нового напитка является приемлемой для потребителя по сравнению аналогичными напитками иностранных производителей и составляет 23 тысячи белорусских рублей».
3. Наличие изображений алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки).
Например: изображение бутылок на конвейере, льющихся алкогольных напитков, бочек для хранения вина, контур бутылки и т.д.
4. Наличие наименований видов алкогольных напитков. Например: «...водки особые, в рецептуру которых будут входить...», «...два ликера...», «бальзамы, настойки, наливки, ликеры ...», «водка- «Беларуская гарэлка», настойка «Полесье с зубровочкой», «...вино «Алиготе» и т.п.
5. Использование образов людей.
Например: фотографии руководителя, технолога предприятия, работников предприятия в цехе; фотографии представителей предприятия или посетителей на выставке алкогольных напитков и др.
6. Использование образов, высказываний, внушающих, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека.
Например: «...разработали новую рецептуру целебного напитка...», «...компоненты, которые делают этот вид продукции полезным для здоровья...», «по составам бальзамов ликероводочного завода сегодня можно изучать энциклопедию лечебных трав», «...этот напиток будет хорошим дополнением к чаю при простуде», «такие напитки будут хорошим дополнением к отдыху» и т.д.
7. Отсутствие предупредительной надписи о вреде, который наносит здоровью человека потребление алкогольных напитков или несоответствие размера и графического исполнения такой надписи требованиям законодательства (предупредительная надпись должна быть выполнена четкими буквами, цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой находится надпись, размещаться в нижней части по всей длине площади рекламы и занимать не менее 10 процентов площади рекламы).
Например: отсутствие предупредительной надписи, неконтрастирующие цвета надписи и фона, на котором исполнена эта надпись (белая надпись на светло-оранжевом фоне, серая надпись на черном фоне или наоборот и др. неконтрастные сочетания), предупредительная надпись занимает площадь менее 10 процентов площади рекламы.
Кроме того, согласно статье 12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ответственность за размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков с нарушениями требований статьи 17 Закона несет должностное лицо редакции печатного СМИ.
Также следует отметить, что при размещении в печатных СМИ рекламы алкогольных напитков в форме рекламных статей часто встречаются нарушения общих требований к рекламе - отсутствует информация об учетном номере плательщика и реквизитах лицензии рекламодателя, что является неисполнением требований, предусмотренных пунктами 4,6 статьи 10 Закона.